Харачоева Наталья
«Путешествие в страну фольклора». Конспект занятия в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе
на тему: «Путешествие в страну фольклора»
Подготовила: Харачоева Н. Н.
Цель: Приобщать детей к устному народному творчеству, на примере пословиц, поговорок, загадок, русских народных игр.
Задачи:
Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора.
Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.
Развивать связную речь, мышление, память.
Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Ход
К вам сегодня я пришла, тут шкатулку принесла.
А шкатулка не простая, а волшебная, расписная.
Мы тихонько открываем, что внутри сейчас узнаем.
Сейчас по смотрю и вам задание скажу.»
Воспитатель: Русские народные сказки, потешки, поговорки, пословицы, загадки, считалки да заклички, а кто их сочинил?
Дети: Народ.
Воспитатель: Молодцы, совершенно верно, люди из уст в уста передавали друг другу русские народные сказки, потешки, поговорки, пословицы, загадки, считалки да заклички, хороводы, дразнилки.
Поэтому и стали называть всё это – устное народное творчество, или фольклор.
Слово новое, необычное, давайте вместе его произнесем. ФОЛЬКЛОР, да ещё раз, проговорим – ФОЛЬКЛОР.
А Саша сможет его повторить, Лера, София?
Спасибо, молодцы.
Воспитатель: А скажите мне ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна!
Молодцы! Верно подмечено, пришла весна, зовут люди солнышко, чтобы скорее тепло наступило, трава и листочки зазеленели. Давайте мы солнышко позовём. Встанем в хоровод, солнышко будем звать.
/Воспитатель с детьми повторяет закличку/
Солнышко, покажись! Красное появись!
Поскорей, не робей, нас, ребят, обогрей!»
Воспитатель: Давайте все посмотрим в окошко, полюбуемся весенней погодой и природой. Весной много солнца, все рады теплу.
Есть такая поговорка: «Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает».
/Воспитатель несколько раз с детьми повторяет поговорку/
Воспитатель: «Поговорка цветочек – пословица ягодка».
Да, пословица – недаром молвится» – это короткие мудрые мысли.
«Поспешишь – людей насмешишь»)
Воспитатель. Что означает эта пословица?
Ответы детей :(действовать не торопясь, чтобы не допустить ошибки и не вызвать насмешек).
Без труда- не вынешь рыбку из пруда.
Воспитатель. А еще любили люди пошутить, да посмеяться, вот и придумали они дразнилки.
1. Ваня, Ваня, простота, купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед и поехал в огород.
2. Вова, Вова карапуз. Съел у бабушки арбуз,
Бабушка ругается, а Вова отпирается:
«Это, бабушка, не я, это кошечка твоя»
3. Денис – барбарис, на веревочке повис,
Как веревка оборвется, так Денис перевернется».
Ребята, чтобы научить детей говорить чисто правильно, народ придумал много чистоговорок и скороговорок. Вспомните, какие скороговорки вы знаете?
Дети: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Проворонила ворона, Вороненка».
/Скороговорку произносит воспитатель/
«От топота копыт, пыль по полю летит!»
/Воспитатель вместе с детьми проговаривает несколько раз, сначала медленно, затем быстро, и меняя интонацию голоса. Просит повторить детей индивидуально/
Воспитатель: Ребята, а давайте придумаем чистоговорку сами?
В сундучке-то непростом, есть картинки (оса, жук.)
/Воспитатель показывает картинки – карточки и предлагает детям придумать чистоговорку самим/
Например: Оса
Су-су-су – я боюсь осу.
Дети: Са-са-са – на цветке сидит оса;
Например: Жук
Жу-жу-жу – на траве лежу;
Дети: Жу-жу-жу – жуку кофточку вяжу
Воспитатель: Молодцы! Как у вас здорово получается!
/Воспитатель заглядывает в сундучок/
Воспитатель: Ой, а кто это здесь еще лежит?
Загадка: Сидит дед в 100 шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает
Как вы догадались? (ответы) Это загадка.
Воспитатель обращается к детям, а сейчас каждый из вас загадает загадку.
- Без окон, без дверей – полна горница людей (огурец)
- Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь)молодцы.
Воспитатель зачитывает «Раз, два, три, четыре, пять, начинаю я считать,
К нам сороки прилетели и тебе водить велели». Что это?
Ответы детей (считалка)
Воспитатель. Для чего нужны считалки?
Ответы детей (чтобы выбрать водящего в игре)
Воспитатель спрашивает у детей считалки.
Ответы детей (2-3 считалки)
А в заключении поиграем в игру «Золотые ворота».
Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». (Можно добавить музыкальный вариант игры)
Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота.
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота»
Итог:
Воспитатель подводит итог, что же такое фольклор?- ответы детей
Что вам больше всего запомнилось сегодня?