Ольга Овчаренко
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
к организованной образовательной деятельности
по речевому развитию
в подготовительной к школе группе
«Насекомые»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи (образовательная область «Речевое развитие») в подготовительной к школе группе «Насекомые» составлен в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ № 22, на основе Инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофееевой, 6-е издание. В подготовительной к школе группе по развитию речи проводится 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в год, продолжительностью не более 30 минут.
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
В процессе образовательной деятельности происходила интеграция следующих образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Программное содержание:
Цель: развивать связную речь дошкольников, формировать и систематизировать представления детей о насекомых, развивать познавательный интерес у детей к жизни насекомых.
Задачи:
Образовательные:
– продолжать учить детей составлять описательные рассказы,
– закрепить способность детей отгадывать загадки, полным ответом отвечать на вопросы
Развивающие :
– развитие связной речи, умение составлять рассказ, отвечать на вопросы;
– развитие познавательного интереса, воображения, внимания, мышления;
– развитие мыслительной активности, любознательности
Воспитательные:
– воспитывать доброжелательное отношение к насекомым;
– воспитывать доброжелательность, устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.
Представленный конспект является полезным, интересным материалом для совместного взаимодействия педагога и детей, где дети получают, обобщают необходимые знания – обязательный интеллектуальный багаж современного активного ребенка. Организованная образовательная деятельность построена на основе предыдущих занятий в соответствии с возрастными особенностями, в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
- принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих действий воспитателя и детей); - принцип активности (на протяжении всей образовательной деятельности поддерживалась мотивация и интерес у детей);
- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
- принцип психологической комфортности.
Для достижения цели использованы такие методы и приемы: - наглядный (мультимедийный показ, разрезные картинки-пазлы);
-словесный (вопросы, загадки, похвала);
- игровой ( с использованием здоровьесберегающей технологии: физкультминутка);
- прием эмоциональной заинтересованности («Путешествие на лесную полянку»).
Структура организованной образовательной деятельности построена из трёх основных частей. В вводной и заключительной части используется игровой приём (сюрпризный момент, игра-путешествие, который переключает детей на предстоящую деятельность, вызывает интерес к ней.
На втором этапе образовательной деятельности происходит смена видов деятельности, на котором дети получают, повторяют свои знания в умственной и практической деятельности.
Последний этап ООД «Осмысление, итог - рефлексия посвящен подведению итогов и оценке результатов. После проведения образовательной деятельности педагог совместно с детьми проводит рефлексию этой деятельности, анализирует его результативность, освоение детьми программных задач.
Использование различных методических приёмов (сюрпризный момент, отгадывание загадок, игры, помогают поддерживать внимание и интерес детей на протяжении всей ООД.
Форма организации детей различна: ребята свободно передвигаются по групповой комнате. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Задача сделать ООД более интересной, наглядной, эмоционально окрашенной выполнена с использованием современных образовательных технологий – ИКТ. Их использование повысило качество образовательной деятельности, сделала её более разнообразной, что привлекло детей, оказала положительное влияние на мотивацию.
В процессе организованной образовательной деятельности педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок был активным участником. В процессе проведения образовательной деятельности эта цель была достигнута. Всем ребятам хотелось правильно выполнить задания, правильно ответить, рассказать свой рассказ о насекомом. Прослеживалась реализация личностно – ориентированной модели, воспитателем налажены партнерские отношения с детьми.
Все поставленные задачи в процессе организованной образовательной деятельности были решены, цели были достигнуты.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 22
муниципального образования
Усть-Лабинский район
Конспект организованной образовательной деятельности
по речевому развитию
в подготовительной к школе группе
по теме:
«Насекомые»
Подготовила :
воспитатель
Овчаренко Ольга Сергеевна
ст. Ладожская, 2021 год
Цель: развивать связную речь детей, формировать и систематизировать представления, знания детей о насекомых, развивать познавательный интерес у детей к жизни насекомых.
Задачи:
Область «Речевое развитие»
1. Совершенствование речи детей как средства общения.
2. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Насекомые».
3. Продолжать совершенствовать умение составлять описательный рассказ на заданную тему.
4. Использование в речи имен существительных во множественном числе.
