Наталия Ежова
Конспект ООД с использованием творческих речевых ситуаций «Кто такой кондитер?» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Кто такой кондитер?
ЗАДАЧИ С ИНТЕГРАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
- Познакомить детей с профессией кондитера, дать представление о пользе, которую приносит его труд людям
- Расширять представления детей о многообразии хлебобулочных и кондитерских изделий
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ :
- Упражнять детей в склонении существительных по родам
Темочки:
- Кондитер. Знакомство с профессией
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Повар, кондитер, кулинар. Конспекты занятий
- Повар, кондитер. Знакомство с профессией
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Упражнять детей в образовании прилагательных от известных существительных (клубника- клубничная, вишня- вишневая и т. д., развивать языковое чутье
- Обогащать словарь детей по данной тематике за счё т введения новых слов: кондитерская, сайка, плетенка, рогалик, тестомес, упаковщик и т. д.
- Учить рассуждать вслух, развивать умение ясно и четко излагать свои мысли
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
- Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание узнавать новое
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду людей, которые его производят
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
- Развивать навык имитации движений по показу взрослого
- Развивать мелкую моторику руки
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Чтение пословиц, разгадывание загадок о хлебе («Хлеб всему голова», «Что посеешь – то и пожнешь», «Каждую крошку – в ладошку», «Нет хлеба - нет обеда», «Хлеб – батюшка, вода – матушка» и т. п.)
- Эксперимент с пищевыми красителями «Почему конфеты цветные»
- Просмотр видеороликов для малышей «Как делают булочки», «Как делают конфеты»
- Чтение стихов и рассказов о хлебе (К. Паустовский «Тёплый хлеб», Э. Котляр «Пряничный домик», литовская народная сказка «Как волк вздумал хлеб печь», М. Глинская «Хлеб» и т. д.)
- Просмотр презентации о выращивании хлеба «Приключения колобка»
- Рассматривание иллюстраций с изображением хлебобулочных и кондитерских изделий
- Разучивание песенки «Я пеку-пеку…»
- Разучивание пальчиковой гимнастики «Как петух в печи пироги печёт», «Чаепитие»
МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ: игрушка Винни-Пух, карточки для дидактической игры «4-ый лишний» по теме «Хлебобулочные изделия», иллюстрации с изображением разнообразных кондитерских изделий, пластилин, фантики от конфет.
Ход ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
В группу к детям приходит Винни-Пух и говорит, что он только что проснулся после зимней спячки и очень голодный.
Воспитатель: Давайте поможем медвежонку и угостим его. Но сначала подумаем, чем? Что любит медведь больше всего? (ответы детей – мёд, малину) Но ягод и меда в лесу сейчас нет, поэтому мы можем угостить его другими сладостями. Какие сладости вы знаете? А как называется человек, который делает сладости? Кто их печет? (Скорее всего, дети ответят, что печет повар. Исправьте их) Этот человек по профессии – кондитер.
А теперь отгадайте, чем отличаются профессии повара и кондитера.
Супчик, картошку, котлетки.
Готовит кашу-манку,
Салатик со сметанкой.
Напеку я пирожков,
И коврижек, и рожков.
Вот такой имею дар :
Я кондитер – кулинар.
Что готовит повар, а что – кондитер? (Кондитер готовит сладкие булочки, печенье, пряники, торты, пирожные, ватрушки, конфеты, плюшки… Повар готовит кашу, салаты, второе, компот, котлеты)
Отгадай мою загадку:
Ходит в белом колпаке
с поварёшкою в руке
Он готовит нам обед
Кашу, щи и винегрет.
Кто это – повар или кондитер? Почему?
Затем воспитатель показывает детям картинки с изображением повара и кондитера и задаё т детям вопросы:
• Что надевает на себя кондитер перед работой? Зачем кондитеру халат и колпак на голове? (Колпак нужен, чтобы закрыть волосы, иначе волосы могут попасть в выпечку. Фартук или халат нужен, чтобы защитить одежду, ведь на нее может попасть что-то и испортить. Еще фартук или халат нужны, чтобы грязь, пыль, нитки с одежды не попала в еду).
• Почему халат у повара и кондитера всегда светлый и никогда не бывает темным? (Халат должен быть чистым, чтобы грязь не попала в еду. На темном халате грязь не видна. Поэтому всегда у повара и кондитера белоснежная одежда)
А теперь я вас приглашаю в настоящую кондитерскую. Дети подходят к столу, на котором разложены разные виды хлебобулочных изделий. Воспитатель знакомит детей с каждым из них, даёт детям в руки посмотреть и потрогать.
• Расстегай. На какое слово похоже название пирога? (На слово «расстегнуть, расстёгивать») Такие пироги называют расстегаями, потому что у них открытая серединка, из которой выглядывает начинка. Как будто пирог расстегнулся.
Сайка. Булочка овальной формы. Их может быть несколько «прилепленных»
• Рогалик. Посмотри на рогалик. Как ты думаешь, почему люди так назвали эту булочку? (похожа по форме на рог)
Плюшка. Название булочки «плюшка» произошло от слова «плющить». Помнишь, как ты расплющиваешь шарик пластилина в лепешку? Эта булочка плоская как будто ее расплющили. Вот и называют ее плюшкой.
• Плетенка. А плетенку переплетают, когда готовят. Ты уже догадался, как ее плетут? Можно плести как косичку, можно закручивать концы по-другому.
