Людмила Якимова
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие на планету «Абвгде-йцев»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Солнышко»
Конспект по организованной образовательной деятельности
по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Путешествие на планету «АБВГДЕ-йцев»
Составила: Якимова Людмила Васильевна, воспитатель первой квалификационной категории
Цель:
Публикация «Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Путешествие на планету „Абвгде-йцев“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Обобщение у дошкольников знаний, умений и навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте.
Задачи:
Обучающие :
- закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о различии согласных звуков по твёрдости и мягкости, глухости и звонкости;
- продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, совершенствовать умение делить слова на слоги;
- отвечать на вопрос воспитателя полным ответом;
- упражнять в придумывании предложений с заданными словами;
- учить отгадывать загадки.
Развивающие:
- развивать интерес к экспериментальной деятельности;
- мышление, внимание, память;
- умение слушать воспитателя и товарищей;
- желание и умение работать в коллективе.
Воспитывающие:
- создать хорошее настроение;
- воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества.
Материалы и оборудование: проектор; презентация, звёзды с буквами Б, У, К, В, А, Р, Ь; звёзды со слогами; фонограмма старта космической ракеты; учебник «Букварь»; цветные карандаши для звукового анализа
Ход занятия:
I. Орг. момент
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
II. Эмоциональная настройка.
Воспитатель: Хочу у вас спросить, какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: Ребята, наши гости хотели бы с вами познакомиться. Для этого я вам предлагаю положить свое имя на ладошку, дунуть и передать его гостям, только имя должно быть ласковое. (Дуновение на ладошку)
(слайд 1) Слышится сигнал SOS :
(слайд 2) «Всем, всем, всем! Отзовитесь, кто меня слышит. На нашу планету АБВГДЕйцев напали космические пираты. Они похитили у нас одну очень ценную книгу. Помогите нам её вернуть»
(слайд 3) Воспитатель: Это поступил сигнал с планеты «АБВГДЕйцев». Поможем им вернуть украденную ценную книгу?
Дети: Да, поможем!
III. Беседа по изученному материалу
Воспитатель:Как вы думаете, почему планета называется «АБВГДЕйцев»
Дети: на планете живут буквы, звуки, слоги, слова, предложения.
Воспитатель: - Молодцы, это правильно. Ребята, давайте отправимся с вами в путь и поможем жителям этой планеты.
Дети: да
Воспитатель: Для этого отгадаем загадку.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост —
И поднимется до звёзд ….
Воспитатель: Вы догадались, что это? Правильно – это ракета (слайд 4)
Мы полетим с вами на ракете. Представьте, что я - это ракета, а вы - экипаж. Экипаж! Занять свои места, пристегнуть ремни! Давайте скажем пароль:
Та-та-та – не страшна нам высота.
Ете-ете-ете – летим мы на ракете
Ты-ты-ты – все видно с высоты.
Ать-ать-ать – полетим опять.
Начинаем обратный отсчёт.
Три-два-один.
Мы в космос летим (включить звук запуска ракеты).
Воспитатель: Вот мы с вами приземлились на планету «АБВГДЕйцев» (слайд 5)
(дети сходят со своих мест)
Появляется инопланетянин :
Абвгдеец : Здравствуйте, ребята! Меня зовут Абвгдеец. Я житель планеты «Абвгдейцев». Спасибо, что вы откликнулись на мой сигнал бедствия и прилетели ко мне на помощь. Очень рад с вами подружиться.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу
Будем вместе очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься
Все хотим мы много знать.
Абвгдеец : Чтобы найти нашу книгу и не затеряться в космическом пространстве, я приготовил для вас карту и буквы. За каждое выполненное задание вы будете получать приз – букву.
Воспитатель: Как интересно! Мы с удовольствием вам поможем!
Звучит музыка (слайд 6)
Воспитатель: Что вы слышите? Правильно - это звуки. Ребята, скажите мне, чем звуки отличаются от букв?
Дети: Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим.
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы. А сейчас послушайте загадки:
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается гласный.
Могут они шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь. Согласные звуки
Воспитатель: Вот вам первая буква «Б» за правильно отгаданные загадки. А вот мы и оказались на первой станции, которая называется «Звукобуквоград». Ой, что это такое? Все буквы рассыпались по дорожке. А давайте мы с вами разделим их на две группы и поместим их в свои домики. На какие две группы мы их можем разделить?
Дети: На гласные и согласные.
Воспитатель: Правильно! (дети распределяют буквы по домикам)
Воспитатель: Как хорошо. Теперь они живут в своих домиках.
Воспитатель: Скажите мне, дети, сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько гласных букв? (10) Сколько согласных? (21) А какие буквы мы не относим ни к гласным, ни к согласным? (ь,ъ)
Воспитатель: Умницы!А сейчас я вам предлагаю поиграть со звуками.
Дидактическая игра «Топни, хлопни»
Воспитатель: Молодцы, вы разобрались со звуками и получаете за это задание следующую букву «У»
Воспитатель: Предлагаю вам отдохнуть.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика «Комар»
Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
Воспитатель: Нам пора отправляться дальше. Сейчас мы приближаемся к самой опасной станции «Звукосложение». Послушайте внимательно:
Я плююсь огнём и лавой
Я опасный великан,
Славен я не доброй славой,
Как зовут меня? (вулкан)
Дети (хором) : Вулкан. (слайд 7).
Воспитатель: Вот и встретился на нашем пути опасный предмет – вулкан.
