Татьяна Скрягина
Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Кубанские казачьи сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей : Развитие речи», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое».
Цель: продолжать знакомить с кубанским бытом и народным фольклором.
Задачи:
Развитие речи: закрепить умение пересказывать сказки, рассказывать пословицы, активизировать речевую деятельность детей, расширять словарный запас, совершенствовать у детей интонационную выразительность речи. Закрепить умение пользоваться при ответах разными предложениями.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы „Кубанские казачьи сказки“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Познавательное развитие: знакомить детей с бытом кубанских казаков; воспитывать интерес к истории Кубани.
Социально-коммуникативное: учить оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками.
«Художественно-эстетическое» : Приобщать детей к песенному творчеству Кубани.
Предварительная работа: чтение и рассказывание казачьих сказок, пословиц.
Маркеры игрового пространства: кубанские казачьи сказки; иллюстрации к сказкам; презентация «Родные просторы» с музыкальным сопровождением «На Кубани мы живем»; атрибуты к играм «Что нужно казаку», «Птицы садят огород».
1. Мотивационная часть.
Воспитатель: ребята, нам пришло приглашение от казака Сашко (читает).
Добрый день, дети дорогие -
Жданные, званые и желанные.
Здравствуйте, молодки! Здравствуйте, лебедки!
Ребята-молодцы, веселые удальцы!
Почтенные и молодые. Полные и худые.
Я рад гостям, как добрым вестям!
Бублики покушаете, да сказку послушаете.
2. Организационно-познавательная.
Показ презентации «Родные просторы». Под музыкальное сопровождение «На Кубани мы живем» дети приходят во двор казака Сашко.
Казак Сашко : Рад видеть вас у себя во дворе.
Садитесь пожалуйста.
У меня для каждого найдется и словечко и местечко.
Дети рассаживаются по местам с поговорками:
1 ребенок: Гости люди подневольные, где посадят, там и сидят.
2 ребенок: Добрый гость никогда не в тягость.
3 ребенок: Дома сидеть ничего не видеть.
Решили на людей посмотреть, да себя показать.
4 ребенок: Туда голуби летают, где их привечают.
Казак Сашко : собралось гостей со всех волостей.
«Начинается сказка, начинается побаска —
Сказка добрая, повесть долгая,
Не от сивки, не от бурки,
Не от вещего каурки,
Не от казачего посвисту,
не от бабьего покрику».
Сказка по свету гуляла,
В моем двору побывала.
Казак Сашко рассказывает сказку, которая сопровождается картинками на экране мультимедийного оборудования:
«Казак и птицы»
Давным-давно в одной из станиц Кубани жил казак по имени Сашко. И так как война с турками в то время прекратилась, Сашко аккуратно сложил казацкое обмундирование в шкаф, ружье и шашку поставил в угол и занялся земледелием.
Он пахал землю и сеял зерно, собирал урожай и молол муку, выпекал душистый хлеб. Сашко достаточно преуспел в этом деле и прославился на всю свою станицу соседние поселения. Со всей округи съезжались казаки к его дому за мягким хлебом.
Но случилось однажды у казака большое несчастье. Стояла тогда на Кубани засуха, пекло солнце и жара была невыносимая. Вспыхнул в той станице пожар, и погорели почти все деревянные постройки в казачьих дворах и лишь глиняные хаты да сараи уцелели. А у Сашка на земле сгорела почти вся пшеница, но немного ему все же удалось спасти. И набралось у него зерна всего мешок.
Прошла осень и наступила зима. И стужа стояла такая, какой в Кубанской области казаки еще не видали. Даже река Кубань - быстрая и бурлящая - покрылась льдом от берега до берега, чего никогда не бывало.
Надел Сашко тулуп из овчины и вышел во двор поглядеть, что там делается. И видит: кругом все снегом заметено, а на белых деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают.
Жалко ему стало бедных птиц. Пошел он, соорудил для них кормушки деревянные и насыпал по две жмени зерна в каждую. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать да насыщаться. А птица когда не голодная, ей и тепло и не замерзнет в лютый мороз.
