Наталья Чавкина
Проект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Природа вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему : «Природа вокруг нас»
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Основная часть.
3. Заключение.
4. Список литературы
Пояснительная записка
Темочки:
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
В условиях современных преобразований в обществе и образовании: в связи с принятием ФЗ 237 «Об образовании в Российской Федерации», введением ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога, перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встает проблема поиска новых путей организации своей профессиональной деятельности, проблема использования в своей работе новых программ, методик и технологий, соответствующих требованиям новых стандартов в образовании.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, если ребенок делает все сам, а не находится в роли наблюдателя.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность.
Недаром говорят в Китае:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.
Педагогический проект на тему :«Природа вокруг нас»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВОДИЧКА, ВОДИЧКА»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта : познавательно-поисковый.
Вид проекта : групповой, исследовательский.
Актуальность проекта.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста. С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Водичка, водичка» для детей младшего дошкольного возраста.
Участники проекта : дети средней группы, их родители, воспитатель Шубинина Н. М.
Сроки реализации проекта : с 14 по 28 ноября 2016 года.
Цель проекта :
1. Развивать у детей представления о природном объекте – воде.
2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.
3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
Задачи проекта :
1. Подвести детей к пониманию: вода может находиться в жидком и твердом состояниях: при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду, летом идет дождь, зимой – снег, снег в тепле тает (превращается в воду); в воде растворяются соль, сахар, гуашь, песок – не растворяется; вода прозрачная, без запаха, без вкуса; роли воды в жизни человека, растений, животных.
2. Закрепить представления детей: вода бывает холодная, теплая, горячая; вода течет, журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать.
3. Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.
Проект состоит из трех этапов.
Подготовительный этап
1. Постановка цели и задач проекта.
2. Беседы с детьми, для выявления знаний о воде.
3. Подготовка стихотворений, потешек, закличек, игр, иллюстративного материала, с использованием воды.
4. Подготовка необходимого оборудования.
5. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителями по проекту.
Основной этап
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
Во время умывания чтение потешек о воде.
Вопросы:
1. Что делают дети?
2. Чем умываются?
3. Какая вода?
4. Что вода делает? (течет из крана)
5. Для чего мы умываемся? Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь. Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя.
Цели: продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.
Вопросы:
1. Что делаю?
2. Чем поливаю?
3. Какая вода?
4. Для чего поливают комнатные растения? Обобщения воспитателя: вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут.
Поисковая деятельность : «У воды нет запаха и вкуса».
Цель: дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха.
Поисковая деятельность : «Холодная, теплая, горячая вода».
Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей (это можно узнать, если потрогать воду руками).
Дидактические игры : «Купание куклы», «Моем посуду (игрушки)»
Цель: закрепить знания детей: кому и для чего нужна вода.
Поисковая деятельность : «Прозрачная вода».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная.
Игра «Прятки».
Цель. Углублять знания свойств и качеств воды; развивать любознательность; закреплять знания правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Материал. Две баночки с водой (первая – с прозрачной, вторая – с подкрашенной, камешки, салфетка из ткани.
Ход занятия.
Воспитатель.
Что вы видите в баночках? (Ответы.)
Какого цвета вода? (Ответы.)
Хотите поиграть с камешками в прятки? Дети. Да!
Первый эксперимент.
В баночку с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним. Он тяжёлый, опустился на дно. Почему камешек видно? Вода прозрачная. Второй эксперимент.
Дети опускают камешек в подкрашенную воду. Что происходит? Камешка не видно. Вода подкрашена, непрозрачная.
Дети подводят итоги. В прозрачной воде предметы хорошо видны; в непрозрачной – не видны.
Поисковая деятельность : «Что плавает в воде».
Цель: закрепление знаний детей о свойствах воды и различных предметов: легкие игрушки (пластмассовые, деревянные предметы в воде плавают, а тяжелые (железные) тонут.
Наблюдения за трудом воспитателя: стирка кукольного белья.
Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека: нужна для стирки одежды; в воде мылится мыло, и смывается грязь.
Рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне, ванне, под душем.
Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.
Чтение художественной литературы: А Барто, П. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», потешки «Дождик, дождик, пуще», «Водичка, водичка»; словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»,рассказов В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Снег идет», сказки «Лиса и заяц».
Беседы : «Кто живёт в воде», «Кому и зачем нужна вода».
Цели: расширить знания детей о животных, которые живут в воде; показать, что без воды они погибнут. В грязной воде животные могут заболеть и погибнуть. Побуждать бережно относиться к воде, не засорять водоёмы. Учить любить окружающую природу.
Наблюдения на прогулках «Лед на лужах»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: на морозе вода замерзает, превращается в лед; лед холодный, твердый, скользкий, гладкий, не льется, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем-нибудь твёрдым. Работа с родителями: показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.
Коллективная работа «Ладошки- осьминожки»
Цели: вызвать радостное настроение от совместного творчества; показать детям, что вода на рисунке изображается голубой или синей краской; учить детей самостоятельно находить способы изображения (нетрадиционным способом- ладошкой, пальчиками) морских обитателей- осьминогов; развивать тактильную чувствительность, творческое воображение, мелкую моторику, коммуникативные навыки. Воспитывать наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим.
Коллективная работа «Ладошки – осьминожки». Выполнили: Ева Чубарева, Поля Мороз, Матвей Кочергин, Максим Коваленко, Савелий Асланов, Соня Никитина.
Работа с родителями.
Выставка детских рисунков на тему «Вода». Оформление папки-передвижки на тему: «Любовь и забота сохраняют природу». Привлечение родителей к участию в конкурсе рисунков. Консультация «Правильное отношение к природе начинается в семье.»
Заключение
Программные задачи, поставленные на данном занятии, считаю выполненными. Подбор методов и приемов позволил активизировать на занятии всех детей. Дети не утомились, сохраняли интерес к деятельности на протяжении всего занятия, были активны.
Результативность проекта :
Благодаря проекту дети получили знания о воде;
Дети получили элементарные знания о свойствах воды, бережном отношении к воде;
Проект способствовал развитию познавательного интереса и любознательности;
Развитие умения выполнять действия соответственно игровому правилу.
Список литературы:
1. Иванова Г. "Водичка, водичка, умой мое личико!" : Экологическое воспитание младших дошкольников средствами народной педагогики / Г. Иванова, В. Курашова //Дошкольное воспитание. –2009.–№ 5.
2. Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей//Дошкольное воспитание. –2009.–№ 4.
3. .«От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011.
4. Рыжова Н. О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование. –2004.–№ 11.–С. 3–4,21.
5. Рыжова Н. Волшебница вода: Новые материалы к программе "Наш дом – природа"//Дошкольное образование. –2004.–№ 11.–С. 5–20; № 12.–С. 9–16; № 13.–С. 5–20.