Получи документы

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В гости к бабушке Айно»

евгения волохова
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В гости к бабушке Айно»
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие педагогов. Воспитатель.

Участники: дети 5–6 лет.

Цель работы детей в рамках ООД: познакомиться с карельскими предметами быта, и узнать об их назначении.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Взаимодополняющие образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: формировать патриотические чувства у детей посредством

ознакомления с бытом карельского народа.

Задачи:

образовательные задачи:

Темочки:

1. Расширять представления детей о родном крае, о достопримечательностях родного края;

2. Расширять и активизировать словарь по теме «Карелия – мой край родной»

3. Формировать представления о предметах старинного быта; развивающие задачи:

1. Развивать логическое мышление;

2. Совершенствовать умение отвечать на вопросы связными, полными предложениями;

3. Развивать речеслуховое, зрительное восприятие и внимание; все виды восприятия, используя элементы ТРИЗ -технологии;

4. Развивать общую моторику, координацию речи с движением, интонационную выразительность речи.

воспитательные задачи:

Воспитывать нравственные качества, вызывать желание посетить еще раз карельскую горницу.

Предварительная работа:

1. Цикл занятий по теме «Карелия – мой край родной»,

2. Посещение краеведческого музея;

3. Чтение карельских сказок;

4. Разгадывание карельских загадок;

5. Знакомство с карельскими пословицами и поговорками; 6. Рассматривание иллюстраций карельских художников,

7. Рисование карельских узоров и орнаментов;

8. Широкое использование истинно-народных старинных игр, подвижных игр, адаптированных к современным условиям.

Ожидаемые результаты:

1. Развитие интереса детей к духовному наследию родного края;

2. Развитие у детей творческого мышления.

Материал для ООД: группа оформлена под избу: прялка, полки с деревенской утварью, на столе, накрытым скатертью с карельской вышивкой стоит самовар, лавки застелены плетеными половиками. На центральной стене расположено окно деревенской избы, в котором видится карельский пейзаж, мультимедийное оборудование, презентация «Карельская горница»,плетеная корзина, челночок, рубель и каталка, чугунок, веретено).

Мотивационно - ориентировочный этап

Воспитатель показывает детям старинный сундучок, который появился утром в группе, предлагает догадаться, что находиться внутри. Чтобы получить подсказку, дети могут задать пять вопросов.

Воспитатель. Посмотрите, сколько интересных предметов в сундучке (плетеная корзина, челночок, рубель и каталка, чугунок, веретено). Они сделаны руками добрых людей с большой любовью и желанием. Что вам больше всего нравиться? Знакомы ли вам ребята эти предметы?

Дети (ответы детей)

Положительный ответ детей определяет цель их дальнейшей работы: познакомиться с карельскими предметами быта, и узнать об их назначении.

Задачу предстоящей работы можно сформулировать так: выяснить, как эти предметы использовались раньше в быту.

Поисковый этап

Воспитатель. Как вы думаете, где можно увидеть такие предметы, узнать об их назначении?

Дети. Спросить у взрослых, посмотреть в Интернете, сходить в музей.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, кто из взрослых может рассказать об этих старинных предметах?

Дети. Мама, папа, бабушка, дедушка.

Воспитатель. Молодцы! Конечно наши бабушки, которые очень много знают об этих предметах. Как вы думаете, ребята, с кем я хочу вас познакомить? (выслушать ответы детей). Ребята, а давайте мы сегодня отправимся в гости к бабушке Айно, которая нам расскажет об этих предметах и их назначении.

Дети. Давайте, мы хотим в гости.

Воспитатель. Посмотрите, здесь лежит клубочек ниток, может он нам и поможет найти дорогу к бабушке. Друг за другом все встаём, в гости к бабушке идем.

(Воспитатель разматывает клубочек)

Лады, лады, ладушки.

Идем в гости к бабушке.

Бабушке Айно,

Бабушка Айно, раскроет нам тайну.

Идут к ней ребятушки,

Милые внучатушки.

Узкая дорожка у нас на пути,

По ней на носочках нам нужно пройти.

(ходьба на носочках)

Ноги выше поднимайте,

Через сугробы в шагайте,

(Ходьба с высоким поднятием ноги)

А по ровненькой дорожке побежали наши ножки.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, а вот и избушка стоит, да и клубочек остановился. Что же нам дальше делать?

Дети отвечают.

Воспитатель[/i]. Давайте постучим и узнаем, тут ли бабушка Айно живет.

Дети стучаться, входят в избу, здороваются.

Айно. Пожалуйте, дорогие гости, пожалуйте! Веселья вам да радости! У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко! Рассаживайтесь по удобней.

Айно. Всем ли места хватило?

Воспитатель. Гостям-то, известное дело, хватило места, да не в тесноте ли хозяева?

Айно. В тесноте – не в обиде. А что вас ко мне привело?

