Светлана Самойлик
Учим детей играть в кубанские казачьи игры
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Казачьи игры чаще всего ассоциируют со знаменитыми «Казаками - разбойниками». На самом деле этих игр так много, что современные педагоги разделили их на три группы:
Публикация «Учим детей играть в кубанские казачьи игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачьи подвижные игры
- Кубанские народные игры
- Кубань
- Темочки
- игры с предметами (шарами, игрушками, палками и пр.);
- символические игры.
Испокон веков в казачьих играх отражался образ жизни людей, их представления о смелости и чести, желание обладать ловкостью, силой, быстротой и выносливостью, проявлять смекалку, волю и стремление к победе. Нельзя забывать и то, что игровая деятельность вызывает много положительных эмоций и улучшает работувнутренних органов. Во время игры часто возникают неожиданные ситуации, в которых дети учатся правильно использовать приобретенные навыки. Кроме того, в казачьих играх ребенок часто сам решает, как действовать, чтобы достичь цели. Смена условий учит искать нестандартные решения возникающих задач. Таким образом, у детей развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление и сообразительность. А главное, дети увлеченные сюжетом игры, могут много раз выполнять одни и те же движения, забывая об усталости. Так у детей развивается выносливость.
Ценность казачьих игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений. Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.
Участвуя в игре, дети не просто бегают, а кого-то догоняют или изображают зайчиков или птичек; они играют, а в ходе игры у них укрепляются мышцы, развивается координация движений, умение ориентироваться в пространстве, рассчитывать силу и направление движения, а также подчинить свои действия установленным правилам игры.
Патриотическое воспитание занимает главное место в формировании нравственных качеств личности ребенка.
С целью воспитания у дошкольников любви к малой родине в региональный компонент образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с ОВ № 9 включен перспективный план по обучению детей кубанским казачьим играм.
План составлен с учетом возраста детей (старший дошкольный, сезонности и усложнения материала. План рассчитан на один учебный год с освоением материала на один месяц.
План обучению воспитанников казачьим играм рекомендован для педагогов детских садов.
2. Перспективный план по обучению воспитанников кубанским казачьим играм
№
п/п Тема Форма работы Дата
1. Вводная часть.
История казачества и казачьих игр.
Знакомство с правилами игры.
Правила безопасности во время игры. Ознакомление. Сентябрь
2. Казачьи игры «Казаки»,
«Лошадки». Разучивание игр. Применение игр в различных формах образовательного процесса Сентябрь
3. Казачьи игры «Хлибчик»,
«Мельница», «Лень». Разучивание игр. Применение игр в различных формах образовательного процесса Октябрь
4. Казачьи игры «Капуста»,
«Селезень и утка», «Игра в шапку». Разучивание игр. Применение игр в различных формах образовательного процесса Ноябрь
5. Казачьи игры «Борьба на коленях», «Калачи»,
«Козёл». Разучивание игр. Применение игр в различных формах образовательного процесса Декабрь
6. Казачьи игры «Игровая»,
«Брыль», «Иголка, нитка, узелок». Разучивание игр. Применение игр в различных формах образовательного процесса Январь
7. Казачьи игры «Накинь папаху», «Дрёма», «Заря –зарница». Разучивание игр. Применение игр в различных формах образовательного процесса Февраль
8. Казачьи игры «Весна – весняночка», «Раз, два, три – на ниву беги!» Разучивание игр.
Применение игр в
различных формах
образовательного процесса Март
9. Казачьи игры «Пахари и жнецы», «А мы просо сеяли», «Золотые ворота» Разучивание игр.
Применение игр в
различных формах
образовательного процесса Апрель
10. Казачьи игры «Плетень», «Петух (сон казака)», «Горшки» «В городок». Разучивание игр.
Применение игр в
различных формах
образовательного процесса Май
11. Казачьи игры «Достань платок», «Хваталки», «Путы» «Холсты». Разучивание игр.
Применение игр в
различных формах
образовательного процесса Июнь
12. Казачьи игры «Чехарда»,
«Конь до коня», «Змейка»
«Кауны». Разучивание игр.
Применение игр в
различных формах
образовательного процесса Июль
13. Казачьи игры «Ручеёк», «Салки», «Картошка», «Куны». Разучивание игр.
Применение игр в
различных формах
образовательного процесса Август
А мы просо сеяли
Ход игры : дети поочередно, девочки и мальчики, стоя напротив друг друга говорят слова и выполняют движения по тексту.
