Анастасия Павлова
«Обработка звуков». Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» г. Лениногорск
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»
подготовительная к школе группе
Разработал и провел:
Воспитатель
МБДОУ №12 г. Лениногорск
Павлова Анастасия
2020 учебный год
Конспект ООД по образовательной области : «Речевое развитие»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Публикация «„Обработка звуков“, Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Тема: Обработка звуков с опорой на картинки. Составление связного рассказа.
Интеграции образовательных областей : физическое развитие, познавательное развитие
Цель: развивать у детей связную речь и звуковую культуру речи
Программные задачи:
Воспитательная:
-воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умения работать в группе.
Развивающая :
-обращать внимание детей на правильное звукопроизношение;
-развивать зрительное, слуховое восприятие, память, познавательный интерес.
Образовательная :
-учить детей использовать в рассказе заданные речевые конструкции;
-формировать у детей умение различать на слух и при произнесении звонкие и глухие согласные;
-учить самостоятельно подбирать слова с заданными звуками и с разной длительностью звучания.
Способы организации детей : полукругом
Оборудование: технологическая карта, машина, мишка, кот, петух; парные предметные картинки: санки, зонт, сапоги, звонок, собака, зайцы; мышь, журавль, шишка, ежевика, шампунь, лужа; ваза, флаг, валенки, фартук, вагон, фонарь; курица, гусь, кот, галка, книга, голубь; трава, дрова, топор, дом, тыква, дыня; бант, платье, банка, папка, ботинки, пуговица.
Словарная работа:
Обогащение словаря: глухой, звонкий, гласные, согласные, парные, непарные
Активизация словаря: земляника, брусника, ежевика, голубика, уж, гадюка, медянка, машина, мишка, кот, петух, санки, зонт, сапоги, звонок, собака, зайцы; мышь, журавль, шишка, ежевика, шампунь, лужа; ваза, флаг, валенки, фартук.
Ход ООД:
№ п/п Этап, его продолжительность* Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность детей Методы, формы, приемы Результаты
1. Вводно-организационный
(1 мин.) Создание атмосферы психологической безопасности, полная психологическая готовность детей к занятию. Здравствуйте ребята, сегодня у нас буде интересное занятие.
-Давайте займём свои места, устроимся поудобнее. осознают увиденное, Вводная беседа, игровые упражнения, соревновательные моменты Психологическая готовность
2. Мотивационно-побудительный
(3 мин.) Формирование представлений а предстоящей деятельности её задачах. Воспитатель предлагает вспомнить, как свистит воздух, когда накачивают велосипедную шину, как шелестят листья на деревьях: протяжно произносит звуки [с] и [ш]. Просит детей повторить эти звуки (групповые и индивидуальные ответы). Затем попеременно произносит то звук [с], то звук [ш], прикрывая нижнюю часть лица листом бумаги.
Воспитатель: Когда я произнесу звук [с], поднимите руку, когда звук [ш], хлопайте в ладоши.
Затем педагог произносит различные звукоподражания и по очереди спрашивает детей, например: Шшш. Вова, что это? (Шелестят листья на деревьях.) Отвечают на вопросы Создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, прием «яркое пятно» Внутренняя мотивация на деятельность
3. Артикуляционная разминка (3 мин.) Подготовить артикуляционный аппарат детей к деятельности Ребята, сейчас мы с вами выполним артикуляционную разминку.
-Повторяйте за мной (педагог и объясняет и показывает детям упражнения).
Для губ:
«Исхудавшие пингвины»- втянуть щёки
«Морж широко открывает рот и ловит планктон»- окошечко
«Полярная сова и пингвин снесли яйца»- губы трубочкой вытянуть маленькой и затем большой
«Тюлень цедит воду сквозь зубы»- улыбочка, сблизить зубы: с-с-с-с-с-с-с
Для языка:
«Морж на лежбище»- положить широкий язык на нижнюю губу
«Дельфин-нарвал»- острый язык, иголочкой
«Дельфин-нарвал на охоте»- острым языком двигать влево- вправо
«Тюлень ловит рыбу»- язык чашечкой
«Морской слон рычит»- язык за верхними зубами р-р-р-р-р Повторяют за воспитателем Игровые приемы, упражнения на артикуляцию Артикуляционный аппарат детей подготовлен к дальнейшей деятельности
4. Организованная деятельность
(объяснение нового или расширение имеющихся знаний) (10 мин.) формировать у детей умение различать на слух и при произнесении звонкие и глухие согласные Воспитатель показывает две картинки: санки и зонт. Дети называют предметы. Потом определяют, какой звук первый в слове санки и какой — в слове зонт. Воспитатель предлагает послушать, как звучат звуки з, с. Указывает, что звук с произносится глухо, а звук з — звонко (с участием голоса).
