Милана Шамхалова
Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись доски по мотивам городецкой росписи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе
«Роспись доски по мотивам городецкой росписи»
Цель:
• Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями.
• Уметь выделять основные элементы узора.
Программные задачи:
Публикация «Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе „Роспись доски по мотивам городецкой росписи“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Образовательные: 1. Продолжать знакомить историей промысла городецкой росписи.
2. продолжать знакомить с городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора,
3. Формировать умение детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на листе.
4. Закрепить умение детей рисовать прямые и закругленные растительные гирлянды с соблюдением характерных цветосочетаниях городецкой росписи.
Развивающие: 1.Развивать чувство композиции.
2. Развивать творчество детей.
Воспитательные: 1. Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, эстетическое восприятие.
2. воспитывать дружеские качества, доброжелательное отношение детей друг к другу, желание помочь.
Материал: гуашь, кисточки широкие и узкие (белка №1, 2, 3) салфетки, стаканчики с водой, городецкие доски шаблоны, простой карандаш, палитра, ластик, письмо от Тюбика.
1. Мотивационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня на адрес нашего детского сада "Радуга" пришло письмо от Тюбика, друга Незнайки. Ребята, предлагаю его прочитать. (Дорогие ребята, расскажите пожалуйста мне о городецкой росписи и ее особенностях. Я о городецкой росписи ничего не знаю. Прошу Вас еще помочь мне разукрасить доску городецким узором. С уважением Тюбик.)
Воспитатель: Как ребята, расскажем Тюбику о городецкой росписи?
Для начала, я хотела бы вам загадать загадку.
Отгадайте загадку
Коль на досточке девица
Иль удалый молодец
Чудо-конь и чудо-птица
Это значит … .
ДЕти: Городец
2. Основной этап
Воспитатель: я хочу вас познакомить с легендой о Городецкой росписи.
Воспитатель: Ребята, посмотрите что я Вам принесла! Я принесла Вам поделки, выполненные замечательными мастерами. А мастера эти родом из города Городец.
На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода стоит Городец. Там и зародилась городецкая роспись.
Городец –древнейший русский город - крепость.
Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами.
Кто-то вырезал ложки, чашки, миски.
Послушайте пожалуйста стихотворение:
Утонул в лесах зеленых
Город – сказка – Городец
В нем открыт для всех друзей
Замечательный музей.
Тут и блюда расписные
Что известны в целом мире
Поставцы и сундучки
Коромысла с ведрами,
Доски яркие, цветные
И солонки расписные.
Я всегда, признаться, рада
Съездить в город Городец.
Там в цехах фабричных чистых
Трудится народ – творец.
Розы, травки и купавы
Вырастают из-под рук
Взглянешь – и полюбишь сразу
И изделия, и краски
Словно взятые из сказки.
Из чего делались все эти поделки?
Дети : из дерева.
Воспитатель: Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до посуды.
А Началось все с прялок. А что такое прялки?
Воспитатель: Пря лка — приспособление для ручного прядения одной нити пряжи. Пряха - женщина, занимающаяся ручным прядением.
Для чего были нужны прялки?
Прялка состоит из гребня, донца и веретена. Донце - это широкая доска, на которой сидела пряха. Донца прялок расписывали. После работы, веретёна складывали в короб, а донца вешали на стену, как картину. Городецкие прялки пользовались особой известностью. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. У каждого русского промысла есть своя легенда. Есть такая легенда и Городецкого промысла. Село Городец очень красивое. Берега здесь высокие, овражистые, все деревни на нем. Избы в деревнях ладные, высокие с большими окнами и богатой резьбой, весело раскрашенные и почти каждый житель вспоминает, как у них здесь справляли когда-то Иванов день.
Здесь в этих нижегородских деревнях, вблизи города Городца и зародился старинный промысел.
