Лариса Третьякова
Конспект ООД в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД в подготовительной группе.
«Круговорот воды в природе»
(экспериментирование)
Цели: Обобщать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры-эксперимента на его развитие. Создать условия для активной, самостоятельной творческой игровой деятельности.
Задачи:
1. Расширить знания детей о назначении воды в жизни человека :
-1.1. источник питьевой воды
-1.2. круговорот воды в природе
Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-1.3. агрегатные состояния воды.
2. Расширять представления о свойствах воды.
3. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
4. Прививать бережное отношение к воде.
5. Обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Материалы и оборудование:
Оборудование для демонстрации круговорота воды в природе : электрический чайник, тарелка, краски, одноразовые стаканчики, сахар, соль, миска, зеркало, ткань, камешки, глобус.
1.1. Источники питьевой воды.
Ход занятия.
Создать организационный момент. Для этого попросить детей встать «рядышком друг с другом, словно месяц, - полукругом». Предложить отгадать загадку:
Книзу летит капельками,
А кверху – невидимками! (Вода)
Воспитатель: Наше сегодняшнее занятие будет посвящено ВОДЕ: мы познакомимся с круговоротом воды в природе, с источниками питьевой воды. Посмотрите, это глобус. Какого цвета больше? Как думаете, что это? (Предположения детей).
Проводится игра «Сложи картинку». Дети делятся на 4 группы. На каждом столе лежат картинки с изображением различных источников воды, разрезанные на несколько фрагментов. Каждая подгруппа подходит к своему столу. Воспитатель раздает каждому ребенку по 2 разрезные картинки. Дети начинают собирать картинку из отдельных кусочков.
После того как картинки собраны, воспитатель просит детей внимательно их рассмотреть и сказать, что общего во всех изображениях. После высказанных предположений мы приходим к выводу, что все это – источники воды. Затем с помощью вопросов воспитателя дети, смотря на собранные картинки, говорят, что на Земле вода содержится во многих водоемах: морях и океанах, реках, ручьях, озерах, родниках, болотах и прудах. В морях и океанах вода соленая, она непригодна для питья. В реках, озерах, прудах вода пресная, после очистки ее используют как питьевую.
1.2. Круговорот воды в природе.
Воспитатель: Теперь давайте поговорим вот о чем. Вода в наши квартиры поступает со станции очистки. На эти станции вода попадает из рек, озер, подземных водохранилищ. Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы ее берем тоже много. Скажите мне, пожалуйста, как получается, что вода в реках не кончