Кралина Валентина Владимировна
Конспект ООД в старшей группе детей 6–7 лет «Путешествие в историю — счетные точки на монетах Петра I»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с оригинальным способом обозначения номинала на монетах Петра I.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с тем, как выглядели деньги в разные исторические эпохи.
2. Упражнять детей в счете монет, в определении цены покупки.
3. Познакомить со способом изготовления монет на Руси.
4. Научить различать аверс, реверс на монетах.
5. Упражнять детей в самостоятельном изготовлении монет с помощью монетного штемпеля.
6. Развивать экономическое, логическое мышление. Расширять кругозор.
Публикация «Конспект ООД в старшей группе детей 6–7 лет „Путешествие в историю — счетные точки на монетах Петра I“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
7. Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам и вещам.
Материал к занятию:
• Документ камера для рассматривания монет, ноутбук, проектор, экран.
• Два монетных штемпеля для изготовления монет достоинством 3 копейки и 5 копеек.
• Пластилин скульптурный.
Разделение группы на зоны:
1. Зона современности.
Коврограф. Карта Европы, изготовленная из фетра. Названия стран (на липучке) для работы с картой. Современные монеты и купюры России, Украины, республики Беларусь, республики Молдова, Литвы.
2. Зона купюр и монет, вышедших из обращения, образца 1961 года.
Фото девочек в школьной форме 1972 года. Картинки школьных принадлежностей 1972 года с обозначением стоимости.
3. Зона монет Петра I.
Картинки с изображением монет времен Петра I.
Игрушечные монеты, изготовленные из фетра, для тактильного обследования монет, мешочки для монет.
4. Доменная печь.
5. Мастерская изготовления денег – «Монетный двор».
Ход занятия:
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в историю. Но сначала отгадайте загадку.
Бывают купюры, бывают монеты
Любого размера и разного цвета.
Мы ими расплачиваемся на кассе,
Не купишь без них ни печенья, ни кваса.
Мы с ними идем всегда в магазин,
Папа на них покупает бензин.
Вам – игрушки, маме – серьги
Может он купить за…. (деньги).
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы с вами побываем в разных исторических эпохах, узнаем, какие цены были в разные времена, и сколько стоили различные товары.
- Перед путешествием, чтобы день был удачный, чтобы все у нас получилось, давайте скажем волшебные слова: «Мы ребята просто класс! Все получится у нас!»
Дети встают в круг, соединяют ладошки и произносят волшебные слова.
Воспитатель вместе с детьми подходит к зоне коврографа.
Воспитатель:
- Скажите мне, что вы видите на коврографе? (Карту, страны)
- Мы с вами уже познакомились с монетами и купюрами разных стран. Сначала я предлагаю вам обозначить название стран, с которыми мы познакомились.
Дети закрепляют название стран на той территории, где они находятся.
Воспитатель поочередно показывает страны на карте, дети называют эти страны.
Воспитатель:
- Молодцы, знаете, где какая страна находится!
Воспитатель:
- Перед вами лежат купюры и монеты разных стран. Я прошу вас подумать и закрепить купюры и монеты на территорию той страны, где они используются.
Дети закрепляют купюры России, Украины, республики Беларусь, республики Молдова, Литвы и называют их.
Воспитатель:
- Подведем итог.
- Какие монеты и купюры вы видите на коврографе? (Ответы детей)
- Вы видите современные монеты и купюры, которыми можно расплатиться в этих странах.
Воспитатель вместе с детьми подходит к
зоне купюр и монет, вышедших из обращения, образца 1961 года.
Воспитатель:
- Посмотрите на стенд. На фотографии вы видите двух девочек в школьной форме. Может быть вы узнаете девочку, которая стоит слева?
- Это я на выпускном в детском саду. Этой фотографии уже 50 лет.
- Давайте посмотрим, как раньше одевались первоклассники
Воспитатель:
- Девичья школьная форма – это платье и фартук. Платье было только коричневого цвета, и шилось оно из тонкой шерстяной ткани. Обязательно нужно было купить два фартука, один – черный, другой – белый.
(переворачиваю первый лист с ценами 1972 года)
Воспитатель:
- Скажите, сколько стоило школьное платье? Сколько стоил белый школьный фартук?
Дети смотрят на стенд и определяют, сколько стоят названные предметы одежды.
Воспитатель:
- Что еще купили мне родители, чтобы собрать в школу?
Дети отвечают, сколько стоят туфли, белые носки, ленточки.
(поочередно переворачиваю остальные листы со школьными принадлежностями - цены 1972 года)
Воспитатель:
- Чтобы собрать ребенка в школу родители покупали портфель и различные школьные принадлежности. Скажите, сколько стоили эти предметы в 1972 году? (ответы детей)
Воспитатель:
- Ваша любимая шоколадка «Аленка» тоже была в моем детстве. Сколько она стоила? (ответы детей)
Воспитатель:
- Да, сейчас таких цен нет! Но и зарплата моей мамы в те годы измерялась не в тысячах, а была всего лишь 110 рублей. Мы берегли свою школьную форму. И с портфелем мы ходили в школу не один год.