Область «Познавательное развитие»
1. Расширение и систематизация представлений детей о насекомых, закреплять в речи названия насекомых, знания об их внешнем виде, повадках, действиях, которые они могут совершать.
2. Развитие логического мышления, творческого воображения, слуховой памяти.
3. Воспитывать гуманное отношение к природе и живым существам.
Область «Физическое развитие»
1. Развитие общей моторики и потребность в двигательной активности.
2. Развитие мелкой моторики рук, координации речи с движением.
Область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Формирование эстетического отношения к окружающему миру.
Оборудование и материалы:
- птичка
- разрезные картинки насекомых на каждого ребенка
- опора-схема (выведена на экран мультимедийной доски)
- мяч резиновый (среднего размера)
Предварительная работа
1. Рассматривание с детьми иллюстраций насекомых, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (голова, грудь, брюшко, беседа о бережном отношении к насекомым.
2. Беседы с детьми в процессе наблюдения за насекомыми на прогулке.
3. Чтение энциклопедической и художественной литературы.
4. Детская мастерская: аппликация и рисование насекомых.
Ход организованной образовательной деятельности:
Организационный момент
Дети сидят полукругом.
Воспитатель:
- Ребята, к нам в гости прилетела птичка. Посмотрите что это за птичка, обратите внимание, она обеспокоена и что-то хочет нам рассказать. Послушайте необычную историю, которая с ней приключилась.
Птичка:
Недавно я летала над лугом, пролетала над полянкой в лесу и встретила удивительных существ. Они такие красивые: коричневые, другие рыжеватые; их было так много, что я их не успела рассмотреть и сосчитать. Эти необычные букашки таскали какие-то соломинки, траву к себе на гору. А другие были с крыльями: такие разноцветные, красивые и садились на цветы. Я любовалась, стоя возле цветка, вдруг, как зажужжит что-то над головой – и прыг в цветок. Я так испугалась и отскочила. Вдруг как прыгнет что-то зеленое из-под ног, и в траву, а там ползает что – то красненькое, маленькое, с черными пятнышками. Я хотела его клюнуть, но тут снова что-то загудело над ухом и как укусит меня – я так испугалась и улетела. Это были не иначе как дикие звери.
Воспитатель: - Ребята, поможем птичке разобраться, кого же она видела? А для этого нам с вами нужно оказаться на полянке в лесу, начинаем наше путешествие, скажем волшебные слова:
Раз, два, три - покружись-
На лесной поляне окажись.
(дети кружатся вокруг себя).
- Но вот мы на лесной полянке (изображение на экране мультимедийной доски).
Дети садятся за столы.
- Посмотрите, на полянке никого, чтобы увидеть, кто живет на полянке, нам нужно отгадать загадки. Воспитатель детям загадывает загадки, на мультимединной доске, на полянке появляется отгаданное насекомое. Загадки:
1. Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)
2. Не зверь, не птица,
Носок как спица,
Летит, кричит,
Сядет - молчит. (Комар)
3. Целый день летает,
Вам надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
4. В лесу у пня беготня, суета,
Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравей)
5. На лугу живёт скрипач, носит фрак и ходит вскач. (Кузнечик)
6. Модница крылатая, платье полосатое,
Ростом хоть и кроха, укусит, будет плохо. (Пчела)
7. Голубой аэропланчик сел на желтый одуванчик. (Стрекоза)
8. Спинка в веснушках. Ах, как неловко!
И покраснела (божья коровка)
Воспитатель:
- Как можно назвать одним словом тех, кто появился на полянке?
Дети: это насекомые.
- Какой основной признак всех насекомых?
- А вы знаете, какие насекомые относяться к хищным, назовите их?
Дети: Стрекоза, кузнечик, божья коровка.
- А почему их называют хищниками?
Дети: Потому что они охотятся за другими насекомыми.
- А есть ли в природе полезные насекомые, назовите их!
Дети: Бабочка, пчела, муравей.
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?
Дети: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск.
Муравьи разносят по лесу семена многих растений….
- А как вы думаете, существуют ли вредные насекомые, назовите их и объясните, какой они наносят вред!
Дети: Муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар больно кусает и разносит болезни….
- Ребята, насекомые приносят как вред, так и пользу. И все они нужны в природе!
- На полянке насекомые живут не по одному, их много.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Один-много».
