Елена Бачурина
Конспект организованной образовательной деятельности по музыке «Тайна музыкальной шкатулки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по музыке
Тема «Тайна музыкальной шкатулки»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие».
Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, музыкальная.
Цель: закрепление представлений у детей 6-7 лет об основных свойствах музыкального звука
• Закрепить знания детей о таких свойствах музыкального звука, как высота, длительность, динамика, тембр.
Темочки:
• Побуждать детей к самостоятельным суждениям и умозаключениям, на основе рассмотренного материала.
• Содействовать возникновению инициативы во время обсуждения плана действий на каждом этапе ОС;
• Обогатить слуховой опыт детей через восприятие фрагментов музыкальных произведений в исполнении разных инструментов.
• Закреплять навыки коллективной работы через обсуждение групповых заданий;
• Воспитывать бережное отношение к атрибутам, музыкальным инструментам
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
Словесный (активизация словаря при назывании свойств музыкального звука).
Наглядный (иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, пособия для изменения высоты звука).
Практически-игровой (при исполнении на инструментах громкого и тихого звучания, при использовании пособий для восприятия долгих и коротких звуков).
Необходимое оборудование:
Ноутбук, проектор, музыкальная шкатулка, 4 замка с ключиками, металлофон и ксилофон, магнитная доска, 4 стола для заданий.
Аудиозаписи: Д. Кабалевский «Клоуны» (фортепиано, В. Моцарт «Колыбельная» (гитара, А. Вивальди «Зима» 2 часть (скрипка, р. н. наигрыш (баян, звук военного барабана, звук стука колес поезда, звук летящего самолета.
Иллюстрации - разрезные картинки с изображением музыкальных инструментов, пособия для восприятия изменения высоты звука.
Раздаточный материал: треугольники по количеству детей, металлические, деревянные, пластиковые палочки, пособия для исполнения долгих и коротких звуков.
Формы организации деятельности:
Коллективная, индивидуальная, групповая.
Возможные риски и способы их преодоления.
1. Дети могут сразу найти ключ, и им захочется, не выполняя задания открыть замочек. Педагог должен «не смочь открыть» замок, объясняя это тем, что замок открывается, только если тайна раскрыта и задание выполнено.
2. Если дети затрудняются в обобщении какого-либо свойства, педагог наводящими вопросами подводит детей к определению.
3. Дети могут начать стучать по музыкальным инструментам, Педагог должен нацелить детей на бережное отношение к инструментам.
Педагог Встречает детей (на столике, накрытая тканью шкатулка)
- Здравствуйте, мои друзья, всех вас рада видеть я.
Милости просим, ведь вы – мои гости.
И для вас, моих гостей, у меня подарок.
Он, конечно, небольшой, и не очень ярок.
Для подарка – идеальная- здесь шкатулка музыкальная!
Кто шкатулку открывает – все про музыку узнает.
1-2-3, смотри!
Открывает ткань, шкатулка закрыта на 4 замка. Пробует открыть
Такого не может быть! Шкатулку никак не открыть!
А мне так хотелось все-все про музыку узнать,
чтобы об этом вам рассказать.
Раздается звук музыки Карабаса-Барабаса из кф Буратино,
И голос Карабаса:
-Я-Карабас, я-Барабас. Музыкальные звуки закрыл я от вас.
Чтобы ключи от замков отыскать, нужно заданья мои выполнять.
В каждом заданье найдите ответ – в чем музыкального звука секрет!
Педагог ведет диалог с детьми:
Ребята, кто это был?
А как вы думаете, его задания сложные?
А вы знаете что-нибудь про музыкальные звуки?
А какие тогда звуки немузыкальные?
А музыкальные звуки нужны людям? Зачем?
Если вы так много знаете, могли бы вы помочь мне выполнить задания и узнать тайны музыкальных звуков?
Вы сосчитали, сколько тайн музыкального звука нам предстоит открыть?
А где спрятаны эти тайные задания?
Я вижу там какие-то ноты с номерами, что это значит?
Какой секрет музыкального звука будем разгадывать первым?
(говорит шепотом):
если это тайна, то можно ли шуметь? Как мы пойдем с вами?
Давайте вместе проговорим:
На носочках мы пойдем, тайну звука мы найдем!
- Посмотрите, что вы видите на этом столе?
Что это за инструмент? А это? Что можно сделать? А чем можно играть на этих инструментах?
А как надо поступить, чтобы послушать, как звучит один инструмент, а потом – другой?
Машенька (или кто-то другой, какой бы ты инструмент послушала сначала?
