ОКСАНА ВЯЧЕСЛАВОВНА СОТНИКОВА
Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии исследовательской деятельности по теме «Воздух это жизнь».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
ОО «Познавательное развитие»
по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
с использованием технологии исследовательской деятельности
по теме : «Воздух это жизнь».
2015г.
Подготовил и провел:
Воспитатель МБДОУ № 21
Сотникова О. В.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии исследовательской деятельности по теме „Воздух это жизнь“,» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель. Создать условия для развития интереса детей к опытно - экспериментальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Оборудование и материалы: халат на каждого ребенка, овощи и фрукты (апельсин, лимон, чеснок, полиэтиленовый пакет, кораблик с парусом, веера, воздушные шарики, ёмкость с водой, стакан с прикреплённой на дне салфеткой, полотенце, музыкальные инструменты.
Предварительная работа: беседы и загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, слушание сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова, «Ветер» М. Исаковского.
Использование технологий : ИКТ технология, технология исследовательской деятельности (опыты, здоровьесберегающая технология.
Ход НОД.
I часть.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки, так мы поздороваемся и улыбнемся, что бы весь день сегодня было хорошее настроение.
Воспитатель: - Ребята, сегодня, я шла в детский сад и думала: что бы такое интересное приготовить для вас. Подхожу к калитке детского сада и вдруг вижу, она, то открывается, то закрывается. Подошла поближе: никого нет. А калитка всё равно, то откроется, то закроется…
- Кто же её открывал? (ветер)
- А что такое ветер? (это движение воздуха).
- Правильно! Как вы думаете, в помещении детского сада, группы есть воздух (Да) А чтобы это доказать, превратимся в учёных и отправимся в лабораторию.
Дети превращаются в учёных.
II часть
. Воспитатель. – Ребята, давайте сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:
1. Не толкай соседа во время работы.
2. Сначала посмотри, потом повтори.
3. Выполнил, на место положи.
4. Будь осторожен!
Воспитатель: Молодцы! А теперь пройдёмте в нашу лабораторию, подходите к столам.
Опыт № 1 (свойства воздуха).
- Можно ли попробовать воздух на вкус? (ответы детей). Лизните его. Какое свойство воздуха мы с вами откроем? (воздух не имеет вкуса).
Воспитатель : Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать апельсин,лимон,чеснок. Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали, только Славик ничего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, Славик ничего не почувствовал, потому что я ему ни чего не дала понюхать. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
- Итак, мы с вами выяснили, что воздух - не имеет вкуса и запаха. Вот наше первое открытие.
Опыт № 2 (воздух можно увидеть)
Воспитатель. Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? ( летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: воздух прозрачный.
Опыт №3 (воздух занимает место)
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Давайте проверим. (Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду до самого дна емкости, потом сразу поднимаю)
- Что случилось? Попала ли вода в стакан? Намокла ли салфетка?
- Что же помешало воде ее намочить? (воздух в стакане)
Вывод: в стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить салфетку, значит, воздух занимает место.
Физкультминутка «Воздух»
Мы сидели, мы устали.
Воздух дружно изучали.
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам, детвора.
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе все готовы!
Опыт №4 (воздух можно услышать)
Воспитатель: Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты, которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат. Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки). Звуки распространяются по воздуху. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы услышали? (звук)Почему возник звук (когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Опыт № 5 (воздух может двигаться)
- А сейчас, юные учёные, возьмите, пожалуйста, веер и помашите перед собой. Что вы почувствовали (ответы детей).
- А откуда взялся ветер? (мы заставили двигаться воздух)
Вывод: ветер – это движение воздуха.
- А теперь отправимся к нашему маленькому морю. Какое сейчас море? Почему вы так решили? Можно ли сделать, чтобы на море появились маленькие волны? (Воспитатель опускает на воду игрушечный кораблик с парусом.)
- Почему наш корабль не плывет? Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл? (Дети дуют на кораблик, воспитатель читает стихотворение «Ветер по морю гуляет»)
Вывод: ветер заставляет двигаться корабль и другие предметы.
- Какой бывает ветер? (сильный, слабый, холодный, освежающий, теплый, свирепый, обжигающий и т. д.)
- Ребята, а что еще умеет делать ветер? (гудеть в трубе, кружить листья, качать деревья, поднимать волны).
- Много разных дел умеет делать ветер – и хороших, и плохих.
- Вы хотите узнать о его делах?
Дети садятся на стульчики (обратить внимание на посадку детей).
Воспитатель предлагает детям посмотреть слайды влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)
ОПЫТ № 6 (воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух (растениям,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики. (обратить внимание на посадку детей)
Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.
Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?
Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.
III часть.
Воспитатель: И так, мы с вами выяснили,что ветер -это и есть воздух. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
По окончании работы воспитатель находит сундучок.
- Кто мог оставить этот сундучок? Да это, наверно сюрприз от ветерка! В нем что-то есть! Это же воздушные шарики! Наверное, ветер захотел, чтобы вы их надули и поиграли с ними.