марина митрофанова
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Осень на пороге» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
с прилагаемым дидактическим комплексом
по речевому развитию в средней группе.
Тема: «Осень на пороге!»
Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию „Осень на пороге“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
Задачи:
1) Формировать умение слушать и запоминать услышанное, находить ошибки в услышанном, умение поддерживать беседу. «Речевое развитие»
2) Учить образовывать существительные множественного числа: ветер – ветра, лужа – лужи, лист – листья, туча – тучи и т. д. «Речевое развитие»
3) Учить отчетливо произносить звуки [ с ] и [ сь ] в словосочетаниях. «Речевое развитие»
4) Обогащать словарь детей словами: порог, телогрейка, нудные.
5) Учить определять приметы осени, называть три месяца осени.
6) Развивать внимание, координацию движений, воспитывать положительные эмоции при физической нагрузке.
7) Формировать умение активно участвовать в совместной деятельности с педагогом, соблюдать правила игры.
Методы и приё мы:
- практические: дидактическое упражнение, игровые упражнения с мячом, физминутка,
- наглядные: рассматривание сюжетных картинок, образец воспитателя.
- словесные: дидактическая игра, чтение стихотворения, рассказа, художественное слово, объяснение воспитателя, вопросы детям.
Материалы и оборудование: мяч, рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге», сюжетные картинки на тему «Осень».
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физминутка, подвижна игра.
Игровая Дидактические упражнения.
Коммуникативная Беседа, вопросы, отгадывание загадок.
Восприятие художественной литературы Чтение рассказа, обсуждение.
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Воспитатель приветствует детей и предлагает детям отгадать загадки на тему осени.
Дети приветствуют педагога и внимательно слушают его, размышляют, заинтересовываются. Сопоставляют свои знания про времена года, анализируют услышанное и отгадывают загадки про осень. Интерес к НОД.
2. Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки на тему «Осень» и назвать приметы осени.
Упражнение «Исправь ошибки». Воспитатель читает рассказ об осени и предлагает найти и исправить в нем ошибки.
Физминутка: «Листопад». Воспитатель читает стихотворение и показывает движения.
Игра с мячом «Один – много».
Педагог по очереди бросает детям мяч и называет слова в единственном числе.
Воспитатель читает детям рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге», задает вопросы по содержанию рассказа.
Подвижная игра «Собери листочки». Педагог объясняет правила игры. Дети рассматривают картинки, определяют, узнают признаки осени и перечисляют их педагогу.
Дети внимательно слушают, анализируют каждое предложение, рассуждают, высказывают своё мнение, находят и исправляют ошибки в рассказе.
Стоя в кругу, выполняют движения за воспитателем, соответствующие тексту. Стараются четко произносить текст физкультминутки, делая акцент на звуках [с] и [сь].
Дети обдумывают, размышляют, изменяют названное им слово и возвращают мяч, назвав существительное во множественном числе.
Дети внимательно слушают рассказ, воспринимают услышанный рассказ, анализируют услышанное. Называют всех персонажей, первые признаки осени, высказывают своё мнение, отвечают на вопросы, поддерживают беседу.
Дети играют согласно правилам данной игры. Умеют определять признаки осени, знают три месяца осени.
Умеют внимательно слушать и воспринимать услышанное. Находят ошибки и исправляют их. Учатся рассуждать.
Развивается внимание, координация движений. Воспитываются положительные эмоции при физической нагрузке.
Формируется умение четко произносить звуки [с] и [сь] в словосочетаниях.
Образовывают существительные множественного числа.
Умеют отвечать на вопросы воспитателя, высказывают свою точку зрения. Выражают положительное отношение к изменениям в природе.
Соблюдают правила игры.
3. Обобщающая беседа по вопросам.
О чем вы сегодня узнали? Какие основные признаки осени вы знаете? Воспитатель предлагает высказать свое отношение к осени : нравится ли им осень или нет и почему. Дети отвечают на вопросы педагога, высказывают свое мнение, закрепляют и обобщают пройденное. Сформировано умение рассуждать, закреплять, высказывать своё мнение.
Прилагаемый дидактический комплекс.
Рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге».
- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
- Готовы, готовы, готовы.
- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?
Откликнулись звери:
- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
- Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!
- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!
- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!
- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
- А мы, дрозды, на рябину навалимся!
- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
- А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый - осенний.
Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.
Упражнение «Исправь ошибки».
Осенью солнце светит ярко. Осенью очень жарко. Очень часто идет дождь. Листья на деревьях зеленые. Осенью птицы улетают на юг. Осенью распускаются цветы и появляются листья на деревьях.
Игра с мячом «Один – много».
Слова в единственном числе: дождь, ветер, лужа, туча, холод, лист, дерево, облако и т. д.
Физкультминутка.
Тучи в небе кружатся. (Переступают с ноги на ногу.)
Что ни шаг, то лужица. (Ходят на месте с высоким подниманием колен.)
День осенний хмурится, (Руки на поясе, повороты влево – вправо.)
Листопад на улице. (Кружатся на месте.)
По дороге стелется (Легко бегут по кругу.)
Желтая метелица.