Дети. Мы хотим попросить у Вас помощи, чтобы Вы рассказали нам о предметах, которые мы нашли в сундучке (показывают).

Айно. Да, эти предметы мне знакомы. Хотите услышать и посмотреть о них историю?

Дети. Да, хотим.

Айно. Мы побываем в необычном, удивительном месте –карельской избе. «Двор, что город, изба – что терем», так говорили наши предки.

Практический этап.

(Айно, проводит экскурсию по презентации).

1слайд

Изба в зажиточном доме чаще всего делилась на две комнаты: кухня горница, в которой принимают гостей. Горница в доме всегда была чисто прибрана. В Карельской избе было не так уж много мебели: стол, лавки вдоль стен, на которых не только сидели, но и спали. На полу стоял сундук окованный железом. В этом сундуке хранилась одежда карела и карелочки.

Айно. А давайте с вами поиграем в игру с куклами.

Проводиться игра «Наряди карела и карелочку». Мальчик и девочка одевают кукол и называют элементы карельской одежды.

2 слайд (после того как они оденут кукол показ слайда)

В женском углу стояла прялка, ткацкий станок, печь. Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи.

Напрясть и наткать надо было на всю семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. На ткацком станке ткали яркие половики, которыми застилали полы.

3 слайд (печь,прялка).

Айно. Давайте мы с вами соткем свои половички.

Проводиться игра «Сотки половик» Дети по схеме из элементов палочек Кюизенера выкладывают половик на скорость.

Айно. В карельских семьях глава семьи мужчина - карел. А вы знаете, ребята, чем он занимался?

Дети. Карелы занимались охотой, рыболовством, земледелием, животноводством.

Айно. Ребята, а вы знаете карельские пословицы?

Дети. (Дети называют с помощью воспитателя знакомые пословицы) Мужем заработанный хлеб - самый надежный, женой выстиранное бельё самое чистое. В доме без хозяина, крыша валится, без хозяйки- изба остывает. Лишний лесок обежишь, лишнюю белку подстрелишь. Какого лося подстрелишь, такую и шкуру подстелешь. У кого мозоли на руках, у того и хлеб в скирдах.

Айно. А как звали жену карела?

Дети. Карелка.

Айно. Чем она занималась?

Дети. Ходила к колодцу- принести воды на коромысле, гладила белье, ткала, готовила еду, пекла хлеб.

Айно. В карельской кухне преобладают блюда из озёрной рыбы и даров леса. Рыбу ловили на сети, которые карелы плели сами, используя челночок. Любимая пища - свежая уха. Карелка очень любила готовить еду для своего мужа и для своей семьи. А в чем готовили еду?

4Слайд (печка)

Дети. В чугунке.

Айно. Пища у карел очень не прихотливая, они едят «рокку»(похлебка,молоко и рыбу. Ребята, а как называется посуда, в которой засаливали рыбу?

Дети. Ушат.

Айно. Правильно. У карел вкус немного странный. Они предпочитают свежей рыбе немного протухшую рыбу. С такой рыбой стоят целые ушаты, издающие сильный запах. Рыбу эту специально держат так, чтобы придать ей нужный запах.

Айно. Ну, а чай варили в чем …

Дети. В самоваре.

Айно. Правильно. А какие травы карелы добавляли в чай?

Дети .(Дети отвечают)

5 Слайд

Айно. Для заварки собирали и сушили мяту, зверобой, вереск, листья малины и брусники, морошки. Все свои травы карелки клали в плетеные корзины, чтобы удобно было нести.

Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами пряли и ткали.

А как вы думаете, что помогало после ручной стирки погладить одежду, тканые изделия?

Дети (отвечают)

Айно. Правильно, рубель и каталка. (Показывает способы действия с предметами, предлагает детям попробовать погладить полотенце).

А теперь поиграем в игру «Хорошо-плохо».

Проводится игра «Хорошо-плохо» с элементами ТРИЗ- технологии. Дети называют хорошие и плохие качества рубеля и каталки.

Фикультминутка

Айно. А сейчас мы поиграем. Встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду называть вам действия, а вы мне будете это изображать.

Дети имитируют движения: капать, нести коромысло, класть хлеб в печь, собирать ягоды в корзину, гладить, прясть.

Айно. А еще карелы очень любили украшать свою одежду вышивкой. Какие предметы в горнице были украшены вышивкой?

Дети. Полотенца, занавески, подушки, скатерти, полотенца.

6 Слайд

Айно. Какие вы молодцы! Теперь так много знаете о быте и традициях карел. А теперь вы мне расскажите, чем заменились эти старинные предметы в настоящее время.

Проводиться игра с элементами ТРИЗ - технологии «Чего было - чем стало» Воспитатель называет предмет старины, а дети называют предмет, заменивший его в настоящее время.

Рубель и каталка-утюг.

Самовар – чайник.

Колодец, ведра, коромысло – водопровод.

Чугунок – кастрюля.

Печь - электрическая плита, газовая плита.

