Наталия Ежова
Конспект ООД в старшей группе «Как жители леса к зимовке готовятся» (с использованием речевых логических задач)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи с интеграцией образовательных областей
Познавательное развитие:
- Обогащать и расширять представления детей о том, как звери и птицы готовятся к зимовке;
- Учить сравнивать, делать выводы, отделять существенные признаки от второстепенных;
- Развивать самостоятельность мышления, умение доказывать свою точку зрения;
- Развивать и поддерживать интерес к различным природным явлениям.
Речевое развитие :
- Работа над грамматическим строем речи: учить правильно строить предложения, согласовывать слова в роде и падеже;
Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Как жители леса к зимовке готовятся“ (с использованием речевых логических задач)» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать связную речь, умение рассуждать, последовательно излагать свои мысли;
Социально-коммуникативное развитие:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
• Чтение художественной литературы: А. Блок «Зайчик», Г. А. Скребицкий «Сказка «Всяк по-своему», И. Соколов-Микитов «Ёж», «Барсуки», А. Барто «Бобры», «Осенняя сказка» Н. Сладкова и т. д.
• Опыты «Почему зимой заяц белый?», «Почему белка меняет шубку зимой?»;
• Просмотр презентации «Как животные готовятся к зиме»;
• Речевые упражнения «Продолжи предложение», «Где чей дом?»;
• Игра-драматизация «Как звери готовятся к зиме»;
• Пальчиковый театр по теме.
Материалы, оборудование:
Картинки и плакаты с изображением лесных жителей, поделка из природного материала «Старичок Лесовичок», раскраски с изображением лесных жителей, цветные карандаши, видеоролик-мультфильм «Как ежик шубку менял».
Ход организованной образовательной деятельности:
В группу к детям приходит уже знакомый им Старичок Лесовичок.
- Здравствуйте, ребята! Я сегодня не просто так пришел к вам, скучно стало у нас в лесу, тихо… Вот я и решил с вами поиграть, загадки вам позагадывать про лесных зверей, про то, как они к зимовью готовятся. Хотите со мной поиграть? Тогда слушайте первую загадку.
«Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает белка – непоседа. Собирает орехи, жёлуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, вешает на кустики. Целый день работает белка и всё поглядывает на соседа – ежа, которые к осени совсем ленивым стал: мало бегает по лесу, не ловит мышей, заберётся в сухие листья да дремлет.
- Почему ты, еж, совсем разленился? – спрашивает белка. – Почему к зиме не готовишься, корм не запасаешь? Зимой есть нечего будет.
Рассмеялся еж и что-то тихо сказал белке.» (автор текста Н. Ф. Виноградова)
Воспитатель: А вы, ребята, догадались, что сказал ежик? Почему он запасов на зиму не делает? Почему ему грибы и желуди не нужны? (ответы детей). Ведь ежик всю зиму спит, а значит и… ничего не ест! А чем же на самом деле занимается ежик осенью? ( Ответы детей: готовит норку для зимней спячки, устилает её мхом и листьями).
Воспитатель показывает детям картинку с изображением ёжика в осеннем лесу.
Старичок Лесовичок : А вот вам следующая загадка. «Всем известно, что грибы растут на земле. Ну, могут еще вырасти на пеньке, как, например, опята. А вот о том, что они растут на кустах, мы с Димкой что-то не слыхали.
-И не может этого быть, — сказал Димка, когда соседский мальчишка начал рассказывать про грибы, которые он видел на кустах. – Не может быть! Это, наверное, ягоды ты видел, а подумал, что грибы.
Соседский мальчишка обиделся.
-Что я слепой, что ли? Собственными глазами видел – самые настоящие грибы: подберезовики, белые, подосиновики…
Чтобы решить спор, пошли мы в лес. Подходим к кусту и видим, что он и правда весь усыпан грибами, Димка даже рот от удивления открыл. А соседский мальчишка обрадовался:
-Ага! Что я говорил? Вот они – грибы!
-Грибы-то грибы, — говорю я, — да только не растут они.
Присмотрелись ребята и увидели, что грибы и правда не растут, а аккуратно засунуты между ветками.» (автор текста Ю. Дмитриев)
Воспитатель: Кто засунул грибы между ветками, зачем ему это нужно? (ответы детей). Правильно, это белочка делает запасы.
