Дарья Яшина
Конспект ООД «Звуки [Т]-[Д], [Т’]-[Д’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема :Звуки Т - Д,Т' - Д'
Образовательная область: речевое развитие
Цель: Учить слухо-произносительной дифференциации звуков : [Т] — [Д], [Т'] — [Д'] (дифференциация звонких и глухих согласных).
Задачи:
1. Учить ребенка изменять темп движения в зависимости от изменения музыкального ритма.
2. Развивать динамический праксис рук.
3. Развивать мелкой моторики
3. Научить ребенка слоговому синтезу слов.
4. Учить анализировать и сравнивать слова.
Оборудование: магнитная доска, магнитные буквы, бубен, предметные картинки.
Темочки:
Ход занятия.
Организационный момент
Дидактическое упражнение «Слушай внимательно» (формирование общей координации движений под ритмичную музыку).
Взрослый звенит бубном, а ребенок под звон бубна бежит. Затем взрослый стучит в бубен, ребенок под эту музыку марширует. Игра повторяется несколько раз.
Основная часть
1. Кинезиологическое упражнение «Ухо-нос»
Левая рука-взяться за кончик носа, правая рука-взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.
2. Дифференциация звуков [Т] — [Д]. Назвать первый звук в именах детей :
Таня, Толя, Тамара; Даша, Дуня, Данила, Дима, Тоня.
Сравнить артикуляцию звуков [Т] и [Д] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»); вспомнить характеристику звуков [Т] и [Д], их обозначение.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т]» :
т, д, д, т, т, д,т,д. ; та, да, ду, ту, ты, ды, то, до. ; Таня, Даня, туфли, вода, молоток, каток, дождь.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» : та-да, то. ; да-та, ду.
Повторить за взрослым серию слогов:
та-та-да; да-да-та; да-та-та; та-да-да; да-та-да; та-да-та;
Дидактическое упражнение «Составь слово» : взрослый по слогам произносит слово, а ребенок называет его целиком.
Са-мо-лет, то-по-ры, то-ва-ри-щи, до-ро-га, за-са-да, ду-би-на, да-ча,.
Взрослый произносит pяд слов и просит ребенка назвать лишнее слово (по наличию в словах звуков [Т] и [Д]) :
туфли, дом, дорога, дуб; топор, дрова, труба, ток; кот, друг, дача, даль.
3. Из ряда картинок выбрать те, названия которых начинаются на звук [Т] ([Д]); игры с картинками: «Чего не стало?» «Что изменилось?».
Подобрать слова со звуками [Т] и [Д], определить место звуков в словах (при затруднении использовать карточку и синие кружки, с колокольчиком и без).
Заменить звук [Т] на звук [Д] в словах. Какие слова получились? Придумать с ними предложения:
Точка-дочка, том — дом, тачка —дачка.
Исправить ошибку. Какие звуки перепутаны?
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Мальчик уточкой ловит рыбу.
Удочка плывет по озеру.
4. Дифференциация звуков [Т'] — [Д']. Назвать первый звук в словах Дима, Тима.
Сравнить артикуляцию звуков [Т'], [Д'], обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику и обозначение этих звуков.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д']» :
ть, дь, дь, ть. ; тя, дя, ди, ти. ; Тимур, Динa, девочка, тир, дива.
Дидактическое упражнение «скажи наоборот» :
тя-дя, ти., ди-ти, те., дя., де-…
Повторить за взрослым серию слогов:
тя-тя-дя, дя-тя-тя, дя-тя-дя, тя-дя-дя, тя-дя-тя, дя-дя-тя.
Дидактическое упражнение «Составь слово» :
те-ле-фон, те-ле-ви-зор, Ди-му-ля, де-ре-во.
5. Из ряда картинок ребенок должен убрать лишнюю (по наличию в словах звуков [Т'] и [Д'], взрослый при этом картинки не называет:
телевизор, диван, тигр, телефон.
Дидактическое упражнение «Подаpи подарок Тиме и Диме» (подобрать слова со звуками [Т'] и [Д']).
Заменить звук [Т'] на звук [Д'] в словах. Какие слова получатся? Придумать предложения с этими словами:
тело — дело, тень., Тима., тина.
6. Дифференциация звуков [Т] — [Д], [Т'] — [Д'].
Назвать звонкие согласные звуки, глухие согласные; назвать твердые согласные, мягкие согласные ([Т], [Д], [Т'], [Д']). Выучить скороговорки:
Сидит тетерев на дереве,
А тетерка с тетеревятами.
На дворе трава,
На траве — дрова.
Взрослый называет слово с одним из звуков ([Т], [Д], [Т], [Д'], a ребенок поднимает соответствующую букву.
Упражнение для развития координации речи с движениями:
— Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух ду-ду!
A я дудочку нашла,
Пастушку отдала.
- Ду-ду-ду.
Ребенок имитирует игру на дудочке.
7. Звуковой анализ и сравнение слов.
Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, письмо печатными буквaми под диктовку, списывание, преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.
Тима — Димa, том — дом.
Итог занятия.