Лучший педагог года

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в старину» (старшая группа) Видео (1 фото)

Булышкина Ольга Сергеевна
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в старину» (старшая группа) Видео
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию.

Возрастная группа: старшая.

Тема: «Путешествие в старину»

Цель: в процессе познавательно-игровой деятельности с использованием традиционного фольклора (погружения в атмосферу прошлого) создать условия для закрепления элементарных математических представлений.

Задачи.

Социально- коммуникативное развитие.

Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию „Путешествие в старину“ (старшая группа) Видео» размещена в разделах

• Создать условий для развития коммуникативной и социальной компетентности.

• Поощрять взаимовыручку.

• Побуждать детей к самооценке.

Познавательное развитие.

• Формировать представления о гостеприимстве русского народа, о том, как встречали гостей в старину.

• Развивать любознательность, интерес к истории.

• Упражнять в обратном, количественном и порядковом счете в пределах 8.

• Совершенствовать умение различать и называть плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, ромб, овал) и цифры в пределах 8.

• Упражнять в определении местоположения людей относительно себя (справа, слева); определять свое положение по отношению к другому лицу; совершенствовать умение двигаться в заданном направлении (направо, налево).

• Продолжать учить сравнивать два множества, сравнивать смежные числа.

• Закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой.

• Закрепить название текущего времени года, месяца, дней недели, уточнить понимание слов: сегодня, вчера,

Речевое развитие.

• Использование русских пословиц, старых обращений и выражений в речи; ознакомление со значением слов: барыня, квашня, хлебосольство, свитка. Чтение загадок о текущем времени года, месяце, днях недели.

• Расширение словаря у детей.

• Формирование грамматического строя речи (четверо гостей, четыре блина).

• Закреплять умение отвечать на вопросы сколько? который?

Художественно-эстетическое развитие.

• Использование русских народных мелодий, песен. Исполнение в русском народном стиле произведения Е. Благиной «Бесконечная песня».

• Эстетическое оформление предметной среды.

• Приобщение, развитие интереса к традиционному фольклору.

Физическое развитие.

• Использовать известные ранее игры: игру-танец «Знакомство», игру «Кого больше?», хороводную игру «Пир» с новым музыкальным наполнением, хороводную игру «Рассыпала Маланья горох», физкультминутку «Любопытная Варвара» для реализации двигательной активности детей.

Виды деятельности детей: игровая, двигательная, познавательная, музыкальная, коммуникативная.

Формы взаимодействия с детьми: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы работы с родителями:

• Наполнение предметно-пространственной среды.

• Беседа о необходимости рассказа детям «Встреча гостей в моем детстве.»

• Посоветовать родителям не упускать возможности закреплять знания детей о днях недели ежедневно утром; рассказать им о том, в какие игры можно играть для закрепления умения ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Оборудование.

• картузы, кокошники и платочки на всех детей; 3 корзины (с красной, с белой и с зеленой лентой на ручках)

• косынка на каждую тройку детей

• каравай с солонкой на рушнике (круг из картона, поделенный на части (геометрические фигуры: овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб трапеция и части с цифрами от 1 до 8, лежащий на круглой основе с бортиками)

• 4 лавки, стол (на столе хлеб в полотенце, солонка, масло в глиняном сосуде, кувшин, покрытые тканью с народными узорами

• 3 обруча-«стола»; 15 «блинов»; 3 подноса с блюдцами (расположены по принципу домино): на первом – 5, на втором – 6, на третьем – 4; 3 самовара с цифрами: 8,4,3

• рисунки 6 гостей: петушок в сапожках, курица в сережках, селезень в кафтане, утка в сарафане, котик в свитке, кошечка в накидке; 8 тарелок, пронумерованных от 1 до 8, магнитная доска

• 8 бобов – картинок на веревочках

• рисунок вороны

• узелок с угощением (с пряниками, лукошко с грецкими орехами

• музыкальный центр, фонограммы.

Музыкальное сопровождение.