Тогда поиграйте, как звучит сначала (допустим) Ксилофон. А теперь - металлофон. Сравните эти звучания.
А это для чего? На что похожи эти ленточки? Чем они отличаются?
-Мы говорили, что музыкальные звуки можно спеть или сыграть,
А что будет, если вести пальчиком по ленточке и петь какой-нибудь звук? Сравним эти два наших звука. Чем они отличаются?
- Значит, первая тайна музыкального звука, что он бывает…
Палочки возьмите, выше поднимите, за мной повторяйте и запоминайте:
Звук короткий, словно мячик, он легко и звонко скачет.
Долгий звук, так важно, там пропеть протяжно.
А что может лежать в этом конвертике?
Педагог с детьми открывают первый замок.
Педагог содействует появлению инициативы в планировании действий.
-Первую тайну музыкального звука мы разгадали, какой наш дальнейший план?
Педагог предлагает считалку, для выбора ведущего –
Раз-два-три, к тайне звука нас веди.
Помните, как мы идем к следующему секрету?
На носочках мы пойдем, тайну звука мы найдем!
- Здесь вы можете разделиться на 2 группы, чтобы было удобнее рассматривать эти изображения. Что изображено у вас? А на вашем рисунке? А можно это вообще изобразить? С помощью чего?
- Значит, как еще изменяется музыкальный звук?
- Попробуем изобразить это вместе.
(Педагог предлагает одному ребенку вести указкой по любому маршруту на его усмотрение, а дети голосом изображают его изменения)
- Итак, какое свойство звука мы нашли здесь?
Можем смело мы сказать – звук высоту может менять!
- Есть ли здесь конвертик с ключиком?
Педагог открывает второй замок.
Педагог побуждает детей определить дальнейшие действия.
- Куда теперь нам следует направиться? Сколько заданий нам еще осталось выполнить? Помните нашу считалку? Кто посчитает?
Раз-два-три, к тайне звука нас веди.
Педагог нацеливает детей двигаться осторожно.
-На носочках мы пойдем. Тайну звука мы найдем.
-Как вы думаете, что изображено на этих картинках?
Интересно, а на всех хватит по одной части?
Сможете собрать картинки целиком?
Вам знакомы эти инструменты? Как они называются? А сможете ли вы узнать их по звучанию? Давайте проверим?
В звукозаписи звучат фрагменты музыкальных произведений в исполнении разных инструментов, так же звучат и немузыкальные звуки – лай собаки, стук колес поезда.
- скажите, почему вы узнали все инструменты?
- верно, у каждого звука есть своя окраска, называется она ТЕМБР.
Все музыкальные звуки окраской отличаются.
Эта окраска в музыке Тембром называется.
И это еще одна тайна музыкальных звуков.
Можно открыть еще один замочек!
- Сколько секретов музыкального звука мы уже открыли? И осталось?
-вы уже знаете, как мы идем, двигайтесь сами. К последнему столику.
А здесь что вы видите?
Инструменты все одинаковые, как они называются? а что разное?
А зачем эти палочки?
Как вы думаете, что зависит от того, какой палочкой ударять по треугольнику?
Попробуйте, какими палочками поиграем сначала, Саша?
А теперь…Петя? Что вы заметили?
Педагог организует небольшой звуковой оркестр. Предлагает взять детям любую палочку и разделиться на 2 группы – громкое и тихое звучание.
Начинает – группа с тихим звучанием.
Так легко и невесомо, раздается тихий звон.
Если звук сыграем громко – долго затихает он.
- Тихо звук играется, громко песня льется-
Это изменение Динамикой зовется.
И это последняя тайна музыкального звука, можем открыть музыкальную шкатулку!
Педагог открывает последний замок, внутри шкатулки – заводной ключик, заводя шкатулку, педагог проговаривает:
Шкатулку музыкальную тихонько открываем,
и звуки музыкальные на волю выпускаем.
Раздается сказочное звучание.
Педагог организует итоговую рефлексию
Наша шкатулка открыта, сможете повторить все свойства, все тайны музыкальных звуков?
Будем загибать пальчики – Музыкальный звук может быть …
Дети повторяют свойства звука.
(Остается большой палец). Вы вот так здорово мне помогли!
-А на память о сегодняшнем приключении, вам – музыкальные ключики из музыкальной шкатулки (показывает медальоны с изображением скрипичного ключа). Сумеете рассказать, откуда он у вас появился? Кому?
Педагог предлагает детям взять ключики из шкатулки.
Об этом ключе мы с вами будем узнавать на музыкальных занятиях в течение года. А пока говорю вам большое спасибо и до свидания.