Татьяна Смирнова
Экспериментирование с воздухом. Конспект ООД в старшей группе «Подарок Незнайки»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик»
Тема: «Подарок Незнайки».
Организованная образовательная деятельность по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.
Составила воспитатель
Смирнова Татьяна Вячеславовна
Высшая квалификационная категория
Цель: формирование знаний о свойствах воздуха.
Образовательная деятельность: «Познавательное развитие»
Задачи.
Образовательные:
1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
2. Закреплять представления детей о значимости воздуха.
3. Формировать умение детей устанавливать причинно- следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки детей в процессе экспериментирования.
2. Активизировать речевую деятельность и расширять активный словарь детей.
3. Развивать умение размышлять, отстаивать свое мнение.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, решительность.
2. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа.
Чтение Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
Дидактическая игра «Летает – не летает».
Рассматривание мини-коллекции «Воздушный транспорт».
Просмотр презентации «Воздух».
Беседы «Чем мы дышим», «Кому нужен воздух», «Воздух вокруг нас».
Надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, паром.
Индивидуальная работа:
1. Развивать умение Алеши Т. высказывать свою точку зрения.
2. Закреплять умение Ксюши Т. делать выводы.
Методы и приё мы:
• практические
• наглядные
• словесные
• исследовательно - поисковые.
Словарная работа: экспериментирование, невидимый, целлофановый, зубочистка.
Материалы: посылка, письмо, воздушные шары, целлофановые пакеты, листы бумаги, пластмассовые бутылочки с пенопластовыми шариками, трубочки, зубочистки, картинки, апельсин. Мультфильм «Что такое воздух».
Оборудование: ноутбук, видеопроектор, экран, флеш-карта.
Ход ООД.
Организационный момент
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»,
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
Поздороваемся с гостями - Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришла посылка, интересно от кого она. Здесь письмо, сейчас прочитаем:
«Привет, ребята! Недавно я вернулся со своими друзьями из путешествия на воздушном шаре. У меня появилось ещё больше друзей. А ещё мы праздновали день рождения воздушного шара. В честь этого дня я посылаю вам много воздушных шариков, чтобы вы могли с ними играть и веселиться. Ваш Незнайка».
Смотрите, ребята, какие замечательные шарики прислал для вас Незнайка. Но, чтобы с шариком играть, может нужно слово волшебное сказать?
Дети: Нужно шарик надуть.
Воспитатель: Да, послушайте загадку.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но, невидим он для нас!
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно – это воздух. Воздух нам нужен, чтобы надуть шарик. Где же мы найдем воздух? Вы его видите?
Дети: Нет.
Воспитатель: И я нечего не вижу. Ребята, давайте попробуем его найти. Прежде, чем мы будем с вами надувать шарики и играть с ними, предлагаю провести эксперименты. Повторите это слово (повторяют) и с помощью экспериментирования мы узнаем больше о свойствах воздуха. Хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: Проходите, пожалуйста, к столу, где лежат разные предметы.
Основная часть.
Воспитатель: Посмотрите, эти предметы помогут нам определить свойства воздуха.
1 эксперимент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картинку. Что нарисовано на ней?
Дети: Целлофановый пакет.
Воспитатель: Правильно. Это целлофановый пакет. Повторите (повторяют). Возьмите его в руки и посмотрите, что внутри пакета?
Дети: Пустой.
Воспитатель: Сделаем ловушку из обычного целлофанового пакета и поймаем воздух. Сначала широко раскроем пакет. Воздух нечего не подозревая, заберется во внутрь. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом?
Дети: Пакет надулся.
Воспитатель: Что в нем находится?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Мы его поймали. Значит воздух вокруг нас. Он имеет форму?
Дети: Нет.
Воспитатель: Воздух не имеет формы, он принял форму пакета. На что похож пакет?
Дети: На подушку. На ушки кошки.
Воспитатель: Посмотрите сквозь пакет видно вашу руку. Скажите, какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Воздух невидим, он прозрачный, не имеет формы, не имеет цвета.
Воспитатель: Правильно, этот вывод отметим схемой. (повесить схему на магнитную доску)
Воспитатель: Выпустим воздух из ловушки. Возьмите острую зубочистку, осторожно проткните пакет. Поднесите его к лицу и помните его руками. Что вы почувствовали?