Девочки: - А мы просо сеяли, сеяли, сеяли. Мальчики: - А мы просо вытопчем, вытопчем, вытопчем! Девочки: - Мы дадим вам сто рублей, сто рублей, сто рублей. Мальчики: - Нам не надо сто рублей, сто рублей, сто рублей, а нам надо девицу, девицу красавицу! Девочки: - Мы дадим вам девицу, мы дадим красавицу. Вот такую кривую, вот такую косую! Мальчики: - Нам не надо кривую, нам не надо косую, а мы возьмём любую! (мальчики ловят девочек).
Ярочки
На ровной площадке делают лунку.
Отойдя от лунки несколько шагов, чертят границу.
Задача играющих – стоя на границе, попасть мячом в лунку. Можно закатить мяч в лунку.
Побеждает тот, у кого больше всех попаданий в лунку.
.
Золотые ворота (1-й вариант)
Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное
блюдечко», другой — «наливное яблочко».
После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря:
В золотые ворота
Проходите, господа!
В первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков. Он просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня!».
Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь — серебряное блюдечко или наливное яблочко?». Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит с другими игроками.
Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой — берут длинную верёвку и перетягивают её.
Золотые ворота (2-й вариант)
Играющие берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх — делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.
Один из участников игры — водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:
В золотые ворота проходите господа:
В первый раз — прощается,
Второй — запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Играющие, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.
Баба-яга
По считалке выбирается Баба Яга. Затем рисуется круг. Баба Яга берёт в руки ветку-помело и становится в центр круга. Ребята бегают вокруг круга и дразнят:
Баба Яга,
Костяная нога,
Печку топила,
Кашу варила.
С печки упала,
Ножку сломала.
Пошла на базар -
Раздавила самовар.
Пошла на улицу -
Раздавила курицу.
Пошла на лужайку -
Испугала зайку.
Пошла гулять в сад -
Рассмешила всех ребят.
Пошла в огород -
Рассмешила весь народ!
Баба Яга скачет по кругу на одной ноге и старается коснуться ребят "помелом". Кого она запятнает, тот замирает на месте. Кто из играющих приподнимет запятнанного и внесёт в круг, но сам при этом не будет запятнан, тот становится новой Бабой Ягой.
Весна-весняночка
Участники игры выбирают по считалке девочку, которая изображает Весну-весняночку. Остальные ребята берут в руки ветки берёзы и становятся в круг. Они ходят в одну и другую сторону и перекликаются с Весной-весняночкой:
- Весна, Весна-весняночка, ты где, весняночка, в челночечке плыла?
- Я по рекам быстрым в челночочке плыла.
- Уж ты, Весна-весняночка, уж ты чем реки дарила?
- Я дарила большой белой рыбицей.
- Уж ты, Весна-весняночка, ты где, весняночка, шла-проходила?
- По тёмным лесам шла-проходила.
- Уж ты, Весна-весняночка, уж ты чем лес дарила?
- Я дарила дорогими подарками: куницами, лисицами, чёрными соболицами.
- Уж ты, Весна-весняночка, ты где, весняночка, на возочке ехала?
- По полям чистым на возочке ехала.
- Уж ты, Весна-весняночка, ты чем поле дарила?
- Я дарила пшеницей белояровой.
- Уж ты, Весна-весняночка, ты где, весняночка, лебёдушкой летела?
- Над селом широким летела.
- Уж ты, Весна-весняночка, ты чем село дарила?
- Я дарила-подарила огородами зелёными, хороводами весёлыми!
Затем Весна-весняночка надевает на голову венок и входит в круг. Её спрашивают:
- Весняночка-Весна, ты чем красна?
Зима красна белыми снегами;
Лето - ягодой, грибами;
Осень - житом и снопами;
А я, весняночка-Весна,
Тёплым солнышком красна!
Тут же Весна-весняночка выходит из хоровода и убегает. Ребята бегут за ней. Кто первый с Весны-весняночки снимет венок и передаст ей ветку березы, тот выбирает новую Весну-весняночку, и игра продолжается.
Пахари и жнецы
По краям игровой площадки чертят два круга: один обозначает "ниву", другой - "пашню". Между кругами на равном расстоянии проводят черту. Все участники игры делятся на две команды. Одна команда - Пахари, она становится по одну сторону черты - где "пашня"; другая команда - Жнецы - становится по другую сторону черты - где "нива". В стороне стоит водящий. Пахари, обращаясь к Жнецам, поют:
Мы пашенку пахали,
Глубокие борозды махали.
Борозды - глубокие,
Полосы - широкие.
А вы жнецы худые -
У вас серпы тупые!
Жнецы отвечают:
У вас пахарь Сысой,
У него плуг тупой.
Он пашню не пахал,
На меже лежал,
На меже лежал,
Ворон считал.
А мы жнецы молодые,
У нас серпы золотые.
Мы жито жали,
Во снопочки вязали,
На ток вывозили,
Цепом молотили,
Зерно выбивали -
Стали с пирогами!
