Галина Аверина
Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Знакомство с электричеством»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с электричеством
конспект организованной образовательной деятельности
для детей подготовительной группы
Аверина Г. А.
воспитатель МБДОО «Ильинский детский сад» комбинированного вида
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы „Знакомство с электричеством“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Пояснительная записка
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Формирование целостного, комплексного, интегративного системно-деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.
В современной образовательной практике значение исследовательской, познавательной деятельности ребенка явно недооценивается. Взрослые торопятся научить ребенка тому, что сами считают важным, а он сам бы хотел исследовать все.
Конспект составлен в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи подобраны приемы в интересной и занимательной форме.
В течение всего занятия мы стараемся направлять детей на поиск решений проблемы, помогая приобрести новый опыт, активизируя мыслительную и речевую деятельность детей, самостоятельность и поддерживая положительный эмоциональный настрой.
Цель: развитие у детей навыка исследовательской деятельности путем самостоятельного экспериментального изучения статического электричества.
Программные задачи:
1) познакомить детей со статическим электричеством;
2) способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами, развивая мыслительную активность, наблюдательность;
3) развивать интерес к познанию окружающего мира;
4) формировать умение самостоятельно делать выводы из увиденных результатов эксперимента.
Материалы: пластмассовые палочки по количеству детей, кусочки шерстяной ткани, бумажные бабочки, пенопластовые шарики, два шарика на нитках, пульвилизатор с водой; расчески, полоски бумаги, линейки и пластмассовые шарики, воздушные шары по количеству детей.
Словарь: статическое электричество, заряд.
Предварительная работа: беседы о бытовых электроприборах, рассматривание соответствующих картинок, изучение правил безопасного поведения при обращении с электроприборами.
Методы работы: беседа, наблюдение, экспериментирование, логическое рассуждение.
Методические рекомендации:
Занятие проводится весело, непринужденно.
Одновременно педагог постоянно следит за соблюдением правил безопасности.
Ход занятия
Вступление
Дети и воспитатель заходят в группу.
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Галина Александровна. Сегодня мы познакомимся с одним интересным явлением.
1. Заряженное тело прилипает к противоположно заряженным телам.
- Посмотрите, на стене висят воздушные шары. Возьмите из корзины по шарику и «повешайте» их на стену.
-У вас получилось? (нет)
-Сегодня мы разберемся, что заставило шарики прилипнуть к стене, но для этого нам нужно провести несколько опытов. Давайте пройдем к столам и продолжим работу.
2. Бумага притягивается к расческе.
- Возьмите салфетку и порвите ее на мелкие кусочки и поднесите расческу к бумаге. С бумагой что-то происходит? (нет)
- А теперь возьмите шерстяную тряпочку, хорошо натрите расческу и снова поднесите ее к бумажкам.
- Что случилось с бумажками? (притянулись) Попробуйте хорошо натереть расческу и посмотреть, что еще может к ней притянуться? Пробуют, что еще притягивается.
- Ребята, все ли предметы притянулись к расческе? Что не смогло притянуться? Что такое появляется в расческе и заставляет предметы притягиваться? То, что там появилось, называется электричество, только оно очень слабое и не способно навредить человеку. А в розетке находится сильное и опасное электричество.
3. Электричество находится в одежде
- У вас на столах лежат пластмассовые шарики. Хорошо натрите их о шерстяную тряпочку – наэлектризуйте.
- Прикоснитесь шариками к розовому пенопласту. Что происходит? (предметы притянулись, прилипли)
- Форма предмета влияет на способность электризоваться? (нет)
4. «Друзья»
- Вместе со мной к вам в гости пришли два друга. Подойдите ко мне, и мы с ними поиграем. Как любые друзья они ссорятся и мирятся (на стойках висят по два наэлектризованных шарика на длинных нитях). Дети работают в парах, натирают шары шерстяными тряпочками.
– Посмотрите, поссорились!
- Они одинаковые, оба наэлектризованные, поэтому отталкиваются.
- Чтобы их помирить, надо с одного шарика снять заряд - сбрызнуть его водой.
- Шарики притянулись друг к другу? (да) Это потому, что теперь они стали разными.
5. «Бабочки»
- Мы все время электризовали маленькие предметы, а теперь давайте проверим, электризуются ли большие предметы? У меня есть вот такие бабочки (раздает бумажных бабочек).
- Возьмите с разноса пластмассовые палочки и наэлектризуйте их (натирают палочки о шерсть, а затем медленно поднесите палочку к бабочкам. Что происходит? (бабочки тоже будут подниматься)
- А с какого расстояния передается электричество? Вам пришлось затронуть бабочку или она сама поднялась к палочке? (поднялась)
- Какие предметы быстрее электризуются большие или маленькие? (маленькие)
- Вы все натирали тряпочкой, а тряпочка может электризоваться? Проверьте пожалуйста.
6. Электризация волос (дети подходят к своим столам)
- Ребята, интересно, а наши волосы электризуются или нет? Проверьте это сами. Волос электризуется? (да)
Заключение.
- Ребята, у вас все так здорово получается, а давайте теперь воздушные шары электризовать (берут шары и подносят к салфеткам и пенопластовым шарикам). Шары электризуются? (да)
- А теперь «повешайте» шары на стену, а как это сделать придумайте сами.
- Брызните на шарик водой. Что случилось? (шарики упали, потеряли заряд)
- Мы познакомились сегодня со статическим электричеством. Что нового вы узнали об электричестве? (предметы электризуются, притянуть предмет можно с небольшого расстояния, маленькие предметы притягивать проще, чем большие)
- Вам понравилось экспериментировать с электричеством? Тогда я вам подарю эти шарики, и с их помощью вы сможете показать опыты дома родителям. Вы молодцы и мне очень понравилось с вами работать. До свидания.
Литература
1. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004.- № 4. – С. 84 – 92.
2. Письмо Министерство образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».