• вступительная тема из к/ф «Усатый нянь»

• тема «Погоня за огнетушителем» из к/ф «Усатый нянь»

• фонограмма: «Внимание! Обратный отсчет»

• «волшебная» мелодия со звоном колоколов

• фонограмма «А у нас сегодня субботея» (минус)

• народная мелодия, в которой солирует гармонь

• фонограмма «Приглашение к столу»

• фонограмма «Мы давно блинов не ели»

• фонограмма «Иван-чай - русский чай»

• фонограмма «А я чайничала»

• наигрыш на балалайке

• фонограмма хора голосов: «Тра-та- та, тра-та-та, отворяйте ворота.»

• фонограмма голосов: «Ко-ко-ко, кря-кря, мур-мур, кря-кря, мяу»

• фонограмма «Рассыпала Маланья бобы»

• фонограмма «Кар-кар!»

• заключительная тема из к/ф «Усатый нянь»

Ход организованной образовательной деятельности

Звучит вступительная тема из к/ф «Усатый нянь»

- Дети, гости в зале нашем.

Улыбнемся им, помашем!

Скажем дружно: «Здравствуйте!»

Не скучайте!

Как мы умеем играть, наблюдайте.

1. Организационно-мотивационный момент.

- А игра нас ждет интересная, познавательная, с переодеванием.

Я сегодня в русском народном костюме. Для мальчиков приготовила картузы, а для девочек кокошники и платочки.

Звучит тема «Погоня за огнетушителем» из к/ф «Усатый нянь»

(дети надевают кокошники и картузы, которые воспитатель предлагает в двух корзинках)

- Да вас и не узнать! Какие вы все красивые! В таком виде да в гости ходить! Эх, попасть бы во времена, когда такая одежда и головные уборы были не костюмами, а повседневной одеждой.

Решено: отправляюсь в путешествие во времени. Ребятушки, только страшно мне одной! Может и вы со мной? Отправляемся? (Да) Вместе не страшено! Чудо в гости к нам приди, в старину нас унеси!

Звучит фонограмма: «Внимание! Обратный отсчет»

Дети считают вместе с воспитателем:8,7,6,5,4,3,2,1.

-Закрывайте глаза!

Звучит фонограмма -«волшебная» мелодия со звоном колоколов

2. Встреча гостей.

- Ой! Ко мне, к Маланьюшке, гости пришли! Давайте поздороваемся согласно русскому обычаю: с поклоном, прикладывая руку к сердцу. Пожелаем здоровья друг другу от всего сердца.

- Здравствуйте!

3. Игра-танец «Знакомство».

- Гости дорогие, давайте познакомимся. Танец на земле русской есть для этого подходящий - «Барыня». Это любимейшая забава: себя показать, других посмотреть. Не ленитесь! Помните, что на Руси барыней называют и лежебок!

Звучит фонограмма «А у нас сегодня субботея»

1 часть (проводится 2 раза).

На быстрый темп дети танцуют, импровизируют в центре (подскоки, присядка, притопы, вращения).

Маланья раздает некоторым детям косынки, которые заранее положила себе на плечи.

На медленный темп образуются тройки: в центре ребенок с косынкой, двое берут его под руки. Тройки выстраиваются в круг, идут по кругу (движения нежные, плавные).

Музыка останавливается - Маланья знакомится: «Мил человек (добрый молодец, сударь, красна девица, гостьюшка дорогая, душенька, сударушка, кто стоит справа (слева) от тебя?» Спрашивает у тех детей, кто с косынкой в руках. Забирает косынку, кладет на плечи. Отвечает: «А я - Маланьюшка.»

Если ребенок ошибается, хозяйка становится за спиной у него: «Ой!. стоит слева (справа) от тебя (поглаживает левую (правую) руку, я ее (его) знаю, а справа (слева) (поглаживает руку) стоит?» Ребенок отвечает, Маланья забирает косынку, кладет на плечи.

2 часть (проводится 1 раз).

На быстрый темп дети танцуют, импровизируют в центре (подскоки, присядка, притопы, вращения). Маланья убирает косынки.

На медленный темп хозяйка танцует, а дети выстраиваются перед хозяйкой друг за другом (пританцовывая).

Маланья под музыку указывает, в каком направлении необходимо идти каждому из гостей: «Направо» («Налево»).

Дети расходятся (движения плавные, величавые, возвращаясь в колонну.

Если гость ошибается, хозяйка произносит: «Ой! Заплутал!» Ребенок поворачивается и, обходя Маланью, идет в правильном направлении.

