Елена Кильчичакова
Конспект организованной образовательной деятельности по хакасскому языку «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : Тема «Ибдегi маллар» Домашние животные
Ситуация «Поможем ууа Тарине»
Цель: Создание социальной ситуации развития речевой активности на хакасском языке посредством игровой деятельности.
Задачи:
- создавать условия для обогащения словарного запаса детей на хакасском языке;
- создавать условия позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, говорить на хакасском языке;
Темочки:
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Хакасия
- Темочки
- создавать условия развивать артикуляционный аппарат, посредством выделения звуков из речи;
- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;
- воспитывать любовь к домашним животным.
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная.
Наа сстер: істер, інек,ат, хуча.
Ниме- ноолар: істер,ойнаахтар ибдегі малларны, кизілген хоостар ибегi малларны, презентация малларна табыстарына паза хоостарына хада,ракраска мелей, цветные карандаши.
Ход образовательной деятельности
В группу приносят письмо.
Стук в дверь, почтальон приносит письмо.
- Ребята посмотрите нам пришло письмо! Олганнар куренер пiске пiчiк килген.
- А что нужно сделать, что б узнать от кого же оно? (открыть и прочитать)
-Чахсы. Молодцы!
Открываем и читаем письмо!
Воспитатель : «Изеннер,оланнар! Меня зовут ууа Тарина у меня случилась беда, потерялись мои домашние животные. Прошу вас мне помочь их найти. Идите по моим следам и найдете мой дом.»
Воспитатель : Ребята, поможем ууа Тарине?
Дети :Да
Воспитатель: А, как будет бабушка на хакасском языке?
Дети: Ууа!
Воспитатель: Ууа Тарина, нам сказала идти по следам, а следы на хакасском языке будет стер. А теперь говорим слово и прохлопываем в ладоши! Проговариваем это слово тихо и громко. Спросить каждого ребенка.
Воспитатель: Чахсы. Хыйхаахтар. Че паралар істер соона. (Тогда пойдемте по ее следам.)
I. дети идут по следам, приходят в музыкальный зал встречает ууа Тарина.
Бабушка Тарина: Изеннер, оланнар!
Дети: Изеннер!
Бабушка Тарина: Ребята, давайте для начала мы с вами познакомимся с помощью этого мяча на хакасском языке. Я буду говорить как меня зовут и бросаю мяч вам и вы говорите свое имя и бросаете мне мяч обратно и так со всеми познакомимся.
Бабушка Тарина: Мині адым ууа Тарина!
Дети: Мині адым Даша!. и. т. д
Бабушка Тарина: Я, очень рада с вами познокомится. Мне нужна ваша помочь найти моих домашних животных! Вчера вечером плохо закрыла калитку и они убежали в лес.
Воспитатель: Дети поможем ууа Тарине!
Дети: Да.
Воспитатель: ууа Тарина, посиди отдохни, дети помогут найти твоих домашних животных.
Воспитатель: Ребята, но чтобы нам помочь найти животных ууа Тарины, нам нужно выполнить несколько заданий. Вы готовы?
Дети: Да.
II. Воспитатель: для того чтобы узнать какие животные потерялись у ууа Тарины, мы поиграем в игру "Собери картинку". Как зазвучит хакасская музыка, вы выбираете себе картинку и собираете ее, а также называете животных на хакасском языке. Начали.
Воспитатель: - Ребята, а вы всех животных мне назвали?
Дети: нет (не знают)
Воспитатель: Давайте я вам помогу. Корову, на хакасском языке называют Iнек. Повторите вместе со мной Iнек. А теперь говорим слово и прохлопываем в ладоши! Проговариваем это слово тихо и громко. Чахсы. Хыйхаахтар. Спросить каждого ребенка.
-Ребята, а это кто у нас? (лошадь) Правильно, чахсы.
Ребята, а лошадь, на хакасском языке называют Ат. Повторите вместе со мной Ат. А теперь говорим слова и прохлопываем в ладоши! Проговариваем это слова тихо и громко. Чахсы. Хыйаахтар.
-Ребята, а это кто у нас? (баран) Правильно, чахсы.
Ребята, а баран, на хакасском языке называют Хуча. Повторите вместе со мной Хуча. А теперь говорим слова и прохлопываем в ладоши! Проговариваем это слова тихо и громко. Чахсы. Хыйаахтар.
Воспитатель: А, теперь называем всех животных на хакасском языке.
Дети: Адай, хоосха, сосха, ат, хой, інек, скі, хуча.
Воспитатель: Хыйаахтар!
Воспитатель : Сейчас предлагаю немного отдохнуть и повторять за мной.
Физкультминутка с детьми на хакасском языке с движениями :
Одыр, тур
Одыр,тур
Холы кдір стнзер
Алтынзар тзр
Амыр тур.
Воспитатель : Че, чахсы (Хорошо) .Отдохнули. Пойдемте дальше к следующему заданию?
Дети: Да.
Воспитатель :Присаживаемся на стулья. Дети, а вы знаете, что у каждого животного есть свой уникальный язык, не похожий на других?
Дети: Да
Воспитатель: Чтобы узнать голоса пропавших животных, предлагаю поиграть в игру "Чей голос?". Сейчас вы услышите звуки домашних животных и если правильно назовете его на хакасском языке появится картинка этого животного на экране.
Воспитатель: Хыйаахтар! (Молодцы) Звуки всех домашних животных угадали и назвали их на хакасском языке.
Воспитатель: Теперь мы с вами знаем как выглядят и какой голос у каждого пропавшего домашнего животного и нам будет легче их найти в лесу.
Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова: «Повертелись, покружились и в лесу мы очутились». (Дети кружатся.)
Воспитатель: Вот мы и очутились в лесу. Теперь ребята в лесу нужно найти домашних животных и принести мне. Когда мы всех животных найдем вам нужно назвать их на хакасском языке. (Дети ищут животных в лесу и называют их на хакасском языке.)
Воспитатель: Хыйаахтар! (Молодцы) Нашли всех домашних животных ууа Тарины. Теперь нам нужно вернутся к ууа Тарине и вернуть ее домашних животных.
Воспитатель: Давайте снова скажем волшебные слова: «Повертелись, покружились и у ууа Тарины очутились». (Дети кружатся.)
Бабушка Тарина (радуется) : Улу алыс оланнар! (Большое спасибо дети) Больше я не буду забывать закрывать калитку. За вашу помощь, я вам связала варежки, но украсить вы должны их сами. Анымчохтар!
Дети: Анымчохтар!
Рефлексия
Воспитатель: - Ребята кому мы сегодня помогали? (ууа Тарина)
- А, что за беда случилась у ууа Тарины? (потерялись домашние животные)
- Какие новые слова вы запомнили на хакасском языке? (істер, інек,ат, хуча.)
- Назовите пожалуйста домашних животных на хакасском языке которых мы помогали найти? (адай, хоосха, сосха, ат, хой, інек, скі, хуча)
Воспитатель: Чахсы. Хыйаахтар! (Молодцы) Давайте мы с вами пройдем в мастерскую и украсим наши варежки. Которые нам подарила ууа Тарина.