Ирина Винокурова
Конспект организации образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
]Конспект организации образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей подготовительной группы.
"Река времени. "
Цель: способствовать формированию у детей представлений о свойствах времени (текучесть, необратимость, о единицах исчисления времени).
Задачи:
Публикация «Конспект организации образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- систематизировать и закрепить знания детей о временных представлениях (неделя, месяц, год, времена года, количество месяцев в каждом времени года);
- Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
- Развивать у детей вычислительные навыки, активацию мыслительной деятельности, развитие графических умений.
- развивать логическое мышление, сообразительность; - развивать коммуникативные качества через умение работать в группах;
- воспитывать способность ценить время и тратить его с пользой;
- воспитывать активность и самостоятельность.
Демонстрационный материал: иллюстрация реки, песочные часы, река «времени» (рисунок или слайд).
Раздаточный материал: фломастеры, цветные карандаши, восковые карандаши на выбор, бумага
Методические приё мы:
- Игровой;
- Словесный (отгадывание загадки, вопросы, беседа, чтение пословиц, логические задачи);
- Наглядный (демонстрационный материал);
- Анализ организационной образовательной деятельности.
Предварительная работа :
- разучивание физ. минуток;
- работа с числовой прямой;
- работа с календарём (последовательность дней недели, знакомство с названиями месяцев);
- знакомство с часами (механическими, электронными, песочными и т. д); определение времени по часам.
Ход организационной образовательной деятельности.
Математическая разминка.
1. Игра с мячом «Скажи правильно». Дети вместе с воспитателем встают в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос, бросает мяч воспитателю и садится на своё место за стол.
- Назови соседей числа 7 (5, 8, 3, и т. д.);
- Назови на один меньше числа 5 (7, 3, 9, 6 и т. д.);
- Какие число находится между числами 8 и 10 (2 и 4, 5 и 7 и т. д.);
- Назови дни недели от среды до воскресенья и т. д. ;
- Какое сейчас время суток?
- Сколько дней в недели?
- Как называется день который прошёл (вчера)
- Который будет завтра?
- Какой сейчас?
- Какой сегодня день недели?
- Сколько дней в месяце?
- Назови первый месяц года?
- Сколько месяцев в году? И т. д.
2. Ребята, отгадайте загадку: Вьется, словно лента,
В дымке голубой,
Может быть спокойной,
Может бить волной
Темной и глубокой,
Что не видно дна.
Мелкой и прозрачной
Может быть она,
А в жару купает
Нас в своей волне.
Что это такое,
Подскажите мне.
- Река!
- Правильно. Посмотрите на неё.
(Дети рассматривают картину, на которой изображена река.)
- Посмотрите, у вас на столах лежат листочки, на них тоже изображена река. Но это необычная река – это река времени. По ней плывут дни, из которых получаются недельки. Давайте их нарисуем. Каждый из вас придумает, как это можно сделать. Время работы 5 минут. Я ставлю песочные часы.
(После обсуждения одна подгруппа - рисует дни недели как «радугу», используя семь цветов; вторая – цветными цифрами, третья – цветными римскими цифрами).
- Как вы думаете, сколько времени вы рисовали реку? Вы успели уложиться в пять минут или вам потребовалось больше времени?
- Успели!
- А всем понадобилось одинаковое количество времени?
- Нет. Кто раскрашивал реку в семь цветов радуги, тому понадобилось больше времени.
- Молодцы! Потрудились, можно и отдохнуть.
Физминутка.
Жили-были лягушата озорные, как ребята.
( дети выполняют махи руками впереди себя: вправо – влево)
Ох, любили они плавать (имитируют плавание)
Силу лапок показать (сжимают пальцы рук в кулак и разжимают)
И комариков ловили: 1, 2. 3, 4, 5.
(поочерёдно смыкают пальцы рук – «ловля»)
А потом себя хвалили: ква – ква – квак! Ква – ква - квак!
(поглаживание себя по голове).
(Беседа с детьми по вопросам) :
• Почему вы все разделили реку на семь частей?
• Где твоя неделька? Покажи пятницу.
• Как называется день, который показывает Денис?
• Назови соседей среды.
- Что получится, если мы к нашей недельке нарисуем ещё три недельки?
- Месяц.
- А если мы к нашему месяцу нарисуем ещё одиннадцать месяцев, что получится?
- Год.
- Давайте назовём с вами все двенадцать месяцев.
(Дети отвечают все вместе, хором.)
- А в году сколько времён года?
- Четыре.
- А в каждом времени года сколько месяцев?
- Три.
- Давайте придумаем нашей реке времени название, ведь и реки, и люди имеют имена.
(Ответы детей. Если не пришли к единому мнению, выбираем название реки используя считалку).
- Что делает вода в реке?
- Течёт, бежит.
- Вода в реке останавливается?
- Нет.
- А недельки останавливаются или следуют одна за другой?
(Ответы детей : нет, они идут одна за другой).
- Можно сказать, что время идёт, бежит?
- Да.
- А можем мы вернуться назад, в прошлый вторник? Почему?
(Ответы детей : нет, можем только вспомнить, что было в этот день, чем занимались).
- Правильно, мы с вами можем только вспомнить, что было: посмотреть фотографии, видео, а вернуться в прошлое нельзя.
Итак, время течёт только вперёд, а по нашей реке плывут наши недельки, четыре недельки превращаются в месяц, а из двенадцати месяцев получится год. А теперь мы с вами отправимся в путь по нашей реке времени на корабле. Поплыли! (дети выходят на ковёр.)
Воспитатель: Замечательно
- Возьмите в руки бинокли, мне кажется, вдали виден остров (дети делают руками «бинокли» и смотрят)
- Кто видит, как называется остров? Правильно, мы приближаемся к острову «Времени»
-Ребята, а какой прибор показывает время? (Часы)
-А для чего нужны человеку часы? Для чего нам нужно знать время?
-Существует очень много разных часов.
-Как называются часы, которые будят по утрам? (Будильник)
-Как называются часы, которые стоят на полу? (Напольные)
-Как называются часы, которые висят на стене? (Настенные)
-Как называются часы, которые мы носим на руке? (Наручные)
-Как называются часы с песком? (Песочные)
(ФОТО №3)
- Всё верно. Ребята, на острове все стрелки на часах остановились, и часы не показывают точного времени.
- Я предлагаю вам поиграть и завести все часы на острове, чтобы они опять показывали точное время. (Дети встают в круг, в кругу разлаживаются карточки с цифрами от 1 до 12, дети идут по кругу, взявшись за руки и произносят слова, на последних словах останавливаются, воспитатель говорит время, например 4 часа, те дети, которые остановились возле цифр 4 и 12 приседают, затем игра продолжается)
Игра «Часы»
Мы часы – наш точен ход,
Водят стрелки хоровод,
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга,
Стрелки, стрелки не спешите,
Вы нам время подскажите.
Воспитатель: Молодцы, все часы на острове теперь показывают правильное время. А нам пора плыть дальше, там в дали виден ещё один остров.
Поплыли?
- А следующий остров называется «Графический» вы, наверное, уже догадались, какое задание нам предстоит выполнить? Верно! – графический диктант. (Дети проходят за столы и выполняют графический диктант «Рыбка»)
Воспитатель: Я вижу, все справились с этим заданием, поэтому мы проходим все на наш корабль, отправляемся дальше.
Физминутка.
Речка.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
(Движения выполняются согласно тексту).
Дети остаются на ковре, сидят на подушечках.
- Сейчас я вам прочитаю пословицы, а вы подумайте и скажете, какая из них подходит к нашей ситуации.
1. Делу время – потехе час.
2. Семеро одного не ждут.
Беседа по вопросам:
- Какую пословицу выбираете? Почему?
- Потому что там есть слово «время».
- Как вы её понимаете?