Дети: Пакет сразу сдулся. Из пакета выходит воздух.
Воспитатель: Мы воздух не видим, но его чувствуем. Чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. А что происходит в природе, когда движется воздух?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать о воздухе?
Дети: Воздух можно почувствовать.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли услышать воздух?
Дети: Да. Нет.
Воспитатель: Может, вы подскажете, как это сделать?
Дети: Можно помахать листочком.
Воспитатель: Сейчас мы все вместе попробуем услышать воздух. Возьмите лист бумаги, приложите край листа к губам и подуйте в него так, чтобы мы услышали звук. Что происходит?
Дети: Мы слышим звук. Мы выдуваем воздух, а бумага дрожит.
Вывод: Воздух заставляет дрожать лист бумаги, и поэтому возникает звук. (схема)
Воспитатель: А сейчас мы с вами немного отдохнем.
Физкультминутка
Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево
Выходи гулять! «зовут»
Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево
Как тебя поймать? хлопки руками в разных местах
Если быстро-быстро в поле убегу, бегут на месте
Чистого-пречистого воздуха найду! потирают руки
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, шаги на месте
Самого полезного воздуха найду! руки накрест к плечам
Если вместе с папой в горы я пойду, тянутся вверх на носочках
Самого кристального воздуха найду! «фонарики»
Воспитатель: Молодцы! А теперь пройдем за столы и посмотрим, что же нас там ещё интересного ждёт.
Посмотрите внимательно на следующую картинку. Что нам нужно взять со стола?
Дети: Бутылочки.
Воспитатель: Ребята, интересно, можно ли поднять «метель» с помощью воздуха?
Дети: Да. Нет.
Воспитатель: Как мы можем это сделать?
Дети: Подуть.
Воспитатель: Поднимем «метель» в обычной пластмассовой бутылочке. Посмотрите, в нашей бутылочке спокойно лежат маленькие, белые шарики. Но стоит нам подуть в бутылочку через трубочку, то поднимется «метель». Попробуйте, получилось сдвинуть с места наши маленькие шарики?
Дети: Да.
Воспитатель: Что делает воздух?
Дети: Воздух поднимает шарики.
Воспитатель: Ребята подуйте медленно, как шарики двигаются?
Дети: Медленно.
Воспитатель: А если сильнее подуть, что происходит в бутылочке.
Дети: Поднимается «метель».
Воспитатель: Мы привели в движение воздух и получили в бутылочке «метель», значит с помощью силы воздуха, усиливается сила ветра. Какой сделаем вывод?
Вывод: Когда воздух, двигается, получается ветер. (схема)
Воспитатель: Ребята, где мы ещё наблюдали движение воздуха?
Дети: Деревья качаются, листопад.
Воспитатель: Правильно. Вот интересно, имеет ли воздух запах, как вы думаете?
Дети: Да. Нет.
Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носиком. Пахнет?
Дети: Да. Нет.
Воспитатель: Сейчас мы проверим, имеет ли воздух свой запах. Посмотрите на картинку, что вы видите?
Дети: Апельсин.
Воспитатель: Что я делаю с апельсином?
Дети: Чистите его.
Воспитатель: Ребята, каким сейчас запахом, ароматом наполняется воздух вокруг нас?
Дети: Апельсиновым запахом, ароматом.
Воспитатель: Воздух не имеет запаха. Запах передается по воздуху. В каждом помещении пахнет по- разному. В аптеке – лекарством, в столовой – разной едой. Какой вывод мы сделаем о воздухе?
Вывод: Воздух не имеет запаха. (схема)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, только человеку нужен воздух?
Дети: Воздух нужен растениям, животным, насекомым, рыбам. Всему живому.
Воспитатель: Правильно, всему живому. (схема) Ребята, какие вы молодцы, всё знаете.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм, где маленький ветерок расскажет нам о воздухе.
Воспитатель: (после просмотра)
Ребята, понравился вам мультфильм? Вспомним и повторим, что мы узнали о воздухе, а помогут нам схемы.
Дети: Воздух невидим, не имеет формы, не имеет цвета, но мы можем его почувствовать. Воздух, двигаясь, образует ветер. Воздух не имеет запаха. Воздух нужен всему живому.
Воспитатель: Мы много узнали о воздухе, вы молодцы. Теперь можно и поиграть воздушными шариками, которые вам подарил Незнайка.