• Ватрушка. Какой формы ватрушка? Правильно, она всегда круглая. Ты катался зимой на ватрушке с горки? Или видел как катаются другие? Чем похожи ватрушка для катания с горки и ватрушка – булочка?
• Пончик. Круглый жареный сладкий пирожок. Иногда его еще называют пышкой. Ты уже догадался, почему? Он пышный. толстенький.
Затем проводится дидактическая игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: Найди лишнюю картинку. Объясни, почему она лишняя (лишней в данной игре будет картинка, которая не имеет отношения к профессии кондитера). Как можно назвать всё то, что изображено на картинках, одним словом? (еда)
А теперь пришло время поиграть (проводится физминутка). Начинаем «печь пирожки», т. е. движениями ладошек изображаем, как мы лепим пирожки. При этом напеваем:
Я пеку, пеку, пеку,
Деткам всем по пирожку.
Винни-Пуху подарю,
Пирожками угощу.
Речевое упражнение для развития умения образовывать новые слова от известных слов – «Какая бывает начинка».
Как слепили первый пирожок, начинаем обсуждать его начинку. Воспитатель начинает, а ребенок заканчивает: «Посмотри, какой у меня пирожок получился – у него начинка из земляники – земляничная. А вот другой. Я туда положила ягоды брусники – в нем начинка брусничная. А у вас с какой начинкой пирожки получились? Давайте разных пирожков напечем. Сюда кладем персик, и начинка будет — … делаем паузу, чтобы ребенок договорил слово (персиковая, а сюда положим абрикос. Начинка получилась — … (абрикосовая). А еще какую начинку придумаем?»
Слова для игры:
Из черники – черничная,
Из малины – малиновая,
Из вишни – вишнёвая,
Из клубники — клубничная
Из слив – сливовая (ошибка – сливочная)
Из яблок – яблочная
Из груш – грушевая
Из меда – медовая
Из картошки – картофельная (ошибка – картошкина)
Из мяса – мясная
Из грибов – грибная.
Затем раскладываем воображаемые готовые пирожки и угощаем ими «понарошку» Винни-Пуха.
Воспитатель: а сейчас мы пойдем в гости к кондитерам, которые делают конфеты
Речевое упражнение на согласование прилагательных и существительных по родам
Конфеты любят все – и взрослые, и дети. И все знают, что они сладкие. Что еще бывает сладким?
• СладкИЙ мед, торт, пряник, компот, морс, сахар;
• СладкАЯ клубника, черешня, малина, курага, земляника;
• СладкОЕ пирожное, мороженое, печенье;
• СладкИЕ ягоды, торты, пирожные, коврижки, …
Отгадайте мою загадку:
• СладкАЯ, вкуснАЯ — это конфета или печенье? Если ребенок ответит «печенье», то спросите его: «Разве мы так говорим — сладкАЯ печенье? Мы говорим сладкОЕ печенье» После нескольких первых загадок, малыш уловит, в чем загвоздка этих речевых загадок, и будет правильно отвечать. А заодно в этом упражнении ребенок научится отличать женский, мужской и средний род в словах.
• СладкОЕ, холоднОЕ - это мороженое или торт?
• СладкИЙ, вкуснЫЙ - это кисель или печенье?
• СладкИЕ, хрустящИЕ — это кукурузные палочки или пирог?
Кондитеров много на фабрике, и каждый занимается своим делом. Кондитеры, которые работают на кондитерской фабрике, называются по-разному. Отгадайте, что делает кондитер-конфетчик?
• А что делает помадчик?
• Бисквитчик?
• Тестомес?
• Упаковщик?
• Кондитер, который варит карамельную массу называется… как ты думаешь, как? Варщик.
• А еще есть на кондитерской фабрике шоколадчик и ирисчик. Ты уже догадался, что они делают?
• Вот как много кондитеров на фабрике, и все они помогают друг другу!
Конфеты бывают разные. Какие виды конфет ты знаешь? (Шоколадные, мармеладные, ириски, батончики, карамельки и леденцы)
Конфета бывает простой и с помадкой,
Немного с кислинкой и приторно-сладкой,
В обёртке блестящей и малоприглядной,
Клубничной, малиновой и шоколадной.
И мягкой, и твёрдой, и даже тягучей,
Бывает орешков в ней целая куча.
И каждый, кто пробовал, сам понимает:
Ненужной она – никогда не бывает!
А скажите, на какое слово похоже слово «леденец»? На слово «лед». Чем похожи леденец и лед (прозрачные, твердые? Чем отличаются? (леденцы съедобные, а лед несъедобный)
Затем проводится игра «Хорошо и плохо»
А сейчас мы пофантазируем. Представим, что конфеты стали огромные – размером с комнату. Чем это будет хорошо? А чем плохо? А теперь конфеты стали малюсенькие. Чем это хорошо? А чем плохо? Почему нельзя есть много конфет?
Ну а теперь сделаем для Винни-Пуха конфеты! Вы можете слепить круглые или прямоугольные конфеты, кто какие хочет, а потом завернуть их в фантики. (Дети лепят конфеты из пластилина и заворачивают их. Затем угощают Винни-Пуха и провожают его).
Воспитатель: Вам понравилось знакомство с кондитерами? Что было самое трудное для вас? А что было самым интересным? Что понравилось больше всего?
Воспитатель слушает ответы детей и благодарит за хорошую работу.