4. Игровое упражнение «Хлеб да соль!»

Фоном звучит «А у нас сегодня субботея»

- Гость в дом — хозяину радость. (Хозяйка выносит каравай с солью на рушнике (круг из картона, поделенный на части, лежащий на круглой основе с бортиками).

- Хлеб да соль! Отламывайте кусочек, окунайте в соль. Дорогим гостям - самое дорогое в доме. Эта традиция - пожелание добра, достатка. Чтоб у вас все было и ничего не кончалось! (дети разбирают кусочки каравая). Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

- А теперь нужно отведать мой каравай. Вкусен ли он? … сколько раз откусил прежде, чем кусок каравая проглотил? (если на куске цифра), вот это ты кусок отломил! Какая фигура? (если кусок имеет форму круга (овала, квадрата, прямоугольника, треугольника, ромба, трапеции)

Дети смотрят на цифры и геометрические фигуры, называют их. Хозяйка комментирует, показывая всем цифру или геометрическую фигуру. (1- Вкусный каравай у меня, за раз проглотил. 8 - Большому куску и рот радуется.)

- Теперь вы не просто гости, а друзья, готовые разделить со мной «пуд соли»: все мои беды и заботы.

5. Игровое упражнение «Кого больше?»

- Много у меня сегодня гостей! Вот только не пойму, кого больше? Мальчишек или девчонок? Добры молодцы, становитесь по мою правую руку! Красны девицы, становитесь по мою левую руку! Как бы нам узнать, кого больше: мальчиков или девочек, не пересчитывая вас? (Дети отвечают, что нужно разобраться по парам.)

Звучит русская народная мелодия, в которой солирует гармонь

- Хороша гармонь!

- Кому пары не хватило? Значит, кого больше? На сколько больше? А кого меньше? На сколько?

6. Упражнение «Сядем, поговорим ладком».

- Гости дорогие! Добро пожаловать, милости прошу! На каждую лавочку могут сесть две пары, кроме лавочки перед столом. На нее пусть сядут трое. Оставим место для случайного путника. Проходите, рассаживайтесь.

Звучит фонограмма «Приглашение к столу»

- Всем ли места хватило? Посмотри, вместе с тобой,, сколько на лавочке ребят сидит? (Четверо.) А сколько пар? (Две.) А на лавочке перед столом сколько ребят сидит? (Трое) Верно, место для путника у стола найдется.

У меня для каждого найдется и местечко, и словечко. Что я вам сейчас расскажу!

1. У меня лошадка есть

У нее хвостов аж … (1)

Один хвост, не шесть.

2. Сера, дождлива и грустна

Пришла к нам поздняя (осень)

3. Звери в норах уже все заснули

Так бывает лишь (ноябре)

Ноябрь уж на дворе.

4. Сегодня третий день — не ерунда,

Как зовется он (среда)

5. Я вчера, квашню замесила (в кадке тесто на блины поставила, как чувствовала, что гости придут. Какой день недели был вчера? (вторник)

Сегодня блинами буду вас угощать (раскладывая обручи-«столы» в центре на полу)

6. А в конце рабочей недели на ярмарку я еду,

Конец рабочей недели будет в (пятницу)

7. Игровое упражнение «Пир»

Пора и пир начинать, а также хорошее настроение гостям создавать. Становитесь в хоровод.

Звучит фонограмма «Мы давно блинов не ели»

(Дети идут в хороводе вокруг обручей, на проигрыш разбегаются к «столам».) -Прошу за столы! (Дети становятся вокруг обручей, в каждом круге столько человек, сколько блинов на «столе».)

- Сколько гостей за столом? (Трое) А, блинов? (3) Каждому гостю по блинчику!

- Сколько гостей за столом? (Пятеро) А, блинов? (5) Угощайтесь! Всем хватит!

- Сколько гостей за столом? (Семеро) А, блинов? (7) Кушайте на здоровье!

- Вкусны блинчики с липовым медком! Но не в сухомятку же их есть! Приглашаю в хоровод поплясать. Пока я буду кипрей, в народе известный как иван-чай, заваривать. Если чай не попьешь, где силы берешь?

Звучит фонограмма «Иван-чай - русский чай»

(Дети идут в хороводе вокруг обручей, на проигрыш разбегаются к «столам».) - Прошу за столы! Осторожно, чай горячий! Я налила его в блюдца. Сколько гостей за столом? А, сколько блюдец на подносе? (На подносах блюдца расположены по принципу домино.) (Комментарии хозяйки: Хорош чаек! Сама кипрей собирала. Надеюсь, всем гостям угодила.)

- Каков гость, таково ему и угощение! Пойду самовары ставить, буду вас черным чаем угощать с сахарком в прикуску. Черный чай - большая ценность, не для каждого гостя. А вас угощу! Вы в хороводе попляшите пока.

Звучит фонограмма «А я чайничала»

(Дети идут в хороводе вокруг обручей, на проигрыш разбегаются к «столам».) - Прошу за столы! Осторожно, самовары только закипели! Цифра на самоваре укажет, сколько за столом поместится гостей. Сколько гостей за столом?

Попили, поели, поплясали, пора и отдохнуть.

Звучит наигрыш на балалайке

-Эх, балалаечка!

8. Упражнение «Встреча гостей из песенки»

Звучит фонограмма хора голосов: «Тра-та- та, тра-та-та, отворяйте ворота.»

- Ко мне еще гости пришли, из песенки. Помогите: сосчитайте сколько их; узнайте по голосу.

Звучит фонограмма голосов: «Ко-ко-ко, кря-кря, мур-мур, кря-кря, мяу»

-Сколько голосов услышал,. ? (5)

Ай-люли, ай-люли, (поет)

Гости к Маланьюшке пришли: (на доску вывешивает картинки на магнитах)

Петушок в сапожках,

Курица в сережках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

Котик в новой свитке,

Кошечка в накидке.

Все на лавку сели,

Песенку запели:

Ай-люли, ай-люли,

Гости к Маланьюшке пришли.

-Я рада гостям, как новым вестям! Сколько ко мне еще пришло гостей,. ? (6) (Если ребенок затрудняется или ошибается, предложить пересчитать в слух, медленно пропевая) Кто же это так скромно стоял у ворот? Кто голоса не подавал? (петух) Какая красивая свитка у котика. Она покороче кафтана будет и без пуговок. А чтобы не распахивалась, он кушаком подпоясался.

Кто пришел третьим,? Кто пришел пятым,? Кто пришел вторым,. ? Кто пришел четвертым,. ?

, помоги! Поставь перед каждым гостем тарелочку с цифрой (на доске тарелки с цифрами от 1 до 8 в произвольном порядке на магнитах, которая укажет, какой по счету тот или иной гость. Петушок – (первый гость) и т. д. На стол накрыли, вот только, чем гостей потчевать? Все попили, все поели.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в старину» (старшая группа) Видео

9. Игра «Рассыпала Маланья бобы».

- Ах, вот если бы, кабы, Появилися бобы! Форма у бобов … (овал)

… лично собирал! (дает бобы – картинки на веревочках, ребенок раздает их друзьям, кому пожелает)

Звучит фонограмма «Рассыпала Маланья бобы»

На проигрыш и слова «Рассыпала Маланья бобы» дети, у которых нет бобов, идут в хороводе, изображая края тарелки. Дети-бобы также идут по кругу, но спиной и в другую сторону. (Все идут направо.) На слова: «Раскатилися они туды сюды» дети, изображающие края тарелки, хлопают, приплясывая, а дети-бобы пляшут.

- Покатилась …Покатился … (называет 5 имен детей) (Дети-бобы, которых назвали, выбегают за круг.)

- Сколько бобов в тарелке осталось,, пересчитай. (5 бобов) Шестеро гостей, 5 бобов. Гостям то бобов хватит,? (Мало)

- Ах, вот если бы, кабы, Появилися опять бобы! (игра повторяется, только в тарелке остается 6 бобов)

- Сколько бобов в тарелке осталось,, пересчитай. (6 бобов) Шестеро гостей, 6 бобов. Гостям то бобов хватит,? (В самый раз)

- 6 гостей, 6 бобов, каждому по зернышку. Ой, беда,беда, беда! А бобы то подгнили! Не гоже такими угощать!