7 Слайд (правильный ответ появляется на экране)

Айно. А еще послушайте загадки о них и постарайтесь отгадать:

Толстая Федора наедается не скоро,

Но зато, когда сыта, от Федоры теплота.

(печь)

Правильно, ребята, это печь. Самое главное место в карельской избе - это печь. Она давала людям тепло, в печи готовили пищу. А еще над ней сушили грибы и ягоды на зиму.

Айно. Молодцы, хорошо потрудились, все загадки отгадали!

Карелы – гостеприимный народ. Когда собирались гости, хозяйка накрывала стол, на котором, как правило, всегда были калитки – карельская выпечка. По карельским обычаям, мужчины сидели справа от двери, женщины слева, а хозяйка у самовара. Кроме того, наши предки весело проводили время.

Игра «ГУЛИ-ГУЛИ РАЗ» карельская народная игра

Двое детей стоят спинами друг к другу. Все хором повторяют слова «Гули-гули, раз».

На слово «раз» дети поворачивают голову, если в одну сторону, то обнимаются, если в разные стороны, то расходятся.

Айно: Дорогих гостей провожаем, калитками угощаем!

Они на блюде расписном с карельским рушником.

Калитки подносим, поклонясь отведать просим!

Хозяйка передает калитки воспитателю, дети благодарят хозяйку.

Воспитатель. Ребята, нам уже пора возвращаться в детский сад.

Айно. За клубочком вы идите, никуда не сверните. Он вас обратно в детский сад приведет, а скучно будет - вы ко мне ещё раз приходите, я всегда гостям!

-До свидания, ребята!

Дети с воспитателем за клубочком возвращаются в группу.

Рефлексивно-оценочный этап.

Дети становятся в круг. Организуется обсуждение: удалось ли решить поставленную задачу? Что нового вы ребята узнали? Что вам больше всего понравилось в гостях у бабушки Айно? Чем вы были удивлены?Что вас обрадовало и что огорчило? С какими карельскими предметы вы познакомились? (плетеная корзина, челночок, рубель и каталка, чугунок, веретено)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что им не только удалось решить поставленную перед собой задачу, но и получить новые знания и умения на замечательной экскурсии.

(После беседы организуется чаепитие с каликами)

Методическое обеспечение

Название мероприятия Формы и технологии работы Информационное обеспечение

1. ООД «Знакомство детей с карельскими сказками»;

2. Эксурсия в Музей Рунопевцев;

3. Эксурсия в Дом Моберга;

4. ООД «Растения Карелии»;

5. Мини-музей в группе «Предметы быта карел»;

6. Консультация с родителями «Как формировать уважительное отношение к традициям карельского народа»

7. Взаимодействие с семьями воспитанников проект «Родная земля» Чтение, обсуждение, игровая ситуация «Книжный магазин»,выставка книг, словесные игры на прогулке, разгадывание карельских загадок, логические игры с палочками Кюизенера, игры с использованием ТРИЗ –технологии. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -

Жуковская Р. И и др. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада. М. :Просвещение,2000.

Ушакова О. С,Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. М. :ТЦ «Сфера»,2009.

Электронные ресурсы: http://www.maam.ru/

http://doshkolnik.ru/ https://nsportal.ru/

Публикации по теме:

Педагогические условия развития изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в организованной деятельности Проблемой создания условий развития детского изобразительного творчества детей дошкольного возраста занимались многие отечественные педагоги,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Чьи следы?» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Чьи следы?» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование экологической.

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Едем в гости к бабушке» Цели: - развитие речи детей посредством использования игровых упражнений; - закрепить знания об овощах; - развивать у детей воображение.

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет) — «Волшебный цветок» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №79 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга.

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Дети-пешеходы и пассажиры» Цель: формирование представлений о безопасном поведении на улицах города у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Способствовать.

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Мы любим Родину свою» Задачи: • Обобщить и систематизировать знание детей о России. • Формировать уважительное отношение к государственным символам. • Закрепить.

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Весенние заботы птиц» Цель: расширить и обобщить знания детей о перелетных птицах, их жизни в весенний период. Задачи: 1. Образовательные: - закреплять представления.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Спешите делать добро!» Программные задачи: 1. Познакомить детей с новым добрым праздником «Всемирным днем приветствий»; дать представление о приветствиях разных.

Конспект nо организованной образовательной деятельности «Полёт в Космос» для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Интегрированное занятие «Полёт в Космос» для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет Цель: систематизировать знания детей о видах транспорта,.

Конспект образовательной деятельности «В гости к бабушке Федоре» Возраст воспитанников: дошкольный возраст (4-й год жизни); Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная; Образовательные области:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В гости к бабушке Айно»
Опубликовано: 15 ноября 2019 в 09:35
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В гости к бабушке Айно»» (включая файлы) размещена пользователем евгения волохова (УИ 546996) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
30 декабря 2024 понедельник
31 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД