Киселева Софья Георгиевна
Конспект опытно-экспериментальной деятельности детей в старшей группе «Что скрывает картофель? Кто такой «Крахмал»?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытно-экспериментальной деятельности детей в старшей группе "Что скрывает картофель? Кто такой "Крахмал"?».
Цель: Познакомить воспитанников с основным компонентом в составе картофеля – крахмалом.
Образовательные задачи:
Развивать познавательную активность и любознательность детей.
Закреплять и расширять представления детей о способах выращивания, хранения и использования картофеля. Познакомить детей с новым пищевым продуктом – крахмалом. Экспериментальным путём получить из картофеля крахмал, уточнить способы применения.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности детей в старшей группе „Что скрывает картофель? Кто такой „Крахмал“?“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Картофель, картошка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крахмал. Свойства крахмала
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Учить определять свойства продукта через взаимодействие веществ.
Формировать основы безопасности с лабораторным оборудованием при проведении экспериментальной деятельности.
Активизировать и расширять словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия: «клубень», «крахмал»
Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес детей к экспериментальной деятельности, умению сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий.
Воспитательные задачи:
Воспитывать устойчивое внимание, любознательность.
Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе сверстников.
Материал и оборудование:
Корзинка с целым сырым картофелем, потертый картофель в стаканчиках и ложечка пластмассовая на каждого ребенка (если детей много, тёрка, дуршлаг, фартуки, марля, ложка большая, вода в кувшине, две миски, банка, крахмал, стаканчики, вода. Сюжетные картинки "Высадка и уборка картофеля". Салфетка для каждого ребёнка.
Предварительная работа:
1. Беседы об овощах, их роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Посадка и уборка картофеля».
3. Использование дидактических игр об овощах: «Что где растет?», «Разрезные картинки», «Волшебные овощи» и др.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята здравствуйте! Сегодня на занятие я пришла не с пустыми руками, с корзиной! Хотите узнать, что в ней? Посмотрите, здесь что то необыкновенное! Я даже не могу предположить что это!Может быть вы мне подскажите. Правильно. Это еж. А как вы думаете из чего он сделан? Ответы детей. А правильный ответ вы узнаете если отгадаете загадку.
На грядках кустиком цветёт,
А клубнями в земле растёт.
Мы копаем понемножку.
Собираем что?. (Картошку)
Ребята правильно наш ежик из картошки. У нас в нашей корзине ее много. А теперь возьмите по картошке в руки и рассмотрите его. Какого он цвета? (белого, желтого, розового)Какой формы? (круглая, продолговатая, овальная) Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней.
Какой картофель на ощупь?
Что есть у картофеля (глазки,ростки)
Беседа по вопросам. Зачем нужен картофель людям? Какие блюда готовят из картофеля? Можно ли использовать картофель как лекарство?
Воспитатель выслушивает ответы детей, дополняет, комментирует и обобщает:
- Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Демонстрация фотографий с готовыми блюдами из картофеля. Его жарят, варят, пекут. Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. Сырым картофелем лечат ожоги - вот такой удивительный овощ! А вы хотите узнать из чего же состоит этот овощ?
Мы узнаем это - после проведения опыта с картошкой, давайте пройдём в нашу лабораторию. Давайте переоденемся и вспомним о правилах безопасности:
Правила поведения в лаборатории:
1. Будьте очень внимательны и аккуратны.
2. Здесь нельзя шуметь и ничего не трогать без разрешения.
3. Аккуратно обращаться с предметами.
4. Не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком;
Опыт. Получение крахмала из картофеля
Прежде чем приступить к работе с картофелем его моют, очищают, затем трут или перемалывают. (Показать детям терку, сказать о технике безопасности при работе).
Ребята, можете мне помочь натереть одну картофелину. Рассмотрим полученную массу. Во что превратился клубень? (кашицу, и воду).
Если детей много, можно раздать каждому стаканчики с тертым картофелем.
Перед вами тарелка с тертым картофелем. Посмотрите, на что похож картофель? (на кашицу)
Нам нужно взять емкость с водой и добавить воду в тертый картофель (кашицу) и размешать его в воде.
Дети ложками размешивают.
Рассматриваем воду. Что получилось? (вода) Какого она цвета?
Вода стала беловатой, мутной. Кашица картофеля - коричневая.
Вывод: Вода стала мутной, потому что в картофеле содержится особое вещество крахмал. Давайте скажем это незнакомое нам слово
Крахмал.
А сейчас мы берем пустую емкость и ситечко.
Выливаем нашу жидкость в ситечко, и хорошо отжимаем картофель через марлю (отжать картофель через марлю)
Оставляем жидкость на некоторое время.
Умственная разминка.
А мы немножко отдохнём и побеседуем.
Ребята, мы с вами знаем что картофель - это овощ. Вы когда-нибудь видели, как сажают картофель и как он растет?.
Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает посмотреть :
Сюжетные картинки: "Посадка и уборка картофеля"
Вначале был. (Один клубень.) Что с ним сделали? (Закопали в землю.) Что произошло дальше? (Из земли появился росток.) Что надо сделать, чтобы росток стал ещё больше? (Надо прополоть сорняки, разрыхлить землю.) Что надо сделать, чтобы клубни, которые растут в земле, не оказались на её поверхности? (Окучить картофель.) Затем на кусте картофеля появились. (Цветы сиреневого или белого цвета.) А в земле в это время каждый клубень дал много ростков, и на них выросли новые клубни, которые всё увеличивались, наливались. Посмотрим, что же дальше происходит с картофельным кустом. Он постепенно меняет свой цвет: из тёмно-зелёного становится серым и затем засыхает. Наступает время уборки картофеля.
Ребята, а кто из вас запомнил, что нужно для того, чтобы вырастить картофель?
Ответы детей: Предложить выложить цепочку из картинок. (последовательность в выращивании картофеля) :
Физминутка. Мы картошечку сажаем,
Все трудиться обожаем.
А потом воды нальём,
Дружно вместе все польём.
Прополоть картошку нужно,
Тоже делаем все дружно.
Не забудем и окучить,
Если делать всё наскучит,
Высоко попрыгаем, ручками задвигаем.
- А сейчас мы возвращаемся к нашему эксперименту.
Ребята, очень аккуратно берем нашу емкость и потихоньку сливаем воду (Вылить в другую емкость).
Вывод: посмотрите, что у нас образовалось (белый осадок) — это крахмал.
- Знаете что это? Это крахмал или картофельная мука. Когда он высохнет будет вот таким. Его добавляют в кисель и некоторые кондитерские изделия.
(показать сухой крахмал).
Заключение:
Что интересного вы узнали сегодня о картофеле?
- Картофель очень ценный продукт для человека.
- Им можно лечить ожоги.
- Если натереть картофель и добавить воды, можно получить крахмал.
- Крахмал добавляют в кисель для загустения.
Рефлексия:
Вам понравилась работать в лаборатории? Какие опыты вам понравились больше всего?
Вы, ребята, меня очень порадовали своими знаниями и умениями, хорошо справились со всеми заданиями!
Список используемой литературы:
Конспект открытого занятия "В поисках крахмала". Бочкарёва Галина Александровна
Конспект опытно- экспериментальной деятельности детей в старшей группе "Знакомимся со свойствами картошки". Половинкина Антонина Ивановна (мультиурок).