Наталья Литвинова
Конспект ОД в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Животные жарких стран»
▼ Скачать + Заказать документы
Н. В. Литвинова, учитель – дефектолог, г. Ясный Оренбургской области
Развитие речи и познавательных способностей.
Конспект образовательной деятельности в старшей группе для детей с задержкой психического развития (итоговое занятие).
Тема: «Животные жарких стран»
Образовательные области: «Коммуникация»; «Познание»; «Здоровье»; «Социализация».
Публикация «Конспект ОД в старшей группе для детей с задержкой психического развития „Животные жарких стран“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Цель: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи на материале темы «Животные жарких стран» через проигрывание фрагментов сюжетно-ролевой игры «Зоопарк».
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- учить строить доказательный ответ, используя сложноподчиненные предложения, упражнять детей в понимании и объяснении крылатых выражений через практический опыт.
- уточнить представления детей о взаимосвязи внешнего вида животных жарких стран и среды их обитания и учить оперировать этими знаниями при подготовке к сюжетно-ролевой игре «Зоопарк».
Коррекционно-развивающие :
- развивать познавательные интересы, целостность зрительного восприятия, наглядно-образное мышление.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать стремление решать конфликтные ситуации через умения договариваться, а не с позиции силы (как у животных).
Предварительная работа: ознакомление с окружающим миром по теме «Животные жарких стран»; ИЗО деятельность –лепка «Зоопарк», ручной труд «Царь зверей», аппликация «Жираф»; чтение и художественной литературы Р. Киплинг «Слоненок»
Средства ТСО: проектор, ноутбук, экран.
Оборудование и материалы: выставка книг – энциклопедий о животных, презентация по теме, разрезные картинки-фотографии животных, игрушки - животные; картинный материал (предметные картинки) : животных жарких стран, корма для животных, разных клеток для игры «Зоопарк», макет-песочница «Африка».
Предполагаемый результат:
Дети чаще начнут рассуждать, аргументированно доказывать свои ответы, понимать и использовать в речи крылатые выражения, договариваться с другими детьми, могут обогатить сюжет сюжетно-ролевой игры «Зоопарк», у них появится желание самостоятельно добывать знания.
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент. Игра «Четвертый лишний».
Дети сидят на стульчиках полукругом, на экране представлено четыре изображения животных : лев, морж, тигр, зебра.
Педагог: Назовите лишнее животное и объясните, почему вы
так считаете:
Ребенок: лишний морж, потому что он живет на севере, а остальные животные в Африке (на юге).
По щелчку исчезает одно животное и дети проверяют правильность своего ответа. Аналогично предлагается следующее задание:
носорог, бегемот, волк, жираф.
2. Введение в тему.
Педагог: Посмотрите на экран и ответьте на вопрос, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
В ходе просмотра дети узнают и называют природу Африки (пустыня, саванна, джунгли).
Дети: Сегодня мы будем говорить об Африке.
Педагог: О ком мы будем говорить сегодня?
Дети: О животных жарких стран.
3. Сообщение цели образовательной деятельности:
На экране появляется наложенное изображение животных жарких стран.
Педагог: Душной африканской ночью звери шли на водопой. Ребята, отгадайте какие звери шли на водопой?
Сегодня мы будем учиться рассуждать, поэтому называя животного, докажите, почему вы так решили.
Дети:
- Я думаю, на водопой идет гепард, потому что у него пятнистая шкура и длинный хвост.
- Я думаю, что на водопой идет слон, потому что я вижу хобот слона.
- Я вижу жирафа, потому что у него самая длинная шея и на голове есть рожки. И т. п.
4.1. Оперирование полученными ранее знаниями в практической деятельности.
Педагог: Где можно увидеть этих животных?
Дети: В книгах, в зоопарке, по телевизору…
Педагог: Давайте поиграем в игру «Зоопарк». Вы – работники зоопарка. Каждый ухаживает за одним животным и все знает о нем. Но для того, чтобы в нашем зоопарке появились животные необходимо :
собрать разрезные картинки животных, за которыми вы поедете в Африку. Фотографии животных из Африки «добирались» к нам очень долго и в пути они рассыпались – соберите их;
кто первый фотографию соберет, тот может отправляться в Африку за своим животным. (В песочнице на столе, созданный детьми на вводном занятие по ознакомлению с окружающим миром макет Африки с игрушками-животными);
подберите для своего животного подходящую клетку в нашем зоопарке и докажите, почему вашему животному нужна именно эта клетка (каждый ребенок для своей игрушки-животного подбирает картинку с изображением подходящей клетки).