(Загадка сопровождается опытом «Извержение вулкана». В вулкан (сосуд) заранее наполненный до половины ёмкости содой, смешанной с красным пищевым красителем, воспитатель добавляет несколько ложек уксуса. Дети наблюдают извержение вулкана).
Воспитатель: Ребята, чтобы нас не настигла огненная лава, нам необходимо сделать звуковой анализ слов Вулкан и огонь. Откройте ваши бортовые журналы, возьмите космические карандаши. (Анализ слов вулкан и оогонь).
Воспитатель: Мы замечательно справились с заданием, получайте третью букву «К».
Воспитатель: Ну что, продолжим наш путь (слайд 8). Экипаж, на нашем пути очередная станция «Слогознайки». И на экране вам представлены созвездия. Давайте назовём их.
( Ответы детей: Рыбы, Дракон, Лев, Собака, Орел, Медведица, Рак, Скорпион).
Воспитатель: Ребята, вам предстоит выполнить задание. Необходимо определить количество слогов в слове и положить каждое слово в ту корзину, которая соответствует количеству слогов в слове. А слова эти - названия созвездий. Для начала мне скажите, как можно определить, сколько в слове слогов?
Дети: Сколько в слове гласных букв, столько и слогов.
Воспитатель: Какие вы догадливые! Молодцы!
Дидактическая игра «Какое слово в какой корзинке живет?»
Дети: (делят слова на слоги и кладут в корзинки)
Воспитатель: – Молодцы, справились с заданием, за это вы получаете четвёртую букву «В».
Физкультминутка
Давайте с вами поиграем.
Гимнастика «Школа»
Скоро в школу мы пойдём (ходьба на месте)
И портфель с собой возьмём (показывают квадрат руками)
Книжку, ручку, карандаш (загибают пальчики на руке)
Мы в портфель положим наш (показывают квадрат руками)
Будем мы читать, писать (показывают себе ладони, имитируют письмо)
И учиться все на пять (поднимают руки, показывая пять пальцев на руках).
Дидактическая игра «Составь слова из слогов»
Воспитатель: Посмотрите, на нашем пути начинается звёздный дождь (слайд 8). С неба упали звёзды, но не простые, а со слогами.
Воспитатель: Ребята у вас на столах лежат карточки-слоги. Вам нужно с помощью этих карточек составить слова про космос из слогов в нужном порядке. (Ракета, планета, комета, пришелец, звезда, космос, орбита, спутник)
Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы тоже справились и получаете букву «А».
Воспитатель: На нашем пути следующее испытание приготовили на станции «Предложение».
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект…
Дети (хором) : Комета (слайд 9)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот это комета. Но у нее необычный хвост. На нем разместились слова. (Мы, прилетать, в, космос, помогать, друзья)
Дидактичская игра «Составь предложение»
Воспитатель: Предлагаю составить предложение правильно. А что нужно для этого сделать со словами?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Правильно: нужно просто их поставить в нужные грамматические формы. Предлагаю вернуться к своим бортовым журналам. Там вы найдете уже готовое предложение. (Дети возвращаются на свои места и находят лист с готовым предложением)А теперь составьте к данному предложению схему.
Воспитатель: Дети, у меня будет к вам такой вопрос: В конце предложения какие знаки можно ставить? С какой буквы нужно начинать предложение?
Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы справились, вы получаете следующую букву «Р».
Воспитатель: Нам осталось с вами пройти последнее испытание. Станция называется «Раскодируй слово» (слайд 10)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, на нем изображено закодированное слово из картинок. Чтобы его раскодировать, нам необходимо написать на листочки, которые я вам сейчас раздам, начальные буквы названий предметов. Их там шесть. Должно получиться очень интересное слово. А ___ будут проверять за правильностью выполнения задания (дети пишут буквы на листочках, получается слово Букварь, ребенок проверяет)
Воспитатель: У нас получилось слово, как вы думаете, какое?
Дети: Букварь
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием и получаете букву «Ь».
Воспитатель: (слайд 11) Ребята, посмотрите, мы прошли с вами весь путь по карте и похищенная книга нашлась. Какую книгу похитили пираты?
Дети: БУКВАРЬ.
Воспитатель: Правильно – это Букварь, очень нужная и важная книга. Она помогает научиться писать и читать.
Абвгдеец : Спасибо вам большое, ребята, что вы помогли нашей планете вернуть похищенную книгу. За это я хочу вас поблагодарить и подарить вам подарки. До свидания!
Дети: До свидания!
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться домой, занимайте на борту свои места, закройте глаза и скажите волшебные слова:
– Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
Подведение итогов.
Воспитатель: Вот мы и в саду. Ребята, понравилось вам наше путешествие? Вы помните, на каких планетах мы побывали (Ответы детей)
Воспитатель: Были ли у вас затруднения при выполнении заданий? Что вам понравилось больше всего? Какая станция была для вас самой интересной? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы, ребята – молодцы! Из вас вырастут настоящие, смелые и любознательные путешественники! Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Сегодня я увидела, что вы многое умеете и знаете и готовы к школе. Молодцы! Наше путешествие хочется закончить такими словами:
«Как хорошо быть грамотным на свете,
Всё знать и много так читать.
Ведь грамота - ступенька к свету,
Которую не нужно пропускать».
Спасибо вам за работу!
Воспитатель: Дети, пора и нам с нашими гостями попрощаться. Скажем дружно им «До свидания» (уходят под музыку «Учат в школе»)