Cветлана Иванова
Конспект nо организованной образовательной деятельности «Полёт в Космос» для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие «Полёт в Космос»
для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Цель: систематизировать знания детей о видах транспорта, космическом пространстве и космонавтах, строении Солнечной системы.
Образовательные задачи :
1. Включить каждого ребенка в познавательную деятельность и создать благоприятную атмосферу в группе (создание положительного эмоционального фона, настрой на совместную деятельность).
Публикация «Конспект nо организованной образовательной деятельности „Полёт в Космос“ для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
2. Через игру вызвать у детей интерес к космическому пространству.
3. Расширить знания детей о небесных телах (работа с картой солнечной системы, рассказ о космосе, планетах и др.) – с использованием ИКТ.
4. Активизировать словарный запас старших дошкольников словами (гужевой транспорт, солнечная система, космическое пространство, космический корабль, иллюминаторы, карета с лошадьми, космонавты, астронавты, скафандр, планеты, орбиты, метеорит, кратеры и др.).
5. Продолжать закреплять порядковый и обратный счет в пределах 10.
6. Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями и упражнять в правильности употребления предлогов и падежных окончаний в речи детей.
Развивающие задачи:
1. Продолжать развивать общий кругозор дошкольников, связную речь, умение отгадывать загадки.
2. Развивать воображение, фантазию, логическое мышление путем создания проблемной ситуации, умение находить закономерность.
3. Продолжать развивать диалогическую речь (высказывать и доказывать свою точку зрения).
4. Продолжать развивать память, слуховое внимание, мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.
5. Продолжать учить ориентироваться на плоскости, действовать по словесной инструкции.
6. Развивать у детей коммуникативные навыки (чувство присоединения, сплоченности, чувствования группы).
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброжелательность, чувство товарищества, волевую регуляцию поведения.
2. Продолжать воспитывать проявлять умение слушать другого.
Интеграция образовательных областей :
Приоритетные области в ООД: познавательное и социально- коммуникативное развитие.
Интеграция с другими образовательными областями :
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Ход организованной образовательной деятельности (ООД) :
I. Вводная часть:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Эмоциональный настрой.
Воспитатель: - Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: - Хорошее, радостное, веселое и т. д.
Воспитатель: - Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепче за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я собираюсь в космическое путешествие.
- Я вам предлагаю отправиться вместе со мной к планетам солнечной системы. - Вы согласны отправится со мной? (ответы детей).
Проблемная ситуация «Можно ли на этом… отправиться в космос?»
- Возьму-ка я старую карету (показывает картинку карета с лошадьми, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчимся. Как вы думаете, доедим? Дети: нет.
Воспитатель: - Почему? (ответы детей : этот вид транспорта – гужевой, на повозке с животными)
- Тогда я предлагаю поехать на автобусе или скоростном автомобиле (показывает картинки автобуса и скоростной машины). Как вы думаете, доедим?
Дети: нет.
Воспитатель: Почему? (ответы детей : эти виды транспорта наземные, т. е. ездят по проезжим дорогам)
Воспитатель: - А, если нам попробовать на скором поезде, он же дальнего следования?
Дети: не получится.
Воспитатель: - Почему? (ответы детей : этот вид транспорта –железнодорожный, т. е. ездит только по рельсам)
Воспитатель: - Хорошо! А если я возьму самолет? Долечу?.
Дети: нет.
Воспитатель: Почему? (ответы детей : этот вид транспорта – воздушный, но на самолёте можно долететь только до неба, полюбоваться облаками, а на ракете – в космос).
Воспитатель: - Дети, так на чем же мы с вами полетим? (на ракете).
- А почему именно ракета? (ответ детей : в космическое пространство можно долететь только на ракете, т. к. ракета - это специально оборудованное устройство - космический корабль, с помощью которого можно подняться высоко к солнечной системе, увидеть Землю и познать другие планеты солнечной системы.)
Воспитатель: - Дети, а вы знаете, кто на ракете совершают полёты в космос, как называют таких людей в России, в Америке?
Дети: космонавты – в России, астронавты – в Америке.
Воспитатель: - Дети, но прежде чем отправиться в путь, необходимо надеть специальную одежду, чтобы в ней совершить полёт в космос. Кто знает, как называется эта спецодежда космонавтов?
- Дети: - Скафандр.
Воспитатель: - Верно! (показывает картинку – космонавт в скафандре)
Воспитатель: - Ну, а теперь мы с вами тоже подготовимся к полёту в космос и наденем все скафандры. (Дети имитируют – как они надевают скафандры)
Воспитатель: - А, сейчас предлагаю занять свои места - сесть в свои космические кресла и пристегнуть ремни. (Дети садятся на свои места.)
- Но, чтобы наша ракета взлетела, нам надо завести двигатель. (Дети выполняют речевое упражнение р-р-р-…р-р-р….р-р-р-… и как бы заводят двигатель – вращением рук перед грудью)
Команды: Приготовиться к запуску ракеты (внимание детей)
Соединить контакты (кончики пальцев обеих рук)
Начинаем отсчет:
Дети: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10…
Воспитатель: - Ракета к запуску готова! Контакты соединены!
Начинаем обратный отсчет :
Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 …
Воспитатель: Взлетаем! - А сейчас закрываем глаза.
(Дети закрывают глаза, звучит космическая музыка.)
1. Музыка (как бы совершается полет детей в космос, музыка затихает дети открывают глаза, видят на экране Солнечную систему.
II. Основная часть.
1слайд презентации - Солнечная система.
Воспитатель: - Внимание! Посмотрите в иллюминаторы! Мы видим нашу солнечную систему. Обратите внимание на белые дорожки. У каждой планеты есть своя дорожка, по которым планеты вращаются вокруг Солнца. Эти дорожки называются орбитами.
2 слайд – 1 планета МЕРКУРИЙ
Воспитатель: - Посмотрите все в иллюминаторы! К какой планете мы приближаемся? (один из детей читает название на слайде – индивидуальный подход)
Воспитатель: - Молодец! Меркурий - самая быстрая планета в Солнечной системе. Одна сторона Меркурия всегда освещена солнцем. На другой стороне всегда ночь. Поскольку на Меркурии нет воздуха, поверхность изрыта кратерами, которые образовались от падения на планету огромных камней.
3 слайд – Метеориты
Воспитатель: - Предлагаю вам провести со мной опыт. (Дети встают со своих мест и проходят к столу, где заранее подготовлены атрибуты к проведению опыта).
Проводится опыт «Падающие метеориты»
Камни (метеориты) разной величины, падают на планету - в посуду с манкой и оставляют от удара на поверхности - ямки (кратеры).
Воспитатель: - Почему такие разные кратеры?
Дети: - Это зависит, с какой высоты упал метеорит и какого он размера. Воспитатель: Верно! - Наше путешествие продолжается. Берем курс на Следующую планету. (Дети садятся на свои места перед экраном.)
4 слайд - 2 планета ВЕНЕРА
Воспитатель: - Мы прибыли на какую планету? (другой ребёнок читает название слайда - Венера).
Воспитатель: - Это самая горячая планета, которая почти не отличается от Земли. Там есть и горы, и вулканы. Венера вся закрыта облаками и на ней все время гремят грозы и сверкают молнии.
Мы будем приземляться на эту планету?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Почему? Правильно на нее мы приземляться, не будем она - очень горячая. Как вы думаете – кто может жить на этой планете? (ответ детей)
Воспитатель: - Ребята, чтобы продолжить путешествие, вам нужно справиться с заданием. Подойдите к столам, где лежат карточки-картинки. Вам нужно внимательно посмотреть, найти отличия между монстрами и отметить их – галочкой или кружком. (Дети подходят к столам, находят свои метки на карточке и выполняют задание)
Проводится игра «Найди 10 отличий» (индивидуальная работа с раздаточным материалом и карандашом, здесь два уровня сложности заданий: для 1подгр. детей - посложнее, для 2-ой подгр. детей - полегче).
Воспитатель: - Все справились с заданием? Молодцы! Отправляемся дальше. (Дети вновь занимают свои места в ракете)
5 слайд – 3 планета ЗЕМЛЯ
Воспитатель: - Мы пролетаем над нашей планетой.
- Как называется планета, на которой мы с вами живем? (Земля).
- Чем она отличается от остальных планет?
Дети: - На планете Земля есть жизнь, кислород, вода, растения, животные.
Воспитатель (говорит и показывает указкой) : - Вы видите как много воды на нашей планете Земля. Это моря, океаны, реки, озера. Поэтому нашу еще планету называют – Голубой планетой.
- Для всех живущих на ней людей Земля - как мама. И люди должны беречь и любить Землю, как любят и берегут маму. Мы должны охранять природу, нас окружающую, потому что больше нигде в Космосе нет такой живой и красивой планеты, как наша Земля.
Воспитатель: - Дети, а что значит охранять природу? Как это понимать? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! - Ребята, а вы хотите, узнать, как на нашей планете меняется день и ночь.
Проводится опыт «День и ночь»
Цель: объяснить детям, почему бывает день и ночь.
Оборудование: фонарик, глобус.
Содержание: Включить в затемненной комнате фонарик и направить его на глобус, примерно на наш город (просит помощи детей, находят вместе на глобусе Россию и недалеко от главного города Москва – наш город Новомосковск).
Воспитатель объясняет детям: «Дети, представьте себе, что фонарик – это Солнце, оно светит на Землю. Значит там, где светло, уже наступил день. Вот, еще немножко повернем наш земной шар, теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят, сейчас ночь – это обратная сторона глобуса.»
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что происходит там, где граница света и темноты размыта? (Ребята догадаются, что это утро либо вечер).
6 слайд - Луна
Воспитатель: - А, сейчас, отгадайте, над чем мы с вами пролетаем?
Воспитатель загадывает детям загадку:
Астроном - он звездочет
Знает все наперечет.
Только лучше всех видна
В небе полная …
Дети: (Луна)
Воспитатель: - Правильно. Луна. А как ее еще называют? И что мы знаем о Луне.
Ответы детей : - Это спутник Земли.
- Она всегда рядом с нашей планетой.
- Она вращается вокруг Земли, и вместе с Землей они вращаются вокруг Солнца.
- Луна меньше Земли в четыре раза.
- Луна не светится сама, она, как зеркало, лишь отражает падающие на нее солнечные лучи, и поэтому с Земли мы видим ту часть Луны, которая повернута к нам и освещается Солнцем.
Воспитатель: - Дети, какие вы молодцы! Сколько много знаете о Луне.
- Для того чтобы нам продолжить наше путешествие давайте сделаем разминку. (дети встают со стульев и дружно делают разминку).
Проводится Физминутка.
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня космонавт.
Начинаем тренировку
Что бы сильным стать и ловким.
Ждет нас быстрая ракета.
Для, полета на планету.
Отправляемся на Марс.
Звезды в гости ждите нас.
(Дети проговаривают слова и делают движения).
Воспитатель:- Отправляемся дальше… (дети присаживаются на свои места)
7 слайд – 4 планета МАРС
Воспитатель: - Посмотрите в иллюминатор! Какого цвета планету вы видите? Как она называется?
Дети: Красная планета - Марс.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, почему эту планету так назвали? (ответы детей – рассуждения)
Рассказ воспитателя: На планете Марс большое количество железа и покрыта она красно-оранжевым песком. На ее поверхности есть горы и вулканы, которые в два раза выше, чем на Земле. Самый большой вулкан называется «Олимп». – А, названа она в честь бога войны - Марса.
Воспитатель: - Ребята, пока мы летим к следующей планете попробуйте отгадать космические загадки :
Дети отгадывают космические загадки :
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный ….телескоп.
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет
Нам расскажет обо всем
умный дядя …астроном.
Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит.
(Солнце)
Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется…Земля
До луны не может птица
Долететь и прилуниться
Но зато умеет это
Делать быстрая…ракета
У ракеты есть водитель
Невесомости любитель
По-английски: астронавт
А по-русски…космонавт.
Воспитатель: - Молодцы, дети! Все загадки отгадали! Но наше путешествие продолжается.
8 слайд – 5 планета ЮПИТЕР
Воспитатель: - Мы прилетели на какую планету? (Читающие дети читают «Юпитер» - индивидуальный подход).
- Что вы знаете, об этой планете?
Ответы детей : Это планета гигант. Это самая большая планета в Солнечной системе, которая состоит из газов.
Воспитатель: Верно, дети, это самая большая планета в Солнечной системе гигант. Она в 1500раз больше Земли. На планете нет твёрдой поверхности. Она состоит из ядовитых газов, поэтому ракета не может приземлиться – она сразу провалится. И мы пролетаем мимо нее.
Воспитатель: Берем курс на Следующую планету (дети читают Сатурн).
9 слайд – 6 планета САТУРН
Воспитатель: - Дети, а это, что за планета?
Ответы детей : - Это планета окружена кольцами и называется – Сатурн.
Воспитатель: - Верно, это – Сатурн, эта планета находится на 6-й от Солнца орбите. Сатурн окружен множеством ослепительно сияющих колец, они состоят из обломков льда и камней.
