Ирина Подлесная
Конспект ООД «Звуки [З], [З’], обозначаемые буквой «З»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки [З], [З’], обозначаемые буквой З
Программное содержание:
1. Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков
З и З’
2. Формировать понятие «согласный звук», умение выделять изучаемый звук из начала слова.
3. Уточнить артикуляцию звуков З и З’.
4. Учить различать звуки по твердости-мягкости.
5. Продолжать учить определять позицию звуков в словах
Публикация «Конспект ООД „Звуки [З], [З’], обозначаемые буквой „З“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
6. Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим).
7. Пополнять словарный запас детей словами с изучаемым звуком.
8. Формировать навыки словообразования: образование уменьшительно-
ласкательных форм существительных, прилагательных от существительных;
9. Формировать начальный навык чтения.
10. Развивать речевое дыхание, слуховую память, внимание.
11. Развивать фонематический слух.
12. Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.
Материал: карандаши, массажные коврики, мячики Су-джок, карточки, фишки, буквы, у детей – предметные картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки З,З’, лоточки с буквами из разрезной азбуки и фишки для составления схем звукового состава слова, мяч, карандаши, орехи, семена, карточки с пластилином.
Ход ООД.
Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята!
1. Мотивационно-ориентировочный этап.
Садится тот, кто мне назовет слова, которые начинаются на звук С или Сь.
Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания.
1. Общее расслабление.
Посмотрите, какой сегодня чудесный день! Давайте мы с вами
настроимся на занятие. У нас хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и передадим свое хорошее настроение
2. Упражнение на развитие мимических мышц. Упражнение на развитие мимических мышц.
Мимическое упражнение «Жаба».
- Я вам хочу рассказать историю про жабу, а вы постарайтесь мимикой передать её настроение.
Жаба жила в луже. Ярко светило солнце и она наслаждалась, пребывая в теплой луже (показать наслаждение, удовольствие).
Но день за днем лужа постепенно высыхала, и это очень огорчало жабу (передать огорчение).
Однажды набежала огромная туча, сверкнула молния и ударил гром. Жаба очень испугалась (изобразить испуг).
Но испуг длился недолго. Из тучи хлынул теплый дождь, и жаба радостно зашлепала по своей луже (передать радость).
Когда дождь закончился, жаба с удивлением (показать удивление) обнаружила, что воды в луже стало вдвое больше.
И это ее еще больше обрадовало (передать бурную радость).
3. Дыхательная гимнастика.
-упражнение «Цветы» (дети дуют на цветы, чтобы они летали);
-выдыхаем лечебные звуки : звук Ж, З, М.
4. А теперь поиграем пальчиками.
- массажные коврики
-массаж мячиками Су-джок.
5. А сейчас давайте разомнем губки и язычок. Артикуляционная
гимнастика:
-УПРАЖНЕНИЕ «ЗАБОРЧИК»,
-УПРАЖНЕНИЕ «ТРУБОЧКА».
-УПРАЖНЕНИЕ «БУБЛИК».
-УПРАЖЕНИЕ «ЛОПАТОЧКА»
2. Поисковый этап.
Ребята, отгадайте загадку.
По полю скачет, ушки прячет.
Встанет столбом – ушки торчком.
Кто это? (Зайчик).
На какой звук начинается слово зайчик? (З).
- Что вы хотите узнать об этих звуках? (Какие это звуки, как их правильно произносить, слышать эти звуки, поиграть в игры с этими звуками, научиться узнавать букву З и читать слоги с этой буквой, научиться определять, где находятся эти звуки) (выставляю схему)
3. Практический этап.
1. Давайте произнесем этот звук все вместе, а потом проанализируем его произношение (хором, затем по одному).
Давайте его произнесем перед зеркалом. (Объясняю артикуляцию звука З). Вместе с детьми даем характеристику этого звука (согласный, звонкий)
Итак, кто мне охарактеризует звук З (Звук З – согласный, звонкий, твердый). Кто мне охарактеризует звук З’ (Звук З’ – согласный, звонкий, мягкий)
2. Фонетическое упражнение. Комарики летят и звенят: ЗЗЗЗЗЗЗЗ (произносить длительно на плавном выдохе.
3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук З».
4. С помощью картинок определить место звука в названиях картинок, твердость и мягкость звука.
5. Выучить чистоговорку:
За-за-за – вот идет коза.
Зу-зу-зу – не боюсь козу.
Зы-зы-зы – нет козы.
6. Замени первый звук в словах на звук З. Какое слово получилось, составь с ними предложение.
Губы – зубы, набор -, двери -, наряд -, дуб -, вагон -…
Замени первый звук в словах на звук Зь. Какое слово получилось, составь с ними предложение.
Кефир, пеленка.
Физкультминутка. Игра «Как живешь»
Давайте поиграем с вами в игру «Из чего сделана посуда» (с мячом)
Цель: образование прилагательных от существительных.
Ложка из дерева - деревянная ложка
Ваза из хрусталя – хрустальная ваза
Терка из металла – металлическая терка
Графин из стекла – стеклянный графин
Миска из глины – глиняная миска
Сковорода из чугуна – чугунная сковорода
Стакан из стекла – стеклянный стакан
5. Все вы знаете, что звуки мы слышим и произносим, а знак, который мы видим, пишем и читаем, можем также потрогать это что? (Буква)
Знакомство с буквой З
З загнулась, как змея,
Но ей не запугать меня.
На что еще похожа буква З? Посмотрите внимательно из каких частей состоит буква. Давайте пальчиком в воздухе напишем эту букву.
Буква З хочет, чтобы вы ее хорошо запомнили.
Игра с буквой «Найди изучаемую букву»
Чтение слогов.
Игра «Порт «Слоги» (чтение слогов).
4. Рефлексивно-оценочный.
- Ребята, что нового вы узнали на занятии? С какими звуками мы сегодня познакомились? Давайте посмотрим, выполнили ли мы план. Что узнали?
Вспомните все прозвучавшие ранее слова, в которых есть звук Зи Зь, произнесите их четко, громко, выделяя голосом нужный звук.
- Давайте украсим полянку цветочками.
- Если вам было легко на занятии и вы справились со всеми заданиями, украсьте полянку цветочками желтого цвета.
- Если вам было немножко трудно – оранжевого.
- Если очень трудно – красного.
- Какая полянка получилась? (весенняя, разноцветная).
- Спасибо, ребята, мне очень понравилось, как вы работали.
Последующая работа.
- Ребята, а я предлагаю вам дома вместе с родителями нарисовать предметы, в которых встречается звук З или Зь.