Дети повторяют план действий, что необходимо сделать сначала, а что потом. Затем находят клетку для своего животного и доказывают, почему они выбрали именно эту клетку.
Ребенок: я выбрал для жирафа высокую клетку, потому что у него длинная шея (он высокий) и т. д.
Педагог: Ребята, что делают работники зоопарка, как ухаживают за животными?
Дети:
- чистят клетку (каждый ребенок «чистит» клетку своего животного);
- моют животных (выполняют игровые действия);
- кормят животных.
Педагог: Выберите корм для своего питомца (дети выбирают картинку с кормом для своего животного, в ходе выбора объясняют свой выбор. Например, тигру – мясо, зебре - траву и т. п.)
Педагог: А теперь работникам зоопарка можно отдохнуть.
4.2. Физкультминутка «Чудесное превращение»
Педагог: Сейчас будут происходить чудесные превращения.
Я буду читать стихи. А вы будете угадывать, в кого вам нужно превратиться:
Афы-афы-афы — жуют листики жирафы. (Дети тянутся вверх, изображая
жирафов).
Дилы-дилы-дилы — появились крокодилы. (Дети изображают дремлющего
крокодила).
Ахи-ахи-ахи— выползают черепахи. (Показывают, как медленно передвигаются черепахи).
Ны-ны-ны — водой брызгают слоны. (Надувают щеки, как бы набирая воду, затем, брызгают; топаем, как слоны).
Яны-яны-яны — по веткам скачут обезьяны. (Дети изображают скачущих обезьян; погримасничайте, как обезьяны).
- Превращайтесь в мальчиков и девочек, садитесь на свои места.
4.3. Объяснение крылатых выражений.
Педагог: Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или их поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства с животным он обладает : похоже двигается, ведет себя с другими, ест.
Я вам сейчас буду называть образные выражения, а вы объясните, ка-ким людям они подходят:
«Обезьяньи ужимки».
Ребенок: Так говорят о том, кто любит кривляться.
«Топает, как слон».
Ребенок: Это человек с тяжелой походкой.
«Черепаший ш
г».
Ребенок: Человек, который очень медленно ходит.
«Крокодиловы слезы».
Ребенок: Так можно сказать о человеке, проливающем слезы.
Педагог: То, что делают животные не всегда уместно для человека, если вы торопитесь надо ли идти черепашьим шагом?
Ребенок: Нет. Быстрым шагом.
Педагог: Если вы занимаетесь серьезным делом, нужны ли обезьяньи ужимки? Если вы разведчики – надо ли топать как слоны?
Если одно животное займет территорию другого, как поведет себя хозяин?
Ребенок: Начнет бодаться, кусаться, лягаться.
Педагог: А если ребята зайдут к вам в уголок во время игры или возьмут вашу игрушку, что вы будете делать?
Вывод: Вы наблюдаете и ухаживаете за животными, но ведете себя как люди. Потому что вы умеете думать, рассуждать.
4.4. Игра «Экскурсия в зоопарк»
Присутствующие на занятии гости превращаются в «посетителей зоопарка», а дети – в «экскурсоводов».
Педагог: Отвечайте на вопросы посетителей зоопарка.
«Посетителям» раздаются карточки с вопросами:
- Почему у жирафа длинная шея, пятнистая шкура, почему его называют травоядным, чем он защищается от врагов, зачем ему нужен длинный язык и т. п.
- Для чего слону хобот, что едят маленькие слонята?
- Бегемот - это хищное или травоядное животное? Умеют ли бегемоты плавать?
- Самка крокодила откладывает одно или много яиц? Для чего крокодилу хвост?
Дети отвечают на вопросы сложноподчиненными предложениями.
Вывод:
- Нужно ли работнику зоопарка знать об особенностях животных, уметь рассуждать?
- Откуда можно получить эти знания?
5. Итог. Какое задание для вас было самым трудным? Что на занятии было самым интересным?
Педагог: - Вы можете взять игрушки в группу и построить для них клетки и поиграть в зоопарк, а если захотите поиграть с другим животным, постарайтесь договориться с ребятами, как это делают воспитанные люди.