- Надо сначала сделать нужное, а потом отдыхать.
- Чему нас учат пословицы?
- Плывём дальше. Предлагаю вам решить задачи.
(задачи могут быть как на наглядной основе, так и в вербальной форме).
1. Никита отдыхал у бабушки в деревне три недели, а Дима месяц. Кто из мальчиков отдыхал в деревне дольше?
2. Лиза с папой пошли в поход в воскресенье и сказали маме, что вернуться через неделю. В какой день недели вернуться Лиза и папа?
3. Воспитатель: Я вижу, все устали, поэтому мы проходим все на наш корабль, отправляемся обратно в детский сад.
Рефлексия: Вот и закончилось наше путешествие по реке времени и её островам.
Ребята, вам понравилось путешествовать по этой реке? Давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались?
(ответы детей : рисовали реку, играли, отвечали на вопросы и т. д.).
- Что вам запомнилось больше всего?
- Какое задание показалось самым сложным?
- Ребята, у меня на тарелочках лежат смайлики красного и жёлтого цвета, если вы считаете, что со всеми заданиями справились без ошибки, самостоятельно, без помощи воспитателя или своих товарищей, тогда возьмите смайлик красного цвета, а если вы затруднялись в каком то задании, то возьмите смайлик жёлтого цвета.
(Дети оценивают себя)
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, правильно решили задачи. Сейчас предлагаю поиграть.
(Дети предлагают игру, связанную с темой организационно образовательной деятельностью, все вместе в неё играют, но вначале вспоминают правила игры. Если дети затрудняются в выборе игры, воспитатель может предложить свою.)
Столы сдвигаются и проводится подвижная игра.
Игра «Месяц, соберись!»
Цели: развивать внимание, координацию и ловкость движений, логику мышления; совершенствовать у детей навыки счета, упражняя их в счете до 100 (наизусть); закрепить названия дней недели и их последовательность.
Содержание: гном-часовщик (воспитатель) сообщает детям о том, что время можно определять и по календарю (единица его измерения- день, неделя, месяц, год). Он предлагает детям в игре вспомнить все дни недели и сколько их, выполнив это движением с цифрами в руках. Дети, называя себя днями недели, строятся в 4 колонны, соблюдая последовательность, выражая ее цифрами до 7, находят свое место в ряду.
Воспитатель с помощью секундомера определяет, кто быстрее справился с заданием.
Вопросы:
-Назови свой день недели.
-Как вы думаете, что быстрее движется- минута или секунда?
Гном-часовщик (воспитатель) просит детей выполнить столько прыжков, сколько в минуте секунд и определить, как движется секундная стрелка за 1 минуту.
Правила: обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: бег, ходьбу и построение в колонны осуществлять быстро, не наталкиваясь друг на друга; при построении в колонны соблюдать последовательность цифр, занимая свое место в одном из рядов, быстро называя день недели. Нацелить остальных детей проверять правильность выполнения задания. Побуждать детей самостоятельно производить счет, не пропуская идущие по порядку числа.
Игра «Вчера, сегодня, завтра»
Цели: развивать внимание, память, связную речь, ловкость движений; поддерживать интерес детей к совместным играм, обращая внимание на дружеские занятия- увлечения; закреплять понятия «вчера», «завтра» в играх с мячом.
Материалы: мяч
Содержание: детям предлагают, сидя или стоя в кругу (перебрасывая мяч любому ребенку, помочь другу продолжить фразу, называя предлагаемое действие- занятие друга: «Сегодня я…»; «Вчера я…»; «Завтра я…».
Движение: дети, сидя или стоя в кругу, перебрасывают мяч друг другу и ловят его.
Правила: напомнить детям, что бросок и ловля мяча осуществляются двумя руками, стараясь не уронить мяч и не отбирая его у товарища. Побуждать
(Дети оценивают себя)
Оформление миров (полок) по программе.
Изучение и закрепление проходит при помощи этого наглядного материала.