Светлана Мельникова
ООД по речевому развитию в старшей группе Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «А в санях сидит царица»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Повышение уровня речевого развития детей
Задачи.
- Уточнять представления детей о зимних явлениях природы.
- Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов и явлений.
- Упражнять в подборе прилагательных к существительным.
- Упражнять в образовании однокоренных слов, существительных с уменьшительно- ласкательным значе-нием.
- Активизировать словарь по теме «Зима».
- Развивать связную речь.
- Формировать звуковую культуру речи.
Публикация «ООД по речевому развитию в старшей группе Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе „А в санях сидит царица“» размещена в разделах
-Развивать логическое мышление, умение отгадывать.
-Развивать фантазию, внимание, память.
-Воспитывать интерес к природе.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие; речевое развитие; познавательное развитие; социально- коммуникативное развитие.
Оборудование и материал: видеопроектор,
Предварительная работа. Наблюдение за сезонными изменениями в природе, отгадывание загадок, рас-сматривание иллюстраций, рисование снежинки, зимних пейзажей; чтение художественной литературы на зимнюю тематику: М. Л. Михайлова «Два мороза», К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы», З. Александрова «Снежок», И. Суриков «Зима», русских народных сказок «Зимовье зверей», «Морозко».
Оборудование и материал: видеопроектор, презентация, бутафорская книга музыкальное сопровожде-ние, снежинка, указка,
Ход занятия.
1. Организационная часть.
Дети входят в группу и становятся в круг.
Воспитатель.
Ребята, давайте поделимся друг с другом своими улыбками – повернёмся друг к другу и улыбнемся. От наших улыбок в зале стало светлее. Дети, а теперь сядьте на стулья и покажите, что вы готовы заниматься.
2. Основная часть.
Сегодня к нам в детский сад почтальон принес необычную посылку. А от кого она, вы узнаете, отгадав загадку. Послушайте её внимательно и запомните, о чем в ней говорится.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром!
-О какой царице говорится в этой загадке? (О зиме.)
- На какой тройке приехала зима? Что это за скакуны? (Зимние месяцы.) Давайте, вспомним их название. Да, зима – царица трех месяцев : декабря, января, февраля. Какой зимний месяц сейчас? (слайд 1)
Белолицая царица прислала нам свою волшебную книгу. На каждой странице зима приготовила для нас интересные задания. А в конце книги нас ожидает сюрприз.
Итак, открываем первую страницу (слайд 3). Выберите из четырёх картинок ту, на которой изображена зима. Почему, вы так решили? (Ответы детей.)
Вспомните и назовите приметы зимы.
Зимой дни становятся короче, а ночи длиннее.
Зимой реки покрыты льдом.
Зимой солнце светит мало.
Зимой на земле лежит снег.
Зимой птицы улетают теплые края.
Итак, задания на первой странице нашей книги выполнены, и мы открываем вторую страницу зимней книги (слайд 4, и узнаём второе задание.
Скажите, а без чего не бывает зимы. Правильно, без снега. Давайте, поиграем со словом снег в игру «Дос-кажи словечко».
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Слайды (4-11)
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки -
Серебристые. (Снежинки.)
Вот веселье для ребят -
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)
А пока мы с вами играли, подул сильный ветер и принёс нам много снежинок. Вместе со снежинками мы выполним гимнастику для глаз. Делая упражнения, будьте внимательны! Двигаться должны только ваши глазки. Все внимательно посмотрите на снежинки!
Упражнение для коррекции зрения.
«Снежинки».
Мы снежинки увидали, со снежинками играли.
Снежинки вправо полетели - глазки вправо посмотрели.
Снежинки влево полетели - глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал.
Глазки смотрят вверх и вниз.
Всё, на землю улеглись.
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
Дыхательное упражнение.