Воспитатель демонстрирует картинку с изображением белочки, развешивающей грибы на дереве.
Старичок Лесовичок : А вот про медведя загадка. «Посмотрите на косолапого! Едва ворочается. На рыбе да на ягодах летом отъелся, а сейчас по лесу бродит, зверюшек пугает и что-то все ищет, ищет… Что ищет медведь?» (автор текста И. А. Паничев) (ответы детей).
Воспитатель: Медведю уже пора засыпать в берлоге, вот он и бродит по лесу, следы путает перед тем, как забраться в берлогу и уснуть.
Воспитатель показывает картинку-отгадку с изображением медведя.
Старичок Лесовичок : Вот вам еще одна загадка. «Вот что-то белое на полянку выкатилось: уши длинные, глаза раскосые, в стороны смотрят. Скок-поскок и с глаз долой под кусток. Ишь как вздрогнул! Не бойся — это от мороза ветка треснула. Нет, убегает… да еще и следы путает! Кто такой?» (автор текста И. А. Паничев). (Ответы детей).
Воспитатель показывает детям картинку-отгадку с изображением зайца в белой шубке.
Физминутка «Звери, быстро просыпайтесь»
Кто тут будит всех вокруг
Тук – тук, тук. Тук – тук, тук. (Дети сидят по кругу с закрытыми глазами)
«Звери быстро просыпайтесь,
На зарядку собирайтесь». (Воспитатель хлопает в ладоши, дети встают и идут по кругу)
Звери делают зарядку-
Кто вприскочку, (прыжки)
Кто вприсядку, (приседают)
Кто-то плечи поднимает (Встать на носочки, поднять плечи,
Кто-то плечи опускает (опуститься на стопу, опустить плечи)
Сделаем руками взмах, (руки в стороны)
Вправо мах и влево мах, (маховые движения ногами вправо и влево)
Полуприсед, (Полуприсед, руки на поясе)
Присед, (Присед)
Наклон, (наклон вперёд, руки в стороны)
Всем спортсменам шлём поклон.
Воспитатель: А сейчас предлагаю послушать, что сказал Незнайка и исправить его ошибки.
-Наступила зима, потому что заяц стал белым. (Наоборот, зайчик стал белый, потому что пришла зима)
-Осенью стало холодно, потому что люди оделись в теплую одежду, а звери сменили летние шубки на зимние (наоборот, люди оделись в теплую одежду, потому что стало холодно)
-Дерево находится в дупле.
-Зимой насекомых нет, потому что птицы улетают в жаркие страны.
-Зимой зайцы питаются капустой и морковкой. (нет, они грызут кору деревьев и ветки)
-Зимой корма нет, поэтому хищники голодают и едят кору деревьев.
Старичок Лесовичок : Ну а теперь я предлагаю посмотреть мультфильм о событиях в осеннем лесу и отгадать, что было на самом деле, а что придумано. Детям демонстрируется мультфильм «Как ежик шубку менял», после просмотра идет обсуждение.
Воспитатель: Сначала называем всё, что относится к сказочному, что можно назвать «небылицей». А потом всё, что может быть на самом деле. Например, на самом деле волк не спит зимой, заяц меняет шубку — это правда. Но то, что зайчик просто переодевается как люди — это сказка, на самом деле он линяет. Правда, что белки запасают на зиму желуди, шишки и грибы, а мышки запасают зерно, но придумано, что ежик носит на себе грибы и что заяц выращивает морковку на грядке. (Воспитатель слушает ответы детей)
Старичок Лесовичок : Какие вы молодцы! Ну мне пора домой в лес.
Воспитатель: Ребята, а давайте нарисуем «портреты» лесных зверей и отправим их с Лесовичком.
Детям раздаются раскраски, в которых они выбирают кого из зверей будут раскрашивать. Лесовичок забирает рисунки, благодарит детей и прощается.
Воспитатель: Дети, вам понравились наши лесные игры? Что для вас было самым интересным? А что самым трудным? Что понравилось больше всего? (ответы детей) Спасибо вам всем за хорошую работу!