-Ах, вот если бы, кабы, Появилися опять бобы! (игра повторяется, только в тарелке остается 7 бобов)

- Сколько бобов в тарелке осталось,, пересчитай. (7 бобов) Шестеро гостей, 7 бобов. Гостям то бобов хватит,? (Еще и останется)

-Проверим, разложим бобы из нашей тарелочки на тарелочки гостям! (Дети прикладывают бобы к тарелочкам) Что мы можем сказать о количестве бобов,? (их на 1 больше, чем гостей)

-Вот вы со мной первый пуд соли и съели, помогли мне гостей из песенки отпотчевать. Спасибо!

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

10. Упражнение «Любопытная Варвара»

(выполняется с воспитателем по показу (в зеркальном отражении)

-Ой! Смотрите!

Звучит фонограмма «Кар-кар!»

Далее дети выполняют движения по показу.

- Любопытная Варвара (дети поднимают, опускают плечи, руки на поясе)

Смотрит влево, смотрит вправо, (поворачивают корпус влево, вправо)

Смотрит вверх, смотрит вниз, (поднимают голову вверх, опускают)

Чуть присела на карниз, (делают полуприседания)

А с него спустилась вниз. (резко приседают)

-Ворона Варвара везде летала, много повидала на своем пути, у нее есть чему поучиться. Вот для кого место я берегла у стола. Всякого проезжего, прохожего принято приглашать в дом и угощать. Вот и оставшийся боб пригодится, и кусок хлеба для такого случая отложен. Все гости сыты, довольны. А Варвару я оставлю у себя переночевать. Пусть понежится на мягкой перинке, прежде чем в путь-дорожку отправится.

11. Проводы гостей.

- Спасибо, люди добрые, за честь и внимание. (кланяется) Посидели, погостили, пора и домой. Гостей в дорогу наделяю узелком с пряниками. Примите угощение, не обижайте хозяйку. Дома отведаете. А чтоб вы долгими зимними вечерами вспоминали Маланью, я дам орехов. Вы, ребята, веселые, уверена, и смекалистые, придумаете, как можно использовать орешки в поделках.

Звучит фонограмма: «Внимание! Обратный отсчет»

Дети с воспитателем считают: 8,7,6,5,4,3,2,1.

12. Итог организованной образовательной деятельности. Рефлексия.

- Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Мы много узнали хлебосольстве – гостеприимстве русского народа в старину (о том, как принимали гостей на Руси). В путешествии нас сопровождала русская народная музыка и математические задания. Мы еще раз с вами убедились, что математика повсюду, на каждом шагу. Вы - молодцы, со всеми заданиями справились! Спасибо, что отправились со мной в старину. Вместе, действительно, не страшно. А сейчас возьмите каждый по орешку. (раздает)

- Если вам сегодня все было по плечу - положите орешек в корзинку с зеленой лентой. Если трудности все же возникали – положите в корзинку с белой лентой. Если вы испытывали серьезные затруднения в игре - в корзинку с красной лентой. Подумайте, не спешите.

Фоном звучит заключительная тема из к/ф «Усатый нянь»

Что ж, нам пора в группу. Попрощаемся с нашими гостями: «До свидания!»

Публикации по теме:

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в весенний лес» Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности. по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: «Путешествие.

Конспект непрерывной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Наземный транспорт» Непрерывная организованная образовательная деятельность с детьми Подготовительной группы. Образовательная область: Познавательное развитие.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в страну камней» КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Великий полководец Суворов» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема «Великий полководец Суворов» Цель: Формирование интереса.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к бабушке» Цель: Формирование у детей первоночальных представлений о деревенском быте. Задачи: -расширять знания детей о предметах рукотворного мира.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Путешествие Капельки» Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и вкуса).

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Защитники Отечества» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Возрастная группа: средняя оздоровительная № 5, дети 4-5.

Конспект организованной образовательной деятельности «Лесные животные» (старшая группа) КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности Тема: "Лесные животные". (старшая группа) Цели: Обогащать представления детей о лесных.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в старину» Программные задачи: Развивающие: 1. Средствами нравственно - патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие Смешариков». Старшая группа Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Путешествие Смешариков» для детей старшей группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в старину» (старшая группа) Видео
Опубликовано: 13 июля 2018 в 01:26
+40Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в старину» (старшая группа) Видео» (включая файлы) размещена пользователем Булышкина Ольга Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД