Ирина Догадкина
Конспект НОД в средней группе «В гостях у Капитошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гостях у Капитошки»
Цель: развивать познавательную активность детей, экологическое мышление и экологическую культуру.
Задачи:
1. Показать значение воды для всего живого, познакомить с некоторыми свойствами воды: жидкость бес цвета, вкуса, запаха.
2. Дать детям понятие о роднике, его значении в природе.
3. Воспитывать интерес, бережное отношение к природе, умение наблюдать.
4. Активизировать словарь : жидкость, родник, водопой, щедрая рука, поприветствовать.
Публикация «Конспект НОД в средней группе „В гостях у Капитошки“» размещена в разделах
Материал и оборудование: игровой персонаж «Капитошка» сделанный из папье маше, графин с водой, стаканы по количеству детей, скатерть голубого цвета, стакан с молоком. Таз с водой, банка, лейка, сосуды разной формы, рыбки из цветного картона, изображение озера и реки на листах ватмана, макет природной зоны, плоскостные деревья, птицы, аудиозаписи шума леса и воды.
Предварительная работа: стирка кукольной одежды, наблюдение за таянием снега и льда, уход за комнатными растениями, чтение произведений: «Дождик» З. Александровой, «Я носила воду» Воронько, заучивание потешек и пословиц.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу прочитать очень интересное стихотворение, послушайте:
Не умыться. Не напиться,
Листику не распуститься
Без воды, без воды.
Без воды прожить не могут:
Птицы, звери, человек,
И поэтому всегда
Всем, везде нужна вода!
(слышится шум воды)
Воспитатель: Послушайте, как шумит вода, как она ведет разговор со всеми, кого встречает на своем пути. Вот камень встретился на ее пути, она его умыла. А вот трава, кусты, деревья, цветы, взмахнув своей щедрой рукой, вода одарила их жемчуженными капельками. И все вокруг встрепенулось, улыбнулось и засияло.
(Постепенно шум воды стихает, и слышится песенка Капитошки)
Капитошка - это я,
И все вокруг мои друзья,
И песенка моя звучит
Как звонкие ручьи!
Ля-ля-ля-ля-ля, ляля-ляля.
Я хи-хи-хи-хи-хи, я ха-ха-ха-ха-ха,
Со мной, друзья, потеха,
Я так бывает, рассмеюсь,
Что лопну сам от смеха!
Ля-ля-ля-ля-ля, ляля-ляля.
Я кап-кап-кап-кап-кап,
Я буль-буль-буль-буль-буль,
Я хлопаю в ладошки,
И скачут, скачут по земле
Мои босые ножки!
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Кто-то песенку поет.
Интересно, кто это может быть?.
(Появляется Капитошка)
Капитошка : Здравствуйте, Ребята!
Воспитатель: Ой, так это же Капитошка! Это капелька воды! Вот оказывается, кто к нам пришел!
Капитошка : Да, ребята, это я Капитошка. У меня вокруг много друзей, и к вам я пришел, чтобы тоже с вами подружиться.
Давайте знакомиться.
(Капитошка знакомиться со всеми детьми)
Капитошка : А вы хотите со мной подружиться?
Дети: Да!
Капитошка : И я тоже очень хочу.
Мне хочется пригласить вас к себе в гости, в мир воды. Вы согласны?
Дети: Да!
Капитошка : Тогда в путь!
(Звучит запись песенки Капитошки, дети вместе с Капитошкой отправляются в путь.
На пути им встречается речка. Все останавливаются)
Воспитатель: Ребята, а что это на нашем пути?
Дети: Речка.
Воспитатель: А вы знаете, кто в ней живет?
Ответы детей: рыбы, раки, водоросли и т. д.
Воспитатель: Правильно в воде живут рыбы, раки, растения, и вода их дом.
А где еще можно увидеть воду?
Ответы детей: в кране, на море, в луже и т. п.
Воспитатель: А как человек использует воду?
Ответы детей: вода нужна для умывания, приготовления пищи, стирки и т. п.
Обобщив ответы детей, Капитошка говорит, что вода нужна не только человеку, а всему живому на земле.
Капитошка : Без воды нет жизни. Растения и животные без воды погибают, ведь это их дом.
-А вы знаете, что такое вода? Какая вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Вода- это жидкость, она течет, ее можно во что-нибудь налить, можно перелить из одной посуды в другую.
(Дети вместе с воспитателем наливают воду, переливают из стакана в стакан, моют руки.)
Капитошка : А сейчас мои дорогие гости, приглашаю вас к столу. Я хочу угостить вас самым дорогим, самым бесценным моим напитком.
(Дети садятся за стол, на котором стоит графин с водой и стаканы)
Капитошка : Ребята, посмотрите на этот стакан (показывает стакан с молоком). Как вы думаете, что это? А какого оно цвета? Посмотрите на салфетки на которых стоят стаканы, какого они цвета? (ответы детей)
А теперь я налью вам свой напиток. Как вы думаете, что это? Можно ли про воду сказать. Что она белая? Если цвет у воды? (ответы детей)
А теперь понюхайте воду и скажите, пахнет ли она чем-нибудь?
Попробуйте воду на вкус.
(Капитошка вместе с детьми делает вывод, что вода- это жидкость, которая не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха)
Капитоша : Я вам предлагаю отправиться дальше со мной в мой водный мир.
(Дети подходят к озеру, в которое впадает река)
Воспитатель: А знаете ли вы ребята, откуда берется вода, как она наполнила это озеро?
(Воспитатель с Капитошкой выясняют, что знают об этом дети)
Капитошка : Многие реки и озера, даже очень большие, в начале своего пути образуются из небольших ручейков, которые вытекают из родников.
В глуши лесной, в глуши зеленой
Всегда тенистой и сырой
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
Лесные родники нужны зверям и птицам для водопоя. Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, и вода из них свободно текла в ручьи.
Капитошка : Ребята, вы, наверно устали? Я вас приглашаю на лесную полянку немножко отдохнуть.
(Дети подходят к полянке, на которой растут деревья, кустарники, цветы)
Капитошка : Присаживайтесь удобнее, я вам хочу рассказать одну историю.
(Слышится шелест листвы, пение птиц) аудиозапись
Капитошка : Одно время я жил в одном лесном ручейке, ручей был небольшой, но веселый.
Он радостно журчал на перекатах. У нас с ним было много друзей, большинство из них животные. Мы любили бегать наперегонки с зайчатами, поить соей свежей, прохладной водой синичек, скворцов. Ручей любил горы. Кроме жизнерадостности у него было еще одно очень хорошее качество: он любил людей, хотя его мать- Земля не раз предупреждала об их коварстве.
В одно прекрасное утро, когда ручеек играл и плескался со своими подружками- рыбками, поблескивающими чешуей на утреннем солнце, он взглянул вверх и увидел, что на ветке березы, которая росла рядом, сидит синичка. Она собрала вокруг себя стаю птиц и о чем-то увлеченно рассказывала.
-Что случилось? - спросил ручеек, остановившись. Синичка спустилась вниз, и сев на камень начала стрекотать ручейку о том, что внизу селение осталось без воды - высох источник, поивший людей водой. Призадумался ручеек, притихли его бурные воды. Мы знаем, о чем он думал: ведь не мог он допустить, что бы где-то рядом люди остались без воды. И ручей решился.
Простившись со своими друзьями, он со всего духу побежал вниз к людям.
В этот день в селении был праздник: люди радовались воде! Прошло несколько дней, самых лучших в жизни ручейка. Сначала его развлекали деревенские собаки, дравшиеся в облаке пыли, свиньи, купавшиеся в грязи на улице, затем все ему наскучило. Ручеек много наблюдал за людьми, и его все больше удивляло неуважение по отношению к природе, особенно к земле. Он не понимал, как можно засорять селение кучами мусора и отходов. Скоро ручей начал задыхаться, он превратился в грязную канаву, в которую со всех сторон стекала грязная жидкость. И он заплакал…
Теперь он понял, почему ручьи уходят из этих мест.
Ночью ручей ушел из селения. По пути, чтобы очиститься, он делал как можно больше извилин, ведь на свете нет ни одного ручейка, ни одной реки, которая текла бы прямо. Впереди его ждала беззаботная жизнь и верные друзья…
Капитошка : У меня, друзья, тоже живет ручеек. Вы хотите посмотреть, как он образуется из родника?
(показ опыта на макете)
Воспитатель: Ребята, как много интересного мы узнали, побывав в гостях у Капитошки. И чтобы родники были чистыми необходимо следить, чтобы они свободно текли в ручьи, необходимо беречь их от тех, кто не бережет красоту и чистоту природы. Родник – бесценный дар. Если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озера будут полноводными.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю, ребята, вместе с Капитошкой поиграть в игру, которая так и называется «Ручейки и озера»
(Игра проводится 2-3 раза)
Капитошка : Ребята вы мне очень понравились, я рад, что приобрел еще друзей, но мне пора возвращаться на тучку.
Воспитатель: Ну, а нам, ребята, тоже пора возвращаться в детский садик.
Дети прощаются с Капитошкой.