Пахомова Света
Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе
Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».
Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Сутеев В.Г.
- «Кораблик», Сутеев
- Темочки
Образовательные:
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа с применением опорных схем. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса.
Развивающие :
Развитие связной речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления. Активизировать использование в речи грамматических форм, при помощи которых образуются ласковые обращения и названия животных. Развитие умения понимать и объяснять смысл поговорок.
Воспитательные:
Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и понимания.
Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание графических схем; подбор слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами; выстраивание серии опорных схем к сказке.
Оборудование: опорные схемы, сказка В. Сутеева «Кораблик».
Предварительная работа:
Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик».
Обсуждение нравственных поступков героев произведения.
Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
Рисование, аппликация, лепка по содержанию сказки.
Ход занятия:
Название этапа Деятельность педагога Деятельность воспитанников
I. Организационный момент. Педагог: Ребята! А вы любите отгадывать загадки? Сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. Скажите, кто это?
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный. (друг). Дети отгадывают загадку про дружбу
II. Основная часть.
1. Подготовка к восприятию текста Педагог: Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом? Отвечают
2. Чтение сказки. Развитие слухового внимания и памяти. - Внимательно послушайте сказку Владимира Сутеева «Кораблик».
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли на речку.
- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся!
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь! Слушают сказку
3. Содержательный и языковой разбор текста
Беседа по содержанию сказки, словарная работа. Педагог: О ком рассказывается в этой сказке?
Педагог: Что придумали друзья?
Педагог: Как они построили кораблик?
Педагог: Чем заканчивается сказка?
Педагог: Какими словами?
Педагог: Каким показан лягушонок в этой сказке?
Педагог: А его друзья какие?
Педагог: Как вы понимаете, что значит поговорка «Один за всех, все – за одного?»
Педагог: Про кого из сказки «Кораблик» можно сказать : Один за всех, все за одного? Перечислите.
Педагог: А к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете?
Педагог: Почему нет, объясните.
Педагог: Подумайте про кого из ваших товарищей можно сказать : Один за всех, все за одного.
Педагог: Молодцы, ребята. Дети: Эта сказка о Лягушонке, Мышонке, Муравье, Жучке, Цыпленке.
Дети: Они придумали построить кораблик, чтобы поплавать на нем, так как они сами не умеют плавать.
Дети: Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку. И, пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!
Дети: Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
Дети: И не догонишь!
Дети: Хвастливый, насмешливый, озорной.
Дети: Смелые, находчивые, трудолюбивые, деловые.
Дети: Это значит помогать друг другу, дружить, заботиться друг о друге.
Дети: отвечают.
Дети: Нет.
Дети: Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними.
4. Лексико-грамматические упражнения по тексту:
Игра «Назови ласково» Педагог: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».
Маленький - лягушонок, желтенький - цыпленок, серенький – мышонок, лист – листочек, скорлупа – скорлупка, солома – соломинка, веревка – веревочка, корабль – кораблик. Дети называют
Игра «Скажи похоже» Педагог: А сейчас поиграем в игру «Скажи похоже».
Думать – размышлять, обидеться – расстроиться, хохотать – смеяться, принести – притащить Дети называют
5. Повторное чтение текста по частям с усложнением. Педагог: Я буду читать рассказ по частям, а вы скажете, всё ли правильно я прочитала.
(Педагог читает текст и преднамеренно допускает ошибки смыслового характера)
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли в бассейн.
- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Педагог: (читает дальше).
- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не подавился!
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Педагог:
Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили самолетик!
Педагог:
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще поплакать, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!
Педагог: Молодцы, ребята! Нашли все ошибки и поправили меня. А теперь я посмотрю умеете ли вы плавать!
Дети: Не в бассейн, а на речку.
Дети: Чуть было не захлебнулся.
Дети: И построили кораблик.
Дети: Не поплакать, а посмеяться.
6. Физкультминутка К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно.
Освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – кроль.
Все, как один.
Плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой. Дети имитируют движения
7. Моделирование сказки с помощью опорных схем Педагог : Посмотрите на схемы. Все ли схемы подходят к нашей сказке? (Педагог показывает серию опорных схем к сказке. Среди них есть схемы, которые не подходят к данной сказке).
Педагог: Уберем лишние схемы. Кто пошел гулять? Куда они пришли?
Педагог: Отберите эту схему.
Педагог: Кто прыгнул в воду? Что он сказал?
Педагог: Отберите эту схему.
Педагог: Почему остальные не стали купаться?
Педагог: Отберите эту схему.
Педагог: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как стал хохотать Лягушонок?
Педагог: Найдите эту схему.
Педагог: Как отнеслись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок к словам Лягушонка?
Педагог: Отберите схему.
Педагог: Что принесли Цыпленок и Мышонок?
Педагог: Отберите эту схему.
Педагог: Что притащил Муравей? Жучок?
Педагог: Отберите эту схему.
Педагог: Что построили друзья? Что они сделали потом?
Педагог: Отберите схему.
Педагог: А что в это время делал Лягушонок?
Дети: В сказке не было Паучка и Котенка. Эти картинки лишние.
Дети: Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок пришли на речку.
Дети: Лягушонок.
Дети: Они не умеют.
Дети: Он сказал «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся.
Дети: Они обиделись и начали думать.
Дети: Листочек и ореховую скорлупку.
Дети: Муравей притащил соломинку, Жучок – веревочку.
Дети: Кораблик. Столкнули в воду и поплыли.
Дети: Он голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл. И не догонишь!
8. Пересказы детей с наглядной опорой в виде графических схем. а) пересказ по цепочке (по одному) с опорой на полную серию опорных схем.
б) пересказ с опорой на неполную серию предметных картинок (для сильных детей) а) пересказывают по цепочке с опорой на полную серию опорных схем.
б) пересказывают с опорой на неполную серию предметных картинок (для сильных детей)
III. Подведение итогов занятия Педагог: Какую сказку вы сегодня пересказывали? О чем эта сказка?
Педагог: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему? Дети: Мы пересказывали сказку про то, как друзья построили кораблик.
Ответы детей