Евгения Зубенко
Конспект ООД в старшем дошкольном возрасте «Его величество уголь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять знания детей о полезном ископаемом-угле. Включить детей
в поисково-познавательную деятельность через опытно - экспериментальную работу.
Задачи:
Образовательные - систематизировать знания детей об угле: его происхождении, свойствах, значимости для людей; закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств;
Развивающие – развивать познавательный интерес к окружающему миру; обогащать словарный запас детей; формировать связную речь, память, внимание, воображение; способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать;
Публикация «Конспект ООД в старшем дошкольном возрасте „Его величество уголь“» размещена в разделах
Воспитательные – воспитывать интерес и любовь к родному краю; бережное и ответственное отношение к миру неживой природы.
Словарная работа: уголь, полезное ископаемое, шахтёр, шахтёры, чёрный, твёрдый, хрупкий, не прочный, тяжёлый, пачкает.
Материалы к занятию: уголь в тарелочках по кол-ву детей, рисунки детей по сказке, книга по Кузбассу, салфетки, тряпочка, листы бумаги для рисования углём, молоток, тазик с водой, кусок угля для воспитателя, магнитофон, клеёнка, фартуки и нарукавники для детей.
Предварительная работа: беседы о стране, крае, полезных ископаемых, добываемых в области; рассматривание альбома и коллекции полезных ископаемых, чтение и беседа по сказке, рисование по содержанию сказки, разучивание динамической паузы «Матушка-Земля», знакомство с центром экспериментирования.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Вос-ль: - Дети, отгадайте загадку:
С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять
Надо в шахте побывать. Что это?
Дети: Уголь.
Вос-ль: - Сегодня мы с вами поговорим об угле, его свойствах и роли в жизни людей.
- А есть даже сказка про Уголёк, присядьте на стулья и послушайте.
(напомнить детям о правильной посадке)
2. Сказка про Уголёк.
Вы знаете, дети, Уголёк- то наш очень важный и всем нужный!
Попадёт Уголёк в дом. Затопит хозяйка печь. Напечёт блинов, пирогов. Приходите, гости, дорогие. Угощайтесь на здоровье!
Вос-ль: - Мы с вами рисовали рисунки по сказке. Какой рисунок может проиллюстрировать этот отрывок сказки? Кто хочет выбрать? (выбираю одного ребёнка, он выставляет рисунок на книжную полочку)
А попадёт Уголёк на теплоэнергостанцию специальные котлы закипят, забурлят. Машины заработают. И побежит по трубам горячая вода. А по проводам – электричество. И тепло в нашем доме и светло.
Вос-ль: - Вова, найди рисунок, который подходит к этому отрывку
(выставляет на полочку)
А попадёт Уголёк на большой металлургический завод. Растопит уголь железную руду в сталь. А потом уж делай что хочешь. Хочешь - рельсы для поездов. Хочешь - краны строительные. Хочешь - машины разные.
Вос-ль: - Сразу несколько рисунков могут проиллюстрировать этот отрывок сказки. Какие?
(дети выставляют рисунки на полочку)
И даже, когда Уголёк отдаст своё тепло людям – его зола очень ценное удобрение и строительный материал. - Вот какой наш Уголёк важный и очень нужный.
Вос-ль: - Лена, какой рисунок завершит нашу сказку? (выставляет на полочку)
- Дети, вы внимательно слушали сказку? Тогда скажите какую же пользу приносит уголь людям? (ответы детей по рисункам книжки)
- А в свободное от занятия время мы соберём книжку из ваших рисунков, которую назовём….Как? (показ первого рисунка-Уголька)
- А кто помогает Угольку выйти из шахты? Кто добывает уголь?
Дети: Шахтёры. (хором, индивидуальное закрепление)
Вос-ль: - Это профессия очень важная, трудная и почётная!
Вос-ль: - А сейчас мы поиграем.
3. Физминутка: «Матушка-Земля»
Матушка-Земля (дети поднимают руки вперёд и
Даров полным полна! разводят в стороны)
Шахтёр идёт на добычу,
На добычу угля, (дети маршируют)
Раз-два
Раз-два
Ох и тяжкая эта работа (дети делают движение «тянут канат»
Уголёк добывать из земли и отбрасывают его назад)
Уголь наш
Славен всегда! (поднимают руки вперёд и вверх)
Во всех городах
Во все времена!
4. Вос-ль: - Дети, посмотрите, что я для вас приготовила (выношу на подносе кусок угля). Что это? (уголь)
- Сейчас мы с вами пройдём в детскую исследовательскую лабораторию, где познакомимся со свойствами угля.
Вос-ль:- Дети, посмотрите, что у нас на столе? (дети перечисляют)
- Все эти предметы нам нужны для исследования угля.
- Дети, возьмите уголь в руки.
- Даша, какого цвета уголь? (он чёрный)
- Дети, он твёрдый или мягкий? (он твёрдый)
- Вова, как ты понял, что уголь твёрдый? (попробовал надавить на него или сжать в руке)
- Инесса, скажите пожалуйста, уголь прочный? (ответ ребёнка)
- Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт (ударяю по куску угля молотком- он рассыпается на мелкие кусочки)
- Докажите, что уголь хрупкий (ответы детей хором)
- Докажи, Лиза, что уголь хрупкий.
Вос-ль: - Дети, значит уголь твёрдый, но не прочный.
Вос-ль: - Проведём ещё одно исследование: нам нужна вода и уголь.
- Элеонора, как ты думаешь, что мы будем делать? (если не ответит)
- А я знаю, мы опустим уголь в воду и посмотрим, что с ним будет (ребёнок сам опускает уголь в воду)
- Почему уголь утонул? (он тяжёлый)
(раскладываю детям листы белой бумаги)
Вос-ль: - Дети, поиграем пальчиками.
–Ой, а что это на белых листочках, откуда появились следы?
- Значит, какой можно сделать вывод? (уголь пачкает)
Вос-ль: - Попробуйте, проведите углем по бумаге? Что происходит? (он рисует) - Правильно,уголь оставляет след на бумаге.
5. – Пофантазируйте, превратите свои отпечатки в разные предметы, а чтобы вам было удобно пройдите за столы. (Включаю музыку)
- Положите уголь на место и вытрите руки салфеткой.
6. Вос-ль: - Дети, какие разнообразные рисунки у вас получились.
- Лиза, расскажи, во что ты превратила свой отпечаток?
- Элеонора, чей рисунок тебе понравился? Почему?
- Лена, как ты думаешь, что нарисовал Вова?
7. Вос-ль: - Дети, сколько всего нового мы сегодня узнали!
- Лиза, что нового ты сегодня узнала об угле?
- Лена, тебе чем понравилось сегодня заниматься?
- Дети, так какие же свойства имеет полезное ископаемое - уголь?
(чёрный, твёрдый, не прочный, хрупкий, тяжёлый, пачкает, рисует)
- А в следующий раз мы с вами узнаем, где в нашем крае добывают уголь и отметим эти места на нашей контурной карте.