- Надеюсь, что когда вы пойдете в школу, вы тоже будете бережно относится к своим вещам и школьным принадлежностям.
Воспитатель вместе с детьми переходит к зоне монет Петра I.
Воспитатель:
- На стенде вы видите монеты, которые чеканились во времена правления Петра I. При чеканке монет во времена Петра I на монетах стали чеканить счетные точки.
- Как вы думаете, почему стали печатать точки на монетах? (Ответы детей).
Существует 2 версии, почему на монетах стали печатать счетные точки.
1 версия, что эти точки чеканили для слепых и плохо видящих людей.
Воспитатель:
- Давайте проверим, как слепой человек мог определить номинал монеты.
- У меня есть монеты, они не настоящие. Монета спрятана в мешочек из ткани. Я беру один мешочек и с помощью пальчиков определяю, какой номинал моей монеты.
Воспитатель демонстрирует способ определения номинала монет на ощупь. Затем называет номинал, достает монету из мешочка. Вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания.
Воспитатель:
- Вторая версия, для чего предназначались счетные точки на монетах - их придумали для людей, не знавших цифрового счета.
- Точки обозначали номинал монеты, были хорошо различимы визуально и на ощупь. Точки располагались группами или по кругу (показать на фото).
Воспитатель вместе с детьми рассматривает монеты на фото. Затем предлагает 2 детям определить номинал монеты, посчитав точки.
Воспитатель:
- Традиция использования счетных точек при чеканке монет сохранялась длительное время.
Воспитатель:
- Скажите, где и как изготавливали монеты в те времена. (Ответы детей)
Воспитатель:
- Приглашаю вас на наш монетный двор.
Дети подходят к столам «Монетного двора»
Воспитатель:
- Давайте рассмотрим монету, которую я уже изготовила на нашем монетном дворе. У монеты 2 стороны. Рассмотрим главную сторону монеты, ее называют аверс.
- Что изображено на этой стороне монеты? (Дети отвечают: герб России, двуглавый орел).
- Да, во времена Петра I на аверсе монет печатали изображение герба России.
- Рассмотрим вторую сторону монеты. Она называется реверс. Что здесь изображено? (Дети отвечают).
- Цифра 5 – номинал монеты, и пять точек, расположенных над цифрой. В народе эту монету называли «пятак».
- Что изображено на реверсе второй монеты? (Дети отвечают).
- Цифра 3 – номинал монеты и три точки, расположенные над цифрой.
- Чем отличаются эти две монеты? (Дети отвечают: размером, номиналом и количеством точек)
Воспитатель:
- А теперь рассмотрим штемпели для изготовления монет. У монеты две стороны, поэтому и штемпеля два.
- Штемпель аверса закреплен на подставке. Какое изображение орла на монете? (выпуклое)
- А какое изображение орла на штемпеле? (вогнутое)
- Штемпель реверса закреплен на цилиндре. Какое изображение цифры на монете? (выпуклое)
- А какое изображение цифры на штемпеле? (вогнутое).
- Ну что ж, приступим к изготовлению монет. Что сначала надо сделать с металлом, из которого будут делать монеты? (Нагреть в доменной печи).
Дети подходят к «Доменной печи».
Открываем дверцы печи, достаем ковш с кусочками скульптурного пластилина.
Дети выбирают себе заготовку для монеты, переходят за столы Монетного двора.
Воспитатель изготавливает монету.
Воспитатель:
- Нужно взять кусок «металла», положить на нижний штемпель, второй штемпель положить точно на первый. Штемпель аверса и штемпель реверса должны соединиться общей осью. После этого нужно очень сильно ударить молотком по верхнему штемпелю.
Затем воспитатель добавляет на монету маленькие шарики из скульптурного пластилина.
Количество шариков соответствует номиналу монеты.
- Давайте посмотрим, какая монета у нас получилась.
Рассматриваем изготовленную монету под документ камерой.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно изготовить себе монету. Дети приступают к чеканке монет достоинством 3 и 5 копеек (по выбору детей).
В конце занятия рассматриваем монеты детей в документ камеру.
Воспитатель:
- Ребята, мы сегодня совершили необычное путешествие во времени.
- Что нового вы узнали?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Что показалось удивительным? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Монеты, которые мы сегодня изготовили, пополнят коллекцию монет нашего музея денег.
Список использованной литературы:
1. «Как же производят деньги». Стр. 29.
http://fingramugra.ru/f/sbornik_metod_materialov_doshkolniki.pdf
2. Счетные точки на монетах Петра I.
https://moneta-russia.ru/library/uzdennikov-schetnye-znaki-na-monetakh.php
http://creounity.com/apps/time_machine/index.php?go=countable_items.php&lang=ru
3. Загадка. http://fingramugra.ru/f/sbornik_metod_materialov_doshkolniki.pdf
4. Денежная система 1961 года. https://www.kakprosto.ru/kak-867319-skolko-stoila-shkolnaya-forma-v-sssr#ixzz7HCNymlDU
6. Шоколад «Аленка».
http://iapp.ru/7-%D0%B3%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%B2-%D1%81%D1%81%D1%81%D1%80/
7. Что сколько стоило в СССР. https://www.amic.ru/news/186211/