Дети, а что произойдет, если снежинка упадет на ладошку? (Растает.) Представьте, что у вас на ла-дошке снежинка. Что бы она не растаяла, давайте её сдуем нежно, медленно, пусть она летит долго, легко. Выполняется 3-4 раза.
Переворачиваем страницу.
Игра «Какой? Какая? Какое?».
Дети выйдите и встаньте в круг. Посмотрите, какой у меня снежок. Я буду его бросать вам по очереди и называть слово, а вы должны подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? Будьте внимательны и не повторяйте ответы других.
Зима (какая) – холодная, морозная, снежная, студеная, ледяная, вьюжная.
Снег (какой) – белый, мягкий, холодный, сверкающий, блестящий.
Лёд (какой) – холодный. Скользкий, прозрачный, хрупкий.
Физкультминутка.
Наконец пришла зима. (Разводят руки в стороны.)
Стали белыми дома, (складывают руки над головой в виде крыши.)
Снег на улице идёт, (поднимают и медленно опускают руки.)
Дворник улицу метёт. (Покачивают опущенными прямыми руками влево – вправо.)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)
Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)
Ловко бегаем на лыжах (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)
И играем мы в снежки. (Выполняют движения, имитирующие метание.)
Переворачиваем страницу.
Упражнение «Распутай перепутанные слова»
Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и составьте предложение правильно.
Холодная, наступила, зима. – Наступила холодная зима.
Снег, белый, выпал, пушистый. – Выпал белый, пушистый снег.
Слепили, снеговика, дети. – Дети слепили снеговика.
Покрылась, льдом, толстым, речка. – Речка покрылась толстым льдом.
Из, дети сделали, снега, горку. – Дети из снега сделали горку.
Открываем следующую страничку, а она белым – бела, словно белый снег чиста. Самое время потрени-ровать язычок. Сейчас мы будем проговаривать чистоговорки. Сначала послушайте меня, а потом повторяйте. Говорим целыми словами, не делим на слоги
Проговаривание чистоговорок (слайд 12).
Ма – ма – ма – наступила зима.
Ок-ок-ок - на дворе снежок.
Ла-ла-ла – зима сугробы намела.
Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.
Следующая страница, на которой очень интересная игра (слайд)
Игра «Найди лишний предмет» (слайд 13).
На картинках с зимними пейзажами предметы и явления из других сезонов.
Воспитатель. Дети, у нас осталась одна страница с последним заданием.
Игра «Назови ласково»
Скажем на прощанье ласковые слова о зиме и зимних явлениях природы. Возьмите по одной снежинке и встаньте в круг У меня в руках большой снежок: я буду называть слово, а вы, называете слово ласково и прикрепите свою снежинку к снежку. Зима - (зимушка, мороз – (морозец, лёд – (ледок, холод – (холо-док, снежинка – (снежиночка, метель – (метелица, снег – снежок, санки – саночки, снеговик – снегови-чок, валенки – валеночки.
Итог.
Вот мы и перевернули последнюю страницу. Скажите, какое задание вам показалось наиболее интересным (ответы детей). А вот и обещанный сюрприз от Зимы. Посмотрите, какие необычные снежки прислала вам Зима. Воспитатель ставит на стол поднос с белым зефиром.
Литература.
1. Журнал "Ребенок в детском саду" №3, 2006 г.
2. Журнал "Ребенок в детском саду" №1, 2009 г.
3. Журнал "Ребенок в детском саду" №1, 2011 г.
4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
5. Открытые мероприятия для детей старшей группы детского сада. Образовательная область «Речевое раз-витие». – Авт. – сост. Аджи А. В., Воронеж: ООО «Метода», 2015.
6. Открытые мероприятия для детей старшей группы детского сада. Образовательная область «Художест-венно – эстетическое развитие». – Авт. – сост. Аджи А. В., Кудинова Н. П., Воронеж: ООО «Метода», 2014.
7. Развитие речи детей 5- 7 лет/ под ред. О. С. Ушаковой. М. : ТЦ Сфера, 2009 г.