Нина Шушакова
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Зимующие птицы» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированные задачи:
Образовательные : активизировать словарь по теме; учить образовывать множественное число имен существительных в именительном падеже; упражнять детей в употреблении в речи предлога «на». Учить составлять предложения, опираясь на схемы.
Развивающие : развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, развивать память,общую моторику, внимание, речь. расширять словарь детей развивать логическое мышление (учить отгадывать загадки).
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию „Зимующие птицы“ в средней группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке.
Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Беседы о зимующих птицах. Чтение художественной литературы по теме.
Оборудование: снеговик, картинки с изображением зимующих птиц, мяч, рисунок кормушки и дерева.
ХОД:
Воспитатель:
Зима (Суриков И.)
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы — и зима настала.
Воспитатель: О каком времени года стихотворение (о зиме)
-В какие игры вы любите играть зимой?
-Давайте слепим снеговика.
Стихотворение с движением «Снеговик» Н. Пикулева
Снежный ком кувырком Покатился,
И у нас во дворе
Снеговик родился! Сгибают руки в локтях, пальцы сжимают в кулачки, держа снежинки, и вращают перед грудью. Вытягивают руки вперед, ставят руки на пояс.
Воспитатель: Вот какого Снеговика мы с вами слепили! (выставляется фигура снеговика)Красивый снеговик получился Давайте покажем, что он нам нравится
Артикуляционная гимнастика с дыхательными упражнениями.
-Покажем свое восхищение (какой он красивый) Дети поднимают руки, опускают, широко открывают рот (звук А,
-Покажем удивление (какой он большой) округляют губы (звук о,произнося звуки, производят длительный выдох.
Воспитатель: Снеговик увидел на ветке дерева незнакомый предмет. И хочет узнать о нем.
Сегодня мы расскажем Снеговику, что это за предмет,висящий на дереве и для кого он предназначен.
Воспитатель: Что это висит на дереве? (кормушка).
-Кто развешивает кормушки (люди)
-Для кого эта кормушка предназначена? (для птиц)
-Почему люди подкармливают птиц зимой (Потому что птицам тяжело найти корм зимой)
Вот на кормушку уже летит птица.
Гимнастика для глаз
Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)
Но, что бы узнать кто летит, нужно отгадать загадку. Отгадайте, кто.
1. Раздается громкий стук
Среди веток тук да тук.
Чистишь дерево, приятель?
Тук да тук ответил. (дятел)
2. Черная шапочка
и полоска шарфика
у желтогрудой птички
по имени. (синичка)
3. Выпал снег, метут метели,
а к нам гости прилетели,
на рябину посмотри-
там расселись. (снегири)
4. В серой шубке перьевой,
и в морозы он герой,
назови его скорей
кто там скачет? (воробей)
5. Трещала с самого утра
Пор- р -ра, пор-р-ра.
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит. (сорока)
6. Всю ночь летает
Мышей добывает,
А станет светло
Спать летит в дупло. (сова)
7. Окраской сероватая
повадкой - вороватая,
крикунья хрипловатая,
известная персона
кто она? (ворона)
8. Эта птица рядом с нами
мы зовем их сизарями,
и зимой и в голод
не покинет город. (голубь)
-Посмотрите на голубя, какого цвета его перья (тёмно-серого с синеватым отливом.) Этот цвет называется сизый (Словарная работа) 7
Воспитатель: Давайте посмотрим и назовем, кто прилетел на кормушку?
-Как одним словом их можно назвать (Птицы)
- Чем похожи все птицы? (все с крыльями, у них есть клюв, две ноги с коготками, тело покрыто перьями).
- Как можно одним словом назвать всех этих птиц (Зимующие (словарная работа)
-Почему их так называют? (остаются жить рядом с нами и зимой).
-Чем отличаются птицы друг от друга?
Д/и «Какая, какой?»(словарная работа)
- Если у синицы желтая грудка, как можно про неё сказать? Какая она?
Синица- желтогрудая.
-Если у сороки белые бока, как можно про нее сказать? Какая она?
Сорока – белобокая
-Если у вороны черные крылья, как можно про неё сказать? Какая она?
Ворона – чернокрылая
Воспитатель: Давайте покормим птиц, которые прилетели на кормушку. (Картинки)
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Я зимой кормлю всех птиц :
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей —
(загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)
Вот кормушка у дверей.
(показывают одной рукой на кормушку)
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зёрна, семена.
А синице дам я сало,
(загибают и разгибают пальцы, перечесляя корм)
Пусть клюет его она.
(собранными в щепотку пальцами имитируем движения)
Физминутка "Мы играем в стайку"
Мы играем в стайку
Стайка полетай-ка.
Полетели птички
Птички-невелички.
Птички улетают
Устали не знают!
Стоп!
Сели птички на дорожку
Поклевали птички крошки:
Клюю- клю- клю- клюем
Потом песенку поем.
Но быстро зимний день кончается
Птичьи игры прекращаются.
Д/и «Придумай предложение»
Воспитатель: Ребята,рассмотрите схемы и составьте по ним предложения.
Голубь сидит на крыше. Синица сидит на дереве. Воробей сидит на заборе.
Д/и «Каких птиц много на дереве?»
-Ребята, посмотрите, на дерево прилетело много птиц. Давайте про них скажем так:
На дереве много. синиц,
На дереве много. дятлов,
На дереве много. ворон,
На дереве много. снегирей.
Итог занятия. Снеговик рад, что вы, подружили его с птицами.
-Какие это птицы? Как их можно назвать одним словом. (зимующие).
-Почему птицам тяжело найти корм зимой? (снегопад, мороз, ветер, нет корма)
Д/игра «Поймай зимующую птицу»
-Если услышите название зимующей птицы хлопните в ладоши : попугай, голубь, кукушка, ворона, сорока, ласточка, воробей, соловей, дятел и т. д.
Литература
1. Лебедева Л. В., Козина И. В. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста. (средняя группа). Учебно-методическое пособие. с. 54,57 – М. ; Центр пед. обр., 2014.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя. – М. : Мозаика-Синтез, 2016.
3. /www.detiam.com/библиотечка/зимующие-птицы/ [Электронный ресурс](дата обращения :11.12.2020).