Ольга Митрофанова
Конспект ООД в подготовительной группе «Мастер-класс по федосеевской росписи. Встреча с художницей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление детей с трудом художницы федосеевских игрушек.
Задачи:
1. Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров.
2. Формировать знание о характерных особенностях росписи федосеевских игрушек.
3. Учить выделять элементы федосеевской росписи (цветы,листья, велюрки).
4. Закрепить знание основных цветов федосеевской росписи : жёлтый, красный, желёный, чёрный.
Предварительная работа:
• Экскурсия в историко – художественный музей города Семёнова с беседой о народных игрушках.
Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе „Мастер-класс по федосеевской росписи, Встреча с художницей“» размещена в разделах
• Знакомство детей с процессом изготовления игрушек мастером Мурвьёвым Н. С.
• Рассматривание узоров на федосеевских игрушках.
• Дидактические игры «Составь узор на игрушке», «Продолжи узор»
Словарная работа: велюрки, листья, цветы, федосеевские игрушки.
Средства:
• Нерасписанные федосеевские игрушки петушок и курочки;
• Бумажные силуэты игрушек;
• Гуашевые краски (жёлтая, красная, зелёная, чёрная);
• Кисти белка№5 и №3;
• Стаканы - непроливайки;
• Подставка для кисточек;
• Салфетки;
Способы:
• Рассказывание истории;
• Чтение стихотворения;
• Вопросы к детям;
• Показ и рассказ с объяснением как расписывать федосеевскую игрушку;
1. Мотивация:
Воспитатель: Ребята, помните к нам в гости приходил мастер по изготовлению федосеевских игрушек Муравьёв Николай Сергеевич.
Дети: Да.
Воспитатель: Николай Сергеевич показал нам, как изготавливают федосеевскую игрушку.
И обещал пригласить к нам в гости художницу, которая расписывает его игрушки. Вы хотите узнать, как расписывают федосеевские игрушки?
Дети: Очень хотим.
Воспитатель:И сегодня я вас приглашаю на встречу с художницей Еленой Александровной Вагановой.
Художница в русском народном наряде встречает детей в группе.
Художница : Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы.
Дети: Здравствуйте.
Художница : Зовут меня Елена Александровна. Садитесь рядком да поговорим ладком. Захотелось мне ребята рассказать вам одну удивительную историю. В некотором царстве, в российском государстве, в дремучих лесах стояло, да и сейчас стоит деревня Федосеево. Рождались в том селе необыкновенные игрушки. Мастерили те игрушки мастера - игрушечники.
Длинными зимними вечерами, их жёны расписывали те игрушки необыкновенными узорами.
Все игрушки не простые,
А волшебно – расписные,
Смастерили их из дерева,
Мастера деревни Федосеево.
Простой казалось бы узор,
Но не в силах оторвать свой взор.
Игрушки у федосеевских мастеров получались сказочными, необыкновенными и весёлыми. Я знаю, что один из таких мастеров Николай Сергеевич Муравьёв побывал у вас в гостях и поделился секретами изготовления игрушек.
Дети: Приходил. Он показывал и рассказывал, как изготавливает свои игрушки.
Художница : Скажите мне пожалуйста, мастер сам и расписывает игрушки?
Дети: Нет. Он их только изготавливает. А расписывают его игрушки художницы.
2. Рассказ и показ художницы о последовательности росписи игрушки.
Художница : Не желают ли, добры - молодцы, да красные девицы узнать, как игрушки становятся расписными.
Дети: Желаем. Очень хотим.
Художница : Тогда слушайте и смотрите. Ничего от вас не утаю. Вот смотрите игрушка петушок и курочки. Только она белая, чистая, пахнет деревом, понюхайте, какой приятный запах.
Дети по очереди рассматривают игрушку, вдыхают запах свежего дерева
Художница : Чтобы игрушка ожила надо начать с её раскрашивания. Я беру жёлтую гуашь и широкую кисть и начинаю покрывать всю игрушку жёлтой краской. Может кто – из вас желает мне помочь?
Дети: Я, я.
Художница : Вот и помощник мне нашёлся. (ребёнок и художница раскрашивают игрушку жёлтой гуашью). Как, вы, думаете можно дальше расписывать игрушку?
Дети: Нет. Нужно подождать пока высохнет краска. Почему нельзя сразу расписывать игрушку.
Дети: Краска потёчёт и размажется.
Художница : Вижу, красками вы рисовали. Чтобы не ждать, пока высохнет краска, у меня есть игрушка, покрашенная жёлтой краской. Что же будем расписывать дальше?
Дети: Хвостик, туловище.
Художница : Не угадали. (Рассказывает и показывает одновременно). Сначала я буду рисовать курочке и петушку глаза.
Беру тонкую кисточку и рисую глаза с одной стороны, теперь с другой стороны. Вот наши птицы смогут вас видеть. Теперь я беру кисть и расписываю петушку хвостик сначала чёрной краской. Теперь чтобы наши п перья у наших птиц были разноцветными провожу красной и зелёной краской по очереди. Вот хвостики стали разноцветными. Где мы ёще не расписали птиц?
Дети: Осталась грудка.
Художница : Её мы распишем чёрной краской. Вот такие чёрточки.
Посмотрите внимательно на игрушку и скажите, что бы вы разрисовали ещё?
Дети: Я бы разрисовала подставку.
Художница : Внимательно вы слушаете и зорко смотрите. Сейчас я буду расписывать подставку. «Беру красную краску и рисую посередине цветок. Сначала с одной стороны, теперь с другой стороны. По краям нарисую зелёные листья с двух сторон. Вот так расцветает наша подставка. Вот и готова наша игрушки. Можно уже играть.
Дети: Нет. Краской испачкаемся. Она ещё не высохла. Пока краска высохнет предлагаю вам поразмяться.
3. Физкультминутка «Петушок»
Петушок, петушок, Дети стоят, руки в стороны назад.
Золотой гребешок, Руки домиком над головой.
Масляно головушка, Руками обводят голову.
Шелкова бородушка. Показывают рукой бородку.
Что ты рано встаешь, Руки в стороны, пожимают плечами.
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь? Грозят пальчиком.
Петушок встрепенулся,
Раз нагнулся, два нагнулся, Наклоны.
Крыльями похлопал, Взмахи руками в стороны
Ножками потопал, Топают ногами.
Шею вытянул, согнул. Подбородок тянем вперед, потом к груди.
И по улице шагнул. Маршируют на месте.
4. Рефлексия:
Художница : Поиграли, поразмялись, красны девицы, да добры молодцы. Хочу я вас порасспросить, что вы запомнили. Какие краски художницы используют при росписи игрушек?
Дети: Гуашевые.
Художница : Верно. Какими цветами я расписывала игрушку?
Дети: Жёлтый, зелёный, чёрный, красный.
Художница : Ай, какие умницы всё верно. Какими узорами можно расписывать федосеевские игрушки?
Дети: Цветами, листьями, бутонами, велюрками.
Художница : Высохла краска на нашей игрушке. Теперь можно с ней и поиграть. (Дети действуют с игрушкой, рассматривают, любуются).
Теперь вы сами сможете расписать такие игрушки?
Дети: Сможем.
Художница : я дарю вам шаблоны курочек и петушков. И предлагаю вам их расписать вместе с вашими воспитателями. А чтобы не забыть, какими узорами можно расписывать игрушки дарю вам и разные элементы росписи.
До свидания добры молодцы, да красны девицы.
Воспитатель: Большое спасибо Вам Елена Александровна за интересный рассказ и показ как можно расписать игрушку. Мы обязательно попробуем расписывать игрушки.