Любовь Марченко
«Оренбургский пуховый платок». Конспект занятия по конструированию с элементами аппликации
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с пуховязальным промыслом, с узорами, вывязываемыми пуховницами.
Задачи: развивать познавательный интерес к народным промыслам, наблюдательность, умение видеть отражение красоты природы родного края в изделиях пуховниц; воспитывать уважительное отношение к людям труда; развивать умение красиво располагать геометрические фигуры, изображать ритмичный узор каймы или платка.
Оборудование и материалы: тёплые и ажурные пуховые платки, запись песни «Оренбургский пуховый платок», презентация, тонированная бумага, геометрические фигуры, кисти, клей и салфетки.
Ход занятия.
I. Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже много узнали о нашем крае. А какие памятные места нашего города вы знаете?
Ответы детей
Воспитатель: Как хорошо вы знаете свой родной город. Сегодня мы с вами отправимся на родину знаменитого Оренбургского пухового платка в село Жёлтое Саракташского района. В этом селе вяжут все – и старые, и малые. И в самом Оренбурге тоже есть пуховязальная фабрика, на которой много лет проработала моя мама. Работницы этой фабрики завоевали мировую славу во всём мире. Посмотрите, какая тонкая и ажурная вязка (демонстрация образцов)
1. Затуманились зарницы,
Воют ветры – степняки,
Вяжут – вяжут пуховницы
Оренбургские платки.
2. Ах, платочек, мой платочек,
Весь в узорах уголочек,
Он белее ковыля распушистые поля.
3. В зимний день, в студёну пору,
Оренбургский наш мороз
Белоснежные узоры
На платочек перенёс.
Воспитатель: А вот как говаривали в старину: «Пушинка к пушинке – нитка растёт. Да такая крепкая, что станешь рвать – руки натрудишь. А если за такой ниткой пойдешь, то обязательно в Оренбург придёшь. В тот самый Оренбург, что славен на весь мир своими чудесными пуховыми платками, о которых живёт в народе интересная молва…
Всюду только и слышишь: «Где козьи платки? Где шаль – бабья выдумка, гипюр?» а коли наскочат купцы на вязаные из пуха вещи, то радости их конца – края нет. Смотрят, любуются. Но не знают они, сколько в этих вязанках многодневных трудов и раздумий, радостей, грусти и слёз. А платки – то один лучше другого и дороже. Тут и дымчатые, и белые, и как бы серебристым инеем покрытые, лёгкие, нежные, что лебяжий пух. Да и красоты неповторимой – будто сама снежная заря вязала. Сколько в них густоты, пушистости, воздуха! Положишь руку – утонет. Словом, что ни платок, то сказка о вольном раздолье. Глаза разбегаются у купцов при виде такого искусного ремесла».
II. Практическая часть:
Узор платка – геометрический. Мастерицы используют простые элементы: «рыбка», «мышиный след», «соты», «кошачьи лапки», «ёлочки».
Получают они и более сложные узоры: «снежинки», «змейки», «паучки». Вяжут тёплые и ажурные платки на стальных спицах. Тёплые платки (шали) состоят из квадратной глухой середины и каймы с зубчатым краем. Ажурные платки называют «паутинками». В них и середина и кайма – узорные. Я предлагаю вам перенести узор и украсить нашу «паутинку».
Самостоятельная деятельность детей. Вначале они составляют узор на заготовке, затем закрепляют клеем.
III. Заключительная часть:
Воспитатель: Вот и готов наш платок. Понравилось вам работать пуховницами? Чем славен Оренбургский край? Что нового вы узнали сегодня? (как вяжут платки).
Какие бывают платки? Какие названия узоров запомнили? Что вы делали?