Светлана Ростова
Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей-подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое книги»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Троицкий д/с № 2 «Рябинушка» корпус 2
Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей/подготовительной к школе группы «Путешествие в прошлое книги»
Воспитатель высшей категории Ростова Светлана Александровна
С. Троицкое 2016 год
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей-подготовительной к школе группе „Путешествие в прошлое книги“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- История книги. Откуда пришла книга
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книга. Конспекты занятий на тему книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Программное содержание. Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как преобразилась книга под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека.
Оборудование к занятию : красочно оформленная выставка книг, слайды с изображениями печатных станков и книг разных времён, мультимедийник, магнитофон.
Словарная работа: папирус, свиток, печатный станок, Иван Фёдоров, первопечатник, переплёт, типография, буковицы, заставки, концовки.
Ход. Дети встают в круг.
- Собрались все дети в круг,
Ты- мой друг, и я- твой друг,
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
В-ль- Улыбнёмся нашим гостям и поздороваемся с ними.
Дети стоят возле воспитателя.
В-ль. - Сегодня день у нас особый,
Я познакомлю вас, друзья,
С предметом, без которого
Прожить на свете нам нельзя.
- Я предлагаю вам отгадать загадку, и тогда вы узнаете, о чём пойдёт речь.
Загадка. Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.
В-ль. - Правильно, это загадка о книге. Я хочу пригласить вас на выставку книг. Что вы можете сказать об этих книгах? Правильно, книги разные по содержанию и оформлению, размеру. Скажите, какие вы знаете книги? ( по содержанию: детские книги : сказки, рассказы, стихи; энциклопедии, учебники, книги для взрослых; по размеру: книжки-малышки, большие, маленькие; по переплё ту: мягкий, твёрдый).
-Для чего нужны книги? (с помощью книг получают знания, информацию).
-Кто делает книги? (человек).
-Как вы думаете, человек делает книги вручную? (с помощью печатных станков в типографии). В разное время книги и станки были разные. Хотите узнать, как люди создавали книги, когда не было станков, какими книги были раньше, как выглядели печатные станки в разное время? (Да). Тогда я приглашаю вас отправиться в путешествие в прошлое книги. Займите место на ковре-самолёте. Отправляемся в путешествие (звучит музыка). Мы добрались до места, присаживайтесь, готовьтесь смотреть, слушать и запоминать.
-Люди с древности сочиняли сказки, песни, пословицы, потешки, загадки. А чтобы не забыть, их нужно было записать.
Сначала люди делали вот такие глиняные дощечки, а на них писали остроконечной тростниковой палочкой-клинышком, (показ) отсюда и пошло название «клинопись». Если письмо было длинное, то на одной дощечке оно не умещалось, приходилось их делать на одно письмо несколько штук. Глиняные дощечки для письма были тяжёлыми, хрупкими. Как вы думаете, удобно было читать такие книги? (Нет, их было тяжело держать, они могли разрушиться).
Поэтому в Китае стали писать книги на бамбуковых пластинках, которые нанизывали на крепкую верёвку (показ, но и это было неудобным. И китайцы начали писать книги кисточкой на шёлке (показ). А в Египте книги писали на каменных плитах (показ, позже их стали писать на папирусе, он похож на бумагу, сделан из тростника (показ). Папирусы хранились свёрнутыми в свиток (показ). И вот люди изобрели бумагу и стали создавать книги на бумаге : сначала рукописные. Обложки у рукописных книг были деревянные, обтянутые кожей или тканью (показ). Требовалось очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную. Когда возникла потребность создать много книг, человек придумал печатный станок. Первым печатать книги на Руси начал Иван Фёдоров (показ, его называют «первопечатник». Первой печатной книгой была азбука, по ней учили буквы, затем появился букварь, по которому учились читать (показ). Вот такими буковицами, заставками, концовками украшал Иван Фёдоров книги (показ).
Печатный станок упростил изготовление книг. Постепенно человек усовершенствовал печатный станок, придумав машины, которые изготавливают сразу много книг. Существуют машины, которые печатают, обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации, изготавливают переплёт, чтобы книга дольше сохранилась. Всеми машинами управляют люди. Но, прежде чем, напечатать книгу, необходимо подготовить её содержание, то есть то, о чём будет говориться в книге. Как вы думаете, кто готовит материалы для книг? (писатели, поэты, художники). Вот какой долгий путь проделала книга, пока стала такой, какой мы её знаем и видим теперь.
Сейчас бумагу делают из древесины. Она и сейчас остаётся главным материалом для письма и печатанья. И в результате мы с вами читаем красивые книги, в которых есть замечательные картинки.
-А сейчас прошу занять места на ковре-самолёте, мы возвращаемся в д/сад и в своё время (звучит музыка).
-Присаживайтесь. Как вам путешествие? О книгах было придумано много пословиц и поговорок. Давайте поиграем в игру «Закончи пословицу», я начну, а вы закончите.
1. С книгой поведёшься- ума наберёшься.
2. Одна книга тысячу людей учит.
3. Книга- лучший подарок.
4. Умнее книги не скажешь.
5. Книга мала, да ума придала.
6. Книги читать, скуки не знать.
7. Кто много читает, тот много знает.
- Есть у вас дома книги? Где они хранятся? Где ещё могут хранится книги? (в шкафу, в библиотеке). Как вы думаете, что будет, если книги исчезнут? Вам читают книги дома? Вам нравится, когда вам читают?
- Сейчас я хочу поговорить с вами о правилах обращения с книгой.
-Давайте вместе вспомним эти правила (показ слайдов).
-Эти правила надо помнить и всегда их выполнять.
Анализ. –Что вы можете сказать о занятии?
-Что вам больше всего понравилось?
-Как вы думаете, хорошо ли живётся у нас книгам? Почему?
-У меня приготовлены вот такие фишки: жёлтые и зелёные. Зелёную фишку берёт тот, кто считает, что он много узнал и понял, что ему было интересно. Жёлтую берёт тот, кто ничего не запомнил, не понял, кому было неинтересно. Спасибо всем!
- Я к вам обращаюсь, товарищи дети,
Полезнее книги нет вещи на свете.
Пусть книги друзьями приходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!