С этого дня стал казак каждый день в кормушки для птиц по две жмени зерна сыпать, хотя сам он обеднел и перебивался с хлеба на квас.
Так и прошла зима, и в последний ее день высыпал Сашко птицам последнюю пшеницу из своего мешка и только сейчас заметил, что весь свой запас птицам скормил. Сидит казак, пригорюнился, курит люльку и думает: «Теперь и есть нечего и сеять на земле нечего».
И вот пришла пора посевной. Сидит Сашко в хате, слышит - шум, гам да удивление соседей на улице. «Что такое?» - думает, и вышел во двор.
Глядит, а над его землей стая разных птиц кружится. Среди них и голуби, и синицы, и воробьи, и вороны, и каждая делом занята - бросает зернышко в землю и улетает куда-то далеко за реку Кубань и так много раз.
Казаки со всей станицы собрались, смотрят и удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому-либо огород засаживали.
А Сашко в тот год зерна собрал немерено, даже пришлось новый амбар построить. И стал после этого он жить в постоянном достатке, а затем взял в жены самую красивую девушку в Кубанской станице и родилось у них много казачат.
И стали они жить поживать,
Сказки слушать мед с хлебом кушать
Лиха избывать, да добра наживать.
Воспитатель: Спасибо тебе казак за сказку мудрую, но засиделись наши детки, пора и размяться.
Физминутка «Вороны»
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар!
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар!
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар-кар-кар! (встать)
(попрыгать)
(хлопать над головой в ладоши)
(повороты туловища влево-вправо)
(наклоны туловища влево-вправо)
(Громко.) (хлопать над головой в ладоши)
(махать руками как крыльями)
(сесть на корточки, руки под щеку — заснуть)
(Тихо.) (хлопать над головой в ладоши)
Игровое задание «Что нужно казаку»
Дети раскладывают и называют атрибуты казачьего обмундирования (ружье, шашка, кубанка, башлык – капюшон с длинными концами, бешмет-верхняя одежда) и орудия труда (серп, коса, плуг, молот).
Беседа по прочитанному:
Вопросы:
- Чем занимался казак Сашко? (во время войны - защищал Родину, а в мирное время выращивал хлеб).
- Какое несчастье случилось у казака? (пересказать часть сказки).
Стояла тогда на Кубани засуха, пекло солнце и жара была невыносимая. Вспыхнул в той станице пожар, и погорели почти все деревянные постройки в казачьих дворах и лишь глиняные хаты да сараи уцелели.
- Кого спас Сашко от голода? (пересказать часть сказки).
Жалко ему стало бедных птиц. Пошел он, соорудил для них кормушки деревянные и насыпал по две жмени зерна в каждую. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать да насыщаться. А птица когда не голодная, ей и тепло и не замерзнет в лютый мороз.
- Что можно сказать о казаке Сашко и о его поступке? (Сашко добрый, отзывчивый человек, он знает как трудно живется птицам зимой. Казак трудолюбивый – ему было не лень смастерит кормушки для птиц. Он не жадный – сам голодал, а птиц выручал).
- Чем отплатили пернатые за доброту казака? (засеяли поле Сашко пшеницей и казак собрал богатый урожай хлеба).
- В каких сказках животные платят человеку добром и помощью. («Мешок яблок», «Горшок каши», «Меленка»)
Подвижная игра «Птицы садят огород»
Дети делятся на две команды. Первая команда «Синицы», вторая команда «Воробьи». Перед командами на полу игровое поле (типа шахматной доски). В лукошке семена (картинки) ржи и пшеницы. Надо семенами засадить поле «Синицы» - сеют рожь, а «Воробьи» - пшеницу».
Правила игры: Каждая птица может перенести только одно зерно (картинку).
Побеждает та команда, которая правильно и быстро засеет свое поле.
3. Рефлексия.
Казак Сашко : Ловкие вы ребята, ну прямо как мои казачата. Есть у казаков поверье : в старину на Кубани считалось, кто найдет подкову, тому она принесет счастье, а я вам за вашу удаль и дружбу сам подковы подарю. (дарит детям на счастье подковы).
Казак Сашко прощается с детьми и уходит. Дети делятся своими эмоциями.