Тут же водящий подбрасывает брусок дерева (с одной стороны с корой, с другой - гладко выструганный). Упадет брусок вниз корой, а вверх гладкой стороной, водящий кричит:
Раз, два, три - на ниву беги!
По этой команде Жнецы бегут ни "ниву", а Пахари, перебежав черту, догоняют их, стараясь поймать. Жнецы, успевшие забежать на "ниву", пойманными уже быть не могут. Пойманные Жнецы переходят в команду Пахарей. Затем все возвращаются на свои места к черте. Водящий опять подбрасывает брусок, и игра продолжается. Играют до тех пор, пока одна из команд не переловит всех участников другой команды.
Селезень и утка
Двое играющих изображают Утку и Селезня. Остальные образуют круг и берутся за руки. Утка становится в круг, а Селезень за кругом. Селезень пытается проскочить в круг и поймать Утку, при этом все поют:
Селезень, догоняй утку,
Селезень, догоняй серу.
Пойди, утица, домой,
Пойди, серая, домой.
У тя семеро детей,
Дочерей и сыновей:
Двое ходят, трое водят,
Два у лавочки стоят.
Три Окульки в люльке катаются,
Две Варюшкико краюшке подвигаются.
А на лавочке сметана,
У сметаны два Степана питаются.
Если Селезень поймает Утку, она должна откупиться от него. Утка плетёт Селезню венок, пляшет или поёт.
Жабка
Выбирается Жабка. Остальные рисуют круг и становятся на черту. Жабка выходит на середину круга, и с ней переговариваются:
- Зачем тебе, Жабка, четыре лапки?
- Чтобы скакать по травке, вытянувши лапки.
- Покажи, Жабка, как ты прыгаешь-скачешь.
- А я этак и вот так!
И Жабка показывает, как она прыгает, а дети, стоящие на линии круга, поют:
Бода-бода-болабода,
Живёт жабка у болота.
Выпуча глаза, сидит,
Громко-громко говорит:
- Ква-квак, ква-квак,
А я прыгаю вот так!
Жабка прыгает и пытается "осалить" одного из ребят. А дети, увёртываясь, бегают по линии круга. Кого Жабка коснётся, тот становится новой Жабкой.
Вариант: После слов: "А я прыгаю вот так!" Жабка показывает какое-нибудь движение, которое все остальные должны повторить. Жабка выбирает того, кто лучше всех задание выполнил и тот становиться новой Жабкой.
Петух (сон казака)
Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «Ку-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается :
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-Му, Му-Му».
Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается :
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется — казак забирает «утку».
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки — «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.
Плетень (1-й вариант)
Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги. По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате (залу, площадке, выполняя определённые движения под звуки бубна (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.). По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится.
Заплетайся плетень (2-й вариант)
Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» — замкнутый руками круг.
Кто-либо из участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так — до полного «заплетения», запутывания. Затем играющие зовут водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не ломаном) соединении.
Кривой петух
Дети стоят по кругу. Один — в центре.
Дети: «Кривой петух, на чём стоишь?» (На иголочках)
А как тебе, не колко? (На подковочках)
Дети идут по кругу и поют:
Ступай в кут,
Там блины пекут,
Там блины пекут,
Тебе блин дадут.
Ребёнок стучит ногой об пол (3 раза)
Дети: —Кто там?
Это я, Тарас.
Дети: — Лови нас, не открывая глаз.
Кого поймал, должен угадать.
Игра на развитие звуковысотного слуха, тембрового слуха, ориентации в пространстве, упражняются в ритмическом хороводном шаге.
Горшки
Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда — «хозяева». Они становятся за горшками. Один из играющих — водящий — изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:
- Почём горшок?
Хозяин отвечает:
– По денежке.
А он не с трещиной?
- Попробуй.
Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:
- Крепкий, давай сговор!
«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:
Чичары, чичары, собирайтесь гончары
По кусту, по насту, по лебедю горазду!
Вон!
Со словом «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший — водящий.
Казачья (чапаевцы)
В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик — «боевой конь», верхом на «коне» — командир с красным флажком. Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая рука каждого вытянута вперед, правая поднята вверх. По сигналу воспитателя командир соскакивает с «коня», кладет флажок и становится в общий круг.
Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и | идут по кругу за командиром. Командир делает шаг внутрь круга, берет дудку, и, поворачиваясь кругом, дудит в неё. Двое мальчиков, около которых он остановился, поворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны вдоль круга. Каждый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня». Выигравший становится командиром.
Достань платок
Играющие ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого — платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удаётся, тот и победитель, который становится водящим.