Вы будете называть насекомых со словом «много». Внимание на экран!
Воспитатель показывает слайды-картинки, а дети проговаривают слова в род. падеже, мн. числа (много бабочек, много пчел и т. д.).
Физкульминутка "Божьи коровки"
Мы божьи коровки (прыжки) -
Быстрые и ловкие (бег на месте!
По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками,
А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем…
Устали ноги от ходьбы (наклоны!
И кушать мы давно хотим (гладим животик…
Домой скорее полетим («летим» на свои места!
«Четвертый лишний»
- Внимательно посмотрите на экран. Подумайте и скажите, какое насекомое лишнее и почему вы так думаете?
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают (бабочка, муравей, стрекоза, пчела).
Лишняя божья коровка, потому что она красного цвета, а остальные насекомые зеленого цвета (бабочка, гусеница, кузнечик, красная божья коровка).
Лишняя муха, потому что она вредное насекомое, а остальные насекомые полезные (муха, пчела, бабочка, божья коровка….
- Молодцы, вы очень внимательные.
Составление рассказов о насекомых
Воспитатель: Ребята давайте теперь составим рассказы о насекомых. Поможет нам в этом опора-схема. Сначала вы расскажете, как называется насекомое и как оно выглядит, потом перечислите части тела насекомого, расскажете, какую пользу или вред оно приносит (с опорой на опору-схему).
Например, Муравей – это насекомое. Он маленький. Муравьи бывают чёрные и коричневые. У муравья есть 6 лапок и усики. Муравьи голос не подают. Питаются муравьи семенами, орехами, соком растений. Муравьи живут в муравейнике. Они защищают лес от вредных насекомых и обогащают почву.
Дети составляют, рассказывают свой рассказ о насекомом.
Игра-сюрприз «Сложи картинку»
Воспитатель: ребята, давайте сделаем для птички сюрприз, соберем портреты насекомых, чтобы она любовалась ими в любое время года.
(Дети садятся за столы, каждый собирает разрезную картинку).
- Какие насекомые у вас получились?
Какое насекомое получилось у Захара? А у Настеньки? У Андрея, что это за насекомое?
Воспитатель: наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад.
Что для этого нужно сделать?
- Правильно, сказать волшебные слова:
Раз, два, три - покружись-
В детском саду окажись.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, кто запомнил, где мы с вами путешествовали?
Кого видели?
Что нового Вы узнали?
Что было интересно, а что вызвало у вас затруднение?
Рецензия
на организованную образовательную деятельность
по речевому развитию «Насекомые»
в подготовительной к школе группе
воспитателя МБДОУ № 22
Овчаренко Ольги Сергеевны
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Насекомые» разработан для детей старшего дошкольного возраста. Цель организованной образовательной деятельности - развитие связной речи дошкольников, систематизация знаний и представлений детей о насекомых.
Для проведения организованной образовательной деятельности педагогом созданы благоприятные условия: организация пространства, перемещения, использование подготовленных материалов.
Педагогом выбрана интеграция различных образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Структура ООД построена из трёх основных частей, которые неразрывно связаны общим содержанием. В начале занятия используется сюрпризный момент, приём игры-путешествия, который переключает детей на предстоящую деятельность, вызывает интерес к ней.
На втором этапе образовательной деятельности происходит смена видов деятельности, на котором дети получают, повторяют свои знания и умения в умственной и практической деятельности.
На заключительном этапе образовательной деятельности воспитателем предусмотрена рефлексия, где педагог совместно с детьми проводит итог проведённой совместной деятельности, анализирует его результативность.
Использование различных методических приёмов (сюрпризный момент, отгадывание загадок, игры) помогают поддерживать внимание и интерес детей на протяжении всего занятия.
В ходе проведения ООД педагог использовал различные педагогические технологии: личностно-ориентированная технология, игровая, здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная.
Анализ образовательной деятельности показал, что материал подобран с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Созданы условия для активизации опыта каждого ребёнка и достижения результата. Применяемые методы и приёмы подобраны правильно и способствуют познавательной активности детей, активизации и развитию речи, удержания интереса и внимания. Поставленные задачи в процессе ООД были решены, цель достигнута.
25.11.2021 г.
Рецензент: Заведующий МБДОУ № 22 Алтухова Л. А.