Наталия Зыкова
Конспект ООД в средней группе «Веселые матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД в средней группе «Веселые матрешки»
Цель:
Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством, фольклором России, познакомить детей с русской матрешкой.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
Публикация «Конспект ООД в средней группе „Веселые матрешки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
приобщение детей к национально-культурным традициям; эмоциональной отзывчивости, сопереживания; вызвать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров; воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и свой народ, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения к другим детям; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Познавательное развитие:
познакомить детей с русской народной игрушкой матрёшкой как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам; познакомить детей с историей создания, материалом, внешним видом, особенностями росписи;
Речевое развитие:
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; расширять словарный запас.
Художественно-эстетическое развитие:
развивать интерес детей к народному творчеству; развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами; развивать аккуратность, наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов; воспитывать самостоятельность; развивать творчество, воображение.
Физическое развитие:
дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание физминутки «Матрёшка».
Оборудование:
Сундучок, деревянная игрушка матрёшка, картинки с изображением матрёшек, конверты с разрезными картинками, плоскостное изображение матрешки для каждого ребенка, цветные карандаши, фломастеры. магнитофон, музыкальное сопровождение: аудиозапись русских народных мелодий (минусовка «Ой, да мы матрёшки»).
Ход ООД.
Организационный момент.
Воспитатель: Я сегодня принесла вам чудесный сундучок. Как вы думаете, что там может быть? (Предположения детей.) Хотите заглянуть? Чтобы вы догадались, что находится в этом сундучке, я загадаю вам загадку.
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ….
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: - Ой, да тут матрешка, какая красивая! (Любуется.)
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришла матрешка
Матрешка деревянная
Матрешечка румяная.
Достает большую матрешку, все внимательно ее рассматривают.
История матрешки
Матрешка у нас появилась очень давно - родилась более 100 лет тому назад. Однажды купчиха А. Мамонтова привезла из заморской страны Японии интересную японскую игрушку. Она была выполнена очень необычно и представляла собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – добродушного, лысого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. (демонстрация картинок)
Василиию Звездочкину токарю по дереву, очень понравилась эта игрушка и ему захотелось сделать свою игрушку. Он выточил из дерева первую русскую матрешку, фигурки также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. (демонстрация картинок).
Поэтому первая матрешка представляла собой группу детей : восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Получилось дружное и трудолюбивое семейство. По преданию, кто-то увидев такую куклу, смеясь воскликнул: «До чего же похожа на нашу Матрёну!» И назвали новую игрушку Матрена т. к. это имя было самое распространенное на Руси. С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой. Матрёшку сделать непросто.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего сделали этих матрешек? (Ответы детей)
Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться, ума набираться.
Как вы думаете, из чего делали эти игрушки-куколки? (Ответы детей)
Конечно, из дерева. Но ведь дерево светлое, а матрешки все цветные, яркие. Как это получилось? Ответы детей)
Ее украшали красками, разрисовывая ей сарафан, платье, платок. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные.
Из чего сделана матрешка?
Ее изготавливают из дерева, липы или березы. Дерево спиливают ранней весной, сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Сначала вырезается самая маленькая неразъемная куколка, за тем по размеру следующая и так до самой большой. Остальные матрешки состоят из двух частей. Одна большая матрешка может содержать в себе до десяти – двенадцати куколок.
Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её, украшают красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, у каждой свой характер.
Расписали русские художники матрёшку на славу : чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек. Она «одета в русский костюм» : платок, фартук, сарафан.
После того как расписали матрешек, их покрывают лаком. (демонстрация картинок)
Воспитатель: Скажите, почему матрешки вам понравились? (Они красивые, нарядные, яркие, весёлые.)
Это красивая, расписная кукла. Матрёшек стали делать в разных городах, а вкладываемых фигурок становилось всё больше. И вот таких красивых матрёшек стали возить в разные страны, показывать на выставках за границей. И с тех пор русскую матрёшку любят во всём мире. Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете стихи про матрешку? дети:
Стихотворение
Деревянные подружки,
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются-матрёшки.