Городецкие умельцы расписывали жилища, ставни, двери, ворота, предметы быта, детскую мебель, игрушку. Ярко расписывают предметы Городецкие мастера. На больших вещах – это обычно сценки из городской и сельской жизни. А между картинками – цветы невиданной формы. И стали их звать розами, купавками, но на розы они не похожи.
Воспитатель:Ребята, мы с вами уже немного знакомы с городецкой росписью. Предлагаю вам превратиться в настоящих мастеров городецких узоров. Сначала вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как они располагаются в гирлянде. Для этого я буду загадывать загадки.
1) словно чудо тут и там распускается (розан)
2)она круглая, как чашечка, а зовут ее (ромашка)
3)ей в жару не будет жарко. Она в воде, она (купавка)
4)Он не броский в круглый год- нераскрывшийся (бутон)
Воспитатель: скажите, что еще рисуется в городецкой росписи, помимо цветочных гирлянд.
Ответы детей.
Воспитатель: теперь подумайте, что делает нарядными городецкие узоры (Оживки).
- А как вы будете рисовать оживки (Кончиком кисти)
-А дугу, как будете рисовать (Начинаем концом кисти, затем нажимаем на кисть, рисуя всем ворсом и заканчиваем концом кисти)
- А теперь скажите, какие цветосочетания мы будем использовать для рисования городецкой гирлянды (розовый с красным, голубой с синим)
- А для оживок, какие цвета возьмете цвета? (Белый, черный)
Д/и «Закончи пословицу».
Воспитатель:«Терпение и труд…» (всё перетрут)
«Землю красит солнце…» (а человека труд)
«Делу время…» (а потехе час)
«Кто не работает…» (тот не ест)
«Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда)
«Больше дела…» (меньше слов)
«Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)
Воспитатель: Молодцы, вы ребята! Знаете пословицы и всё концовки правильно сказали
Ох и устали мы. Надо бы отдохнуть.
Воспитатель: А теперь давайте отдохнем, ручки, ножки разомнем.
Мы пойдем по лугам Дети идут по кругу, взявшись за руки
С яркими цветами.
Сказочные те цветы Руки вверху, наклоны вправо-влево.
Нарисуем сами.
Здесь ромашки и бутоны Указательными пальцами обеих рук
Словно капельки росы, в воздухе изображают капельки.
Расцветают здесь розаны Круговые движения руками перед собой
Удивительной красы
Городецкий конь бежит, Руки в замок, перед собой, прямой галоп.
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают Руки в стороны, бег врассыпную
И купавки расцветают. Присесть, встать медленно,
изображая руками распустившийся цветок
Воспитатель: прежде чем приступим к росписи досок, я предлагаю вам вспомнить, как смешивать краски, чтобы получить оттенки синего и красного цвета (ответы детей)
.Пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»
Городецкие узоры хороши! – (сжимают пальчики в ладошке)
Погляжу я на картинки, - (Показывают ладошки)
Улыбаюсь от души! – (Самомассаж уголков губ)
Розовые, жёлтые, синие, зелёные, - (Прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке)
Распустились розаны - (Раскрыли ладошки)
На доске берёзовой. – (Сложили ладошки тыльной стороной)
А купавки нежные – (Нажимают поочередно на серединку ладошки)
Кажется, качаются, - (Раскачивают ручками)
А бутоны толстые распускаются! – (Показывают раскрывающийся бутон)
Уточнить, спрашивая детей последовательности выполнения работы.
Самостоятельная деятельность детей.
Рефлексия:
Готовые работы выставляются на выставку, где они сами оценивать и выбирать лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работы.
Воспитатель: Скажите, дети, чем мы сегодня с вами занимались?
Вам было интересно?
Воспитатель: Вы все молодцы, постарались, помогли Тюбику украсить доски. Он вам будет очень благодарен. Сегодня вы попробовали себя в роли мастеров декоративно- прикладного искусства. Вы расписывали доски по мотивам городецкой росписи. Вы молодцы! Очень хорошо потрудились. И, по- моему, у вас получились замечательные работы!