- Ой, ребята, смотрите, инопланетяне оставили нам послания, буквы перепутаны давайте их попробуем разгадать. (подсказка-схема рисунков)
Проводится дидактическая игра «Луна, звезда, ракета».
(Дети делятся на 3 команды согласно жетонов разного цвета, какие раздаёт детям воспитатель, учитывая индивидуальные особенности и умения детей. После чего на 3-х магнитных досках дети из букв составляют слова: луна, звезда, ракета).
Воспитатель: - Молодцы, все команды справились с заданием! Продолжаем наше путешествие дальше. Занимаем места и летим дальше.
10 слайд – 7 планета УРАН
Воспитатель: - На какую планету мы с вами прилетели? (Читающие дети читают «Уран» - индивидуальный подход).
Ответы детей : Уран — это одна из самых дальних от солнца планет.
Воспитатель: - Верно! А, ещё эта планета окутана облаками и имеет несколько колец. Давайте мы немного поиграем и узнаем какие ещё планеты бывают.
Проводится игра с мячом «Планеты бывают разные» (на антонимы) :
Далекие и …близкие
Холодные и …теплые
Большие и …маленькие
Твердые и …мягкие
Тяжелые —… легкие
Воспитатель: - Молодцы! Полетели дальше.
11слайд - 8 планета НЕПТУН
Воспитатель: - А, сейчас на какую планету мы с вами прилетели? (Читающие дети читают «Нептун» - индивидуальный подход).
Ответы детей : Нептун — синяя планета.
Воспитатель: - Верно, дети! Нептун — тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков. Облака состоят из ледяных кристаллов. У Нептуна есть 8 спутников.
Воспитатель: - Здесь мы не останавливаемся, а продолжаем наш полет.
12слайд – 9 планета ПЛУТОН
Воспитатель: - Ребята, а теперь нас ждет самая далекая планета. – Как она называется?
Дети: Плутон.
Воспитатель: - Верно! Плутон!
- Мы приближаемся. Как вы думаете холодная эта планета или теплая?
Дети: - Это очень холодная планета.
Воспитатель: - Как вы думаете почему?
Дети: - Планета находится очень далеко, от Солнца и она очень маленькая, размером с нашу Луну.
Воспитатель: - Вот мы с вами и закончили наше путешествие по планетам и можем возвращаться домой.
13 слайд – письмо сообщение «SОS»
Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите, что-то случилось с нашей Солнечной системой? Пришло сообщение!
«Планеты сошли с орбит. Ждем вашей помощи!»
Воспитатель: - Ребята, поможем!
- Нам необходимо расставить планеты по местам, чтобы восстановить порядок в Солнечной системе.
Проводится игра-задание «Планеты - по местам»
(детям дается плакат с солнечной системой, каждый ребенок выбирает планету и приклеивает на свою орбиту)
Воспитатель: - Молодцы! Мы восстановили порядок в Солнечной системе и теперь точно можем спокойно возвращаться домой, но перед этим нужно немного подвигаться - дорога домой длинная.
Проводится музыкальная физминутка «Я ракета…» - с видео показом
(игра на внимание, координацию движений и темп: от медленного к быстрому). Дети проговаривают слова и выполняют движения.
Я ракета, я ракета,
Полетела в космос - 2р.
Раз стыковка, два стыковка.
А вокруг планеты.
Солнце и луна - 2р.
Воспитатель: - Ну, что спортом позанимались, немного размялись?
- Маршрут определен - домой.
- Давайте сядем в специальные кресла космонавтов, пристегнем ремни, заведём двигатели.
- Закроем глаза и вместе начнем обратный отсчет от 10 до 0.
(Дети выполняют задания и ведут обратный отчёт)
Звучит музыка
III. Заключительная часть.
Воспитатель: - С возвращением на планету Земля!
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше космическое путешествие?
Воспитатель: - Кто запомнил, как называется дорожка, по которой планеты летают вокруг Солнца?
Воспитатель: - А кто напомнит, как называется спутник Земли?
Воспитатель: - А кто управляет ракетой?
Воспитатель: - Давайте вспомним, на каких планетах вы побывали?
Ответы детей.
Воспитатель: - Молодцы! Вы показали себя смелыми и дружными ребятами, которые всегда готовы прийти на помощь друг другу.
- На этом наше путешествие закончилось.
- Спасибо всем! Успехов вам, ребята, и до свидания!