Воспитатель: А, где же, подружки – сестрички у нашей матрешки. Как вы думаете?
Дети: внутри, в другой матрешке, спрятались.
Воспитатель: Что-то наша матрешка грустная? Оказывается, она потеряла своих подружек. Но без вашей помощи Матрёне не справиться. Ну что, поможем ей? (Да)
2. Основная часть.
1) задание: назвать элементы одежды (во что она одета) и элементы оформления одежды (декор) матрёшек.
Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим матрешку. Во что одета матрёшка? Чем украшена её одежда? Что на одежде нарисовано?
Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.
Воспитатель: Первое задание мы с вами выполнили правильно и появляется первая сестричка нашей Матрёшки. Давайте узнаем следующее задание.
2) Задание: Проводится игра «Собери матрешку». (разрезные картинки матрешек).
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат конверты с разрезанными картинками матрешек, из которых вам нужно будет выложить на столе матрешки. Проходите на свои места и приступайте к работе.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились с заданием и посмотрите, у нашей матрёшки появилась еще одна сестрёнка. Вы, наверное, устали. Давайте немного отдохнем и приступим к следующему заданию.
Воспитатель: Давайте мы с вами тоже немножко потанцуем.
3. Физкультминутка: Игра «Мы веселые Матрешки»
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки. (Повертеться из стороны в сторону)
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки, (носок-пятка-топ-топ-топ)
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки, (повертеться из стороны в сторону)
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки (наклону головы вправо-влево).
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вот и третья сестренка. Теперь мы готовы к выполнению следующего задания.
4) задание: Найди пять отличий
Посмотрите, дети, появилась четвертая матрешка! Какие мы с вами молодцы! Но это ещё не все сестрёнки нашей Матрешки,
5) задание: Найди пару.
Воспитатель: Ребята, последнее задание тоже не простое и чтобы его выполнить от вас требуется не меньше усилий. Готовы?
Чтобы расколдовать последнюю матрёшку, нам с вами нужно найти пару для матрешки (верх – низ)
Вот и выполнено последнее задание и все сестрички нашей Матрёшки нашлись.
Вот красавицы матрешки разноцветные одежки
Вот как их много. Давайте посчитаем.
Раз Матрена, два — Милаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита это пять,
Их не трудно сосчитать.
Воспитатель: Ребята, сколько у нас матрешек на столе?
Дети: Пять матрешек.
Воспитатель: Молодцы. А какие матрешки?
Дети: Красивые, разные по росту. Они разные по высоте. (Самая высокая, высокая, средняя, низкая, самая низкая)
Воспитатель: Соберем матрешек обратно. С какой матрешки начнем? Начинаем с самой маленькой матрешки.
Дети хором произносят: «Самую маленькую убираем в маленькую матрешку, маленькую убираем в среднюю, среднюю в большую, большую в самую большую».
Воспитатель достаёт матрешку-заготовку, не украшенную узором по количеству детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на эти матрешки, они не очень у нас веселые, как вы думаете почему?
Дети: У них сарафаны не расписаны.
Воспитатель: Художник не успел их украсить. Давайте попробуем стать мастерами-художниками и распишем сарафаны нашим матрешкам. (Раздаёт плоскостное изображе-ние матрёшки на бумаге.) Дети рисуют под аудиозапись русских народных мелодий (минусовка «Ой, да мы матрёшки», «Светит месяц», «Как под яблонькой»)
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, какие красивые матрешки у вас получились.
Итог занятия
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Вы, ребята, такие молодцы! Справились со всеми заданиями.
Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?
Дети: С матрешкой.
Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: А какие у нас матрешки?
Дети: Нарядные, красивые.
Очень любят все матрешки разноцветные одежки :
Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.
Воспитатель: Как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров? Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.