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть свои картинки. Те, у кого есть картинки с предметами на звук с, должны поднять руку. Воспитатель спрашивает, как произносится этот звук — с голосом или без голоса. Аналогичное задание дается и в отношении слов, которые начинаются со звука з.
Такая же работа проводится по звукам ш и ж (воспитатель показывает картинки с изображениями шубы и жабы, предлагает детям назвать начальные звуки и определить, какой из них произносится звонко, а какой — глухо, и т. д.).
Далее воспитатель предлагает детям сказать, названия каких предметов начинаются с глухого согласного и каких — со звонкого. Допущенные ошибки исправляются путем выделения первого звука из слова и проверки его на наличие звонкости (тыльная сторона руки прикладывается к горлу). Выполнят задание Активизация самостоятельного мышления: моделирование, фантазирование, поиск решения проблемной ситуации ИЛИ наглядный показ образца, способа действия, рассказ воспитателя, объяснение с опорой на наглядный материал) Развитие умения различать на слух звонкие и согласные звуки
5. Динамическая пауза
(4 мин.) Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости Воспитатель приглашает детей на ковёр.
-Ребята есть такое выражение:
«Сделал дело - гуляй смело».
-Как вы это понимаете?
Затем воспитатель предлагает детям немного отдохнуть.
Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)
Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)
Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)
Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)
Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)
Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)
Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)
Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)
Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.)
Корова-комол а-тпруки-муки, (Топаем ногами.)
Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.) Выполняют упражнения Игровые приемы Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка, получение нового игрового опыта
6. Организованная деятельность (практическая работа) (10 мин.) учить детей использовать в рассказе заданные речевые конструкции;
учить самостоятельно подбирать слова с заданными звуками и с разной длительностью звучания -Ребята, послушайте игру-сказку «Друзья». Мы будем «угадывать» слова.
Повез однажды шофер Еж Ежович трех друзей — Кота, Петуха и Медвежонка — в город за игрушками. Друзей звали так: у кота в имени был звук и. Кто догадался, как его звали? (Тишка, Мурзик.) А в имени Медвежонка был звук л. Как звали Медвежонка? (Михаиле, Малыш, Косолапый.) А Петуха звали так, что в его имени слышался звук т. Звук т какой, глухой или звонкий?. Какое имя подобрать Петуху? (Петрушка, Петушистый, Голосистый.)
— Едут-едут Тишка, Михаиле, Голосистый по лесным полянкам и песни распевают. А вокруг ягод видимо-невидимо. А названия ягод были длинные. Что это были за ягоды? (Земляника, брусника, ежевика, голубика.)
— На одной из полянок друзья встретили двух змеек. В названии одной было мало звуков и только одна часть (уж, а в названии второй змейки было три части, три слога (гадюка, медянка).
— Въехали зверята в город. Название этого города состояло из трех частей (Коломна, Калуга.). (Если дети называют город, в названии которого два слога, воспитатель предлагает определить, сколько частей в этом слове.) Друзья зашли в магазин игрушек. Кот Тишка купил две игрушки, в названиях которых был звук д. Что же купил Кот? (Удочку, пирамидку, домик, лодочку.) Михайло выбрал для своих братьев-медведей сразу три игрушки, в названиях которых слышался звук м. Какие игрушки выбрал Михайло? (Машину, матрешку.) Голосистый купил игрушку, в названии которой слышались звуки б и р. Что же ему досталось? (Бара-[ бан, рыба, Буратино.) И про Ежа Ежовича не забыли: подобрали для его маленьких ежат веселые игрушки. А их названия были короткими. Что же взяли для ежат? (Мяч, шар.) И поспешили скорее все домой, чтобы затеять веселые игры.
Вот ведь какие истории случаются в жизни маленьких зверят!
Воспитатель вызывает группу детей из четырех человек и предлагает им сообща составить рассказ «Друзья». Предупреждает, что сначала им надо договориться, кто о чем будет рассказывать, кто начнет, кто продолжит и кто закончит рассказ. Вставляют пропущенные слова Выполнение практических работ
Развитие умения использовать в рассказе заданные речевые конструкции
7. Заключительный этап (открытый выход из деятельности)
(4 мин.) Подведение итогов ООД, обобщение полученного опыта ребёнком. Воспитатель собирает детей около себя.
-Что мы сегодня делали?
-Какие знания умения вам в этом помогли?
-Что было самым трудным?
-Что было самым лёгким?
-Что самым интересным?
После ответов детей воспитатель говорит, что есть такая русская поговорка: «Уменье везде найдёт примененье».
-Как вы ее понимаете?
-Кто из вас хочет много знать и уметь? Молодцы! Отвечают на вопросы Обсуждение результатов
Мотивация на другой вид деятельности Осознание себя как участника познавательного творческого процесса.