Шкракобушка
Собирается группа мальчиков; один из них отделяется и спрашивает кого-нибудь из остальных товарищей: «Где ты был?» Тот отвечает: «На мельнице». - «Что делал?» – «Муку молол». – «Что вымолол?» – «Копеечку». – «Что купил?» – «Калачик». – «С кем съел?» – «С тобой». – «Кто подбирал?» Спрашиваемый отвечает: «Он», – указывая при этом на кого-нибудь из мальчиков, стоящих в группе.
Все разбегаются от указанного мальчика со словами : «Шкракобушка, шкракобушка!». Он же старается поймать кого-нибудь, и если это удастся ему, то делаются шкракобушкой двое и т. д., пока они не переловят всех остальных.
Чапля
Играли мальчики 5-7 лет на достаточно маленькой площадке – примерно 55 м.
По жребию или по считалке выбирали водящего – чаплю.
Остальные – «лягушки».
Пока чапля «спит», т. е. стоит, наклонившись вперёд и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках.
Проснувшись, чапля издаёт крик и начинает ловить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась хотя- бы одной рукой за голени ног.
Лягушки не должны спасаться от чапли, прыгая на корточках.
При нарушении условий, например, если кто-то из лягушек встанет во весь рост или выпрыгнет за пределы площадки, а также при осаливании они меняются местами.
Чур у дерева!
Эта игра, традиционная в арсенале 5-7-летних казачат, также была излюбленной, в неё играли совместно с маленькими горцами. Играли обычно в саду или там, где росло хотя бы несколько деревьев. Число играющих зависело от количества деревьев. Все, кроме водящего, становились каждый у своего дерева, водящий же – в середине между деревьями. Стоящие у деревьев начинали перебегать от дерева к дереву; в это время водящий должен успеть осалить бегущего, пока тот не подбежал к дереву и не выкрикнул: «Чур у дерева!». Осаленный менялся местом с водящим.
Хваталки
Игроки должны выстроиться двумя шеренгами одна против другой на расстоянии 50-60 шагов. Между ними на земле проводится черта. В соответствии с количеством игроков по всей длине черты раскладываются какие-нибудь предметы: камешки, палочки и др. По команде: «Раз, два, три!» игроки бегут к предметам, стараясь захватить их как можно больше. Та команда, которая захватила больше предметов, выигрывает. Игра заканчивается либо по соглашению, либо если набрано нужное количество очков.
Повтори!
В эту игру играли казачата 3-6 лет по 10-20. Создавали круг. Вожаком был старший – шестилетка. Он отходил в сторону, потому как не должен был видеть, кого выберут затейником. А задача затейника – показывать разные движения, которые остальные играющие должны повторять сразу же, не раздумывая: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать на двух ногах – для трёх-, четырёхлеток; или как бы скакать на лошади, подпрыгивать на одной ноге – для 5-6-леток. Вожака звали в круг. Он прохаживался внутри него и присматривался, кто же затевает каждый раз новое движение. При этом, по условиям, ему не разрешалось смотреть долго на кого ни будь из игроков, т. е. на того, кто, как он думал, в настоящий момент исполнял роль затейника, а надо было поворачиваться в разные стороны. Как только при нём совершалось три движения, вожак угадывал затейника. Это было довольно-таки трудно, потому как затейник старался менять движения незаметно, выбирал момент, когда вожак смотрит не на него. Если он ошибался и называл затейником не того, игра продолжалась. Но после трёх ошибок выбирали нового вожака, а тот уходил из круга. Когда же вожак угадывал затейника, они менялись.
Колесо
Играющих 16 или значительно больше.
Они, разделившись на одинаковые группы, становятся рядами, лицом к середине – как спицы в колесе.
Водящий помещается вне колеса. Он бежит по кругу и, ударив по спине кого-либо из задних игроков, становится позади него.
Запятнанный передаёт удар впереди стоящему, тот – следующему и так далее до головного в спице; головной, получив удар, громко кричит «ай!». После крика все стоящие в спице и водящий бегут по кругу, обгоняя друг друга. Обежав круг, стараются стать на прежнее место.
Игрок, оказавшийся в спице сзади всех, идёт водить.
Нельзя пятнать раньше, чем получен удар.
Нельзя выбегать раньше крика. Нельзя мешать игрокам бежать и отталкивать вставших в спицу.
Путы
Игры с прыжками и борьбой для мальчиков 3-7 лет.
Ноги завязываются платком или верёвкой примерно так же, как спутываются ноги у лошади.
И так играющие прыгают до назначенного места. Кто первым прискакал, тот и выиграл.
Змейка
Вот как описывали эту игру старожилы станиц Верхней Кубани :
«Малы хлопци чи лягають на спыну, чи хлопаются на коленки, чи сидають на землю один за другим, но на небольшом расстоянии.
Самый крайний сигаеть через остальных, а на кониц сам лягае чи сидае на другом конци.