Нина Горелова
Конспект ОД по речевому развитию в подготовительной группе «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по речевому развитию в подготовительной группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Колобок»
г. Ртищево Саратовской области
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей
«Рассказывание на тему стихотворения Ю. Тувима «Овощи»»
Подготовила воспитатель : Горелова Н. А.
2022г
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию в подготовительной группе „Овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
Задачи:
1) развивать умение детей составлять короткий рассказ по стихотворению Ю. Тувима «Овощи» и описательный рассказ об овощах.
2) добиваться развернутого ответа на поставленный вопрос, соблюдая структуру предложения
3) отрабатывать верное согласование прилагательных с существительными в роде;
4) упражнять детей в образовании глаголов повелительного наклонения :(свари, отвари, порежь, выжми, пожарь, запеки, покроши.
5) обогатить словарный запас детей словами противоположного значения (антонимами) (толстый –худой, большой – маленький, гладкий – шершавый, горький – сладкий);
6) упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных, обозначающих овощи;
7) воспитывать интонационную выразительность речи (интонацию вопроса) сочитая с двигательной активностью;
8) Обогащать выразительность, эмоциональность речи детей посредством мимики и жестов;
9) Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о внешних и вкусовых качествах овощей, о способах употребления их в пищу
10) познакомить детей со стихотворением Ю. Тувима «Овощи»
Методы и приемы:
- практические: дидактическая игра с правилами, игровая ситуация, игровые приемы, игровые упражнения;
- наглядные: показ, рассматривание, сюрпризный момент;
- словесные: вопросы, художественное слово, беседа, составление рассказа, повтор.
Материалы и оборудование: Фартук, корзинка, овощи : муляжи и картинки.
Ход :
1. Воспитатель надевает фартук, берет корзинку с овощами (муляжами) и читает отрывок из стихотворения Ю. Тувима «Овощи» :
«Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу, Ох!»
По мере перечисления овощей выкладываются овощи (муляжи) на стол.
Задает вопросы:
- о чем говорится в этом стихотворении?
- что купила хозяйка на базаре?
- как можно назвать одним словом картошку, капусты, морковку, горох, петрушку и свеклу – что это? (овощи)
Дети сидят на стульчиках в ряд, слушают стихотворение, отвечают на вопросы с места по вызову воспитателя. Грамотно, развернуто отвечают на поставленные вопросы, соблюдая структуру предложения.
2. Игра «Волшебный мячик».
Воспитатель стоит в центре круга, поочередно бросает мяч детям, внятно называет какой-либо перечисленный в стихотворении овощ с утвердительной интонацией. Дети стоят по кругу, ловят мяч, возвращают его воспитателю и повторяют то же слово с вопросительной интонацией и выражением удивления на лице. По окончанию игры дети возвращаются на места. Выразительно произносят слова с интонацией вопроса сочетая с двигательной активностью.
3. Беседа. - о каком овоще можно сказать : круглая, мясистый, водянистый, горький, сладкая, вытянутая (продолговатая, пупырчатый, красная.
Предлагает сравнить: -кабачок толстый, а горох. худой, - тыква большая, а редиска … маленькая; - помидор гладкий, огурец … шершавый; - чеснок горький, свекла … сладкая.
Задания детям: Попросить хозяйку: сварить свеклу - свари свёклу, отварить морковь -пожарить картошку -выжать сок из томата -запечь в духовке баклажан -покрошить лук в сала -порезать овощи в щи
Отвечают с места поочередно. Отвечают с места по вызову воспитателя.
Сначала отвечают мальчики (просят хозяйку, а девочки следят за правильностью выполнения задания. Затем меняются ролями (девочки произносят, мальчики следят)
Верно согласуют прилагательные с существительным в роде.
Правильно называют слова – антонимы:
толстый – худой
большая – маленькая
гладкий – шершавый
горький - сладкий
Грамматически верно образуют глаголы повелительного наклонения:
свари, пожарь, выжми, запеки, покроши, порежь.
4. Игровое упражнение для развития речевых и мимических движений «Толстяки и худышки».
Воспитатель предлагает детям определиться, кто будет овощем – толстяком (помидором, тыквой и т. д., а кто овощем худышкой (луком, укропом и т. д.) и встать справа от него толстякам, а слева худышкам.
Воспитатель говорит:
- Встретились толстяки и худышки.
-Удивились худышки: «Ах, какие вы толстые!»
- Рассердились толстяки и толстушки: «Не такие уж мы и толстые!»
- Еще больше удивились худышки: «О, да вы еще и сердитые!»
- Еще больше рассердились толстяки и толстушки: «У-у-у! Мы действительно сердитые!».
- Сморщили нос худышки: «Фу- фу! Не хотим с вами в одном огороде расти!».
- Скривили губы толстяки и толстушки: «Пф! Ну и не надо!» Дети определяют кем они будут (толстяком или худышкой, называют свой овощ и встают слева и справа от воспитателя в два ряда напротив друг друга.
Толстяки надувают щеки, худышки втягивают щеки. Дети выполняют упражнение:
Смотрят друг на друга. Поднимают брови и широко открывают глаза.
Хмурят брови, морщат губы и смотрят сердито. Округляют губы, как при произнесении звука «О», поднимают брови, и вытягивают губы трубочкой, сводят брови.
Морщат нос и произносят шёпотом «Фу». Возмущенно кривят уголки рта, произносят шёпотом «Пф». Верно используют мимические движения удивления, гнева,
призрения.
5. Игровая ситуация «Покупка овощей на базаре»
Воспитатель выставляет на стенд картинки с изображением овощей и предлагает детям самим сделать покупку. Но для этого надо правильно рассказать о нем (описать, как и что из него можно приготовить. Сам овощ не называется. Дети сидят на стульчиках в ряд, рассматривают картинки. По вызову воспитателя по одному выходят к стенду, рассказывают. Остальные дети отгадывают описанный овощ и называют его с места по вызову воспитателя. Вызванный ребенок откладывает картинку в сторону и возвращается на место. Описание следующего овоща дает тот, кто правильно отгадал предыдущий. Строят предложения согласно правилам грамматики.
6. Д/и «Чего не стало?» Отвечают с места по вызову воспитателя. Правильно образуют существительные в родительном падеже множественного числа.
7. Повторное чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» с добавлением второй части. … Накрытые крышкою, В душном горшке. Кипели, кипели в крутом
кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушку и свеклу, Ох!
И суп овощной оказался неплох!»
Воспитатель задает вопросы:
-суп из овощей – это какой суп?
- отдел на базаре в котором вы покупали овощи – это какой отдел?
- Каким одним словом можно заменить выражение «Кипели, кипели в крутом кипятке»? (варились)
- как вы понимаете словосочетание «Крутой кипяток»! (горячая кипящая вода)
Дети отвечает с места по выбору воспитателя.
8. Составление детьми коротких рассказов на тему стихотворения Ю Тувима «Овощи» Выходят и рассказывают по желанию в порядке очереди. Верно составляют короткий рассказ по стихотворению Ю. Тувима «Овощи» в соответствии с правилами построения текста.
Итоговое мероприятие: Аппликация: «Овощи в корзине».