Анастасия Барнышева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Письмо от Незнайки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.
Задачи:
Образовательные:
- учить слышать звук в слове,
- учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук.
- упражнять детей в различении звуков [л] —[р] в слогах, словах;
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах;
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: „Письмо от Незнайки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
- развивать фонематический слух : различение на слух и называние слов, начинающихся на звуки [л] —[р];
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята я сегодня пришла на работу и нашла письмо. А письмо группе «Простоквашино» от Незнайки. Вы хотите посмотреть, что в письме? Это какой-то рассказ.
Сейчас я вам его прочитаю. «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».
Воспитатель: Мальчик Женя не умел говорить букву "р". Ему говорят: - Ну-ка, Женя, скажи: "пароход".
А он говорит: "палоход".
- Скажи: "таракан".
А Женя говорит: "талакан".
- Скажи: "рыба". А он говорит: "лыба".
Все ребята во дворе над ним смеялись. Вот Женя однажды играл с ребятами, сказал тоже что-то неправильное. И ребята стали его дразнить. Тогда Женя обиделся и залез на крышу. Там на дворе стоял маленький домик, невысокая баня. Лежит Женя на банной крыше и тихонько плачет.
Вдруг на забор прилетела ворона и здорово так каркнула:
- Крррааа.
Женя тоже каркнул - только получилось: "клллааа".
А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищё лкнула клювом и давай выговаривать на разные лады:
- Каррр, краа, кррр, ррра, ррра.
У Жени получается: "клавла, кллл, клклкл".
Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил. У него и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо у него получилось. - Крррррррраааа!
Так хорошо "ррр" получается, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: "ррррр".
Обрадовался Женя и полез с крыши.
Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как "р" выговаривается.
Лез, лез и свалился с крыши, да крыша-то банная, баня невысокая, и в куст смородины он упал - не ушибся.
Встал Женя, побежал к ребятам, смеётся, радуется и кричит:
- Я "рры" научился говорить!
- А ну, - говорят ребята, - скажи нам что-нибудь.
Женя думал, думал и сказал:
- Паверрррррр.
Это Женя хотел сказать: "Павел", да спутал. Вот как обрадовался!
Беседа по вопросам.
Воспитатель: -Какой звук не выговаривал мальчик Женя?
Дети: «Р».
Воспитатель: -А какой звук он говорил вместо звука «Р»?
Дети: «Л»
Воспитатель: - Так кто догадался, о каких звуках мы сегодня будем говорить?
Дети: «Р» и «Л»
Воспитатель: А какие это звуки? Гласные или согласные? А как вы определили? Давайте споем ллл-- ррр не поются, а гласные, а, о поются.
Артикуляционная гимнастика
Заборчик;
Вкусное варенье;
Лошадка;
Почистим зубки.
Повторение чистоговорок:
В: Ла – ла – ла – лопата и пила,
Ра – ра – ра – высокая гора,
Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,
Ру – ру – ру – коза грызет кору,
Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила,
Ры – ры – ры – прилетели комары.
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам поиграть. Я буду вам показывать картинки, а вы должны найти лишнюю.
Игра «Четвертый лишний?»
Воспитатель: Зеркало, робот, танец, игла.
Дети: танец.
Воспитатель: Лебедь, русалочка, ель, шишка.
Дети: шишка.
ФИЗМИНУТКА
Спал цветком и вдруг проснулся (туловище влево, вправо)
Больше спать не захотел (туловище взад, вперед)
Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел (руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется
Бабочка кружит и въется. (покружились)
Воспитатель: Ребята, поиграем еще в одну игру.
Игра «Поменяй звуки»
Заменить звук [Л] на звук [Р] в словах. Какие слова получились?
В: Лак — рак, лов —ров,
В: ложки —рожки,
В: лама —рама,
В: Лука —рука,
В: бал —бар,
В: дал —дар,
В: жал —жар,
В: мил —мир,
В: игла —игра,
В: ложь —рожь,
В: жил —жир,
В: свалка — Д: сварка.
10. Игра «Определите позицию звука в слове»
В: Рак в начале слова
В: рука в начале слова.
В: муравей в середине слова.
В: тигр в конце слова.
В: лягушка в начале слова.
В: полюшко середине слова
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте девочки у нас найдут картинки со звуком (р, а мальчики картинки (л).
Воспитатель: Давайте посмотрим, как вы справились? Молодцы.
Воспитатель: Сегодня все очень хорошо занимались.
-Какие звуки мы сегодня проговаривали?
Дети: «Л» и «Р»
Воспитатель: После прогулки мы нарисуем незнайке картинки со звуками? С какими звуками?
Дети: л-р
Воспитатель: и эти картинки мы отправим Незнайке, чтоб он дальше изучал звуки.