Анастасия
«Состав слова». Конспект занятия по русскому языку
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Состав слова»
(закрепление)
Цель: совершенствование знаний учащихся о морфемном составе слова и каждой значимой части слова.
Задачи:
Образовательные: актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.
Развивающие: развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, развивать речь, способности анализировать информацию.
Темочки:
Воспитательные: содействовать воспитанию самостоятельности, воспитывать уважение к собеседнику.
Планируемые результаты:
Предметные: знание понятия и определения значимых частей слова, алгоритм разбора слова по составу.
Метапредметные:
Р - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки.
К - вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, участвовать в общей беседе, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы.
П - читать, слушать, извлекать нужную информацию из текста, выполнять различные учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следственные связи, уметь обобщать, анализировать, делать выводы.
Личностные: положительное отношение к учению и различным видам познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать уже имеющиеся.
Тип урока: закрепление.
I. Орг. момент
(1 мин)
Словесный (беседа) Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Анастасия Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте проверим вашу готовность к занятию. На столах у вас должны лежать письменные принадлежности, учебник по русскому языку. Если у кого-то чего-то не хватает, поднимите руку.
Отлично, можем начинать наш урок. Напоминаю, что ответы я принимаю только по поднятой руке.
II. Чистописание
(2 мин)
Откройте свои тетради. Запишите число, классная работа.
Работу на уроке русского языка мы начнем с минутки чистописания. Чтобы узнать букву, которую мы будем прописывать, я предлагаю вам угадать ее.
- Эта буква согласная, глухая, всегда мягкая. Она есть в корне слова чай, в суффиксе слова подача. Про какую букву я говорю? (Ч).
Пропишите первую строчку соединение заглавной и строчной буквы ч (Чч Чч Чч Чч)
Пропишите вторую строчку буквенных соединений ча уч чк.
III. Словарная работа
(3 мин) А__уратно, к_ртина, земл_ника, лес_ница, обе_
Прочитайте слова.
-Кто мне может сказать, что это за слова? (словарные) Верно! Написание этих слов мы должны запомнить.
(дети читают слова и записывают в тетрадь)
IV. Актуализация знаний
(5 мин)
Словесный (беседа)
Практический
(выявление лишнего слова) На доске вы видите слова.
Корень, подлежащее, суффикс, приставка, окончание, основа слова.
-Какое слово лишнее? (подлежащие)
-Почему? (подлежащие – это главный член предложения, а все остальное – это части слова или морфемы).
-Какие значимые части слов вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание и основа слова)
- Давайте вспомним, что такое корень? (Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)
- Что такое приставка? (Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов)
- Что такое суффикс? (Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов)
- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание образует форму слова)
- Что такое основа слова? (Часть слова без окончания)
V. Сообщение темы, постановка задач
(4 мин)
Словесный (беседа)
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О составе слова)
Всё верно. Тема нашего урока «Состав слова».
- Какие цели мы можем поставить на урок? (ответы детей)
Цели:
1. Научиться определять части слова.
2. Составить алгоритм разбора слова по составу.
3. Применять алгоритм при разборе слов.
VI. Включение в систему знаний
(16 мин)
Практический (выполнение упражнений)
Словесный (беседа)
Практический (упражнение) Давайте выполним небольшое задание.
На слайде вы видите слова, ваша задача распределить их на 2 группы. В 1 группу слова с приставкой, во 2 группу слова без приставки. На выполнение есть 2 минуты. По готовности поставьте руку на локоть.
- Давайте проверим.
(Замазка, подъезд, сделать, сломать, нарисовать; любить, лететь, ходить, чистить, думать)
Молодцы! Задание выполнено верно.
Переходим к следующему заданию.
Вам необходимо из тех слов, которые вы нашли без приставки, составить слова с приставками. Выполняем задание по цепочке. Начинаем. (полюбить, полететь, заходить, очистить, обдумать)
Молодцы! Переходим к следующему заданию.
Вам необходимо найти лишнее слово и объяснить, почему данное слово лишнее.
Но перед началом давайте вспомним признаки однокоренных слов, кто мне назовет?
(Это слова близкие по смыслу с одним и тем же корнем).
1. Сыр, сырник, сырой, сырный (лишнее слово сырой, т. к все остальные слова имеют одно и тоже значение)
2. Домик, дом, домишки, домовой, водомерка (лишнее водомерка, т. к все остальные слова имеют схожее значение, а водомерка – это насекомые из подотряда клопов)
3. Рис, рисовый, рисовать (лишнее слово рисовать, тк остальные слова имеют схожее значение, а слово рисовать значит изображать что-то на бумаге)
Откройте учебник на странице 48. Кто прочитает упражнение 80?
-Давайте образуем от данных слов, слова с суффиксом -к-. (малинка, рябинка, соломка, полянка, скалка, тростинка, калинка, конфетка, грибки, травка)
-Как мы выделяем суффикс?
Записываем в тетради полученные слова и выделяем суффикс.
-Теперь я предлагаю вам найти орфограммы в корнях слов.
-Какую орфограмму вы видите в корне слова грибки? (Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова)
- Почему в корне пишется буква б? (проверочное слово грибок)
- Какую орфограмму вы видите в корне слова травка? (Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова)
- Почему в корне пишется буква в? (проверочное слово травушка)
- А сейчас давайте подберём однокоренные слова к слову лес. (лесок, лесник, безлесье, лесной)
-Выделяем корень. Какой корень выделим? (лес)
-Над каждым словом пишем часть речи.
-В корнях слов подчеркиваем орфограммы.
Следующие слова разбираем самостоятельно
1-ый ряд ваше слово свет
2-ой ряд ваше слово дом
3-ий ряд ваше слово вода
К данным словам находим однокоренные слова.
Записываем. Выделяем корень. Определяем часть речи и выделяем орфограммы в корнях слов. Кому не понятно? Отлично!
По готовности руку на локоть. (далее проверяю на слайде).
Молодцы! Вы верно выполнили задание.
Теперь давайте вспомним алгоритм разбора слова по составу. Кто попробует?
1. Определи часть речи.
2. Измени слово и выдели в нем окончание.
3. Выдели основу слова.
4. Подбери однокоренные слова и выдели корень слова.
5. Выдели приставку. Подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой.
6. Выдели в слове суффикс.
Отлично! Теперь немного поработаем около доски, кто хочет пойти?
-Записываем слово избушка и разбераем слово по составу в соответствии с нашим алгоритмом. (избушка- окончание а, основа избушк, корень изб, приставки нет, суффикс ушк).
Следующее слово подгруппа.
(подгруппа- окончание а, основа подгрупп, корень групп, приставка под, суффикса нет).
Следующее слово беленький.
(беленький- окончание ий, основа беленьк, корень бел, приставки нет, суффикс еньк).
Молодцы!
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
(5 мин)
Практический (выполнение упражнений) Теперь в тетради делаем 81 номер. Вам необходимо списать стихотворение и разобрать выделенные слова по составу.
По готовности ставим руку на локоть. (проверяем по эталону)
VIII. Выдача домашнего задания
(1 мин) Домашнее задание: упражнение 84.
IX. Итог урока, рефлексия
(4 мин)
Словесный (беседа)
Наш урок подходит к концу.
Какая тема урока? Какие цели мы ставили?
Поднимите руку, если мы достигли поставленных целей.
Назовите значимые части слова?
Что такое корень?
Что такое основа?
Оцените свою работу на уроке, продолжите предложения:
Я узнал (а…
Мне было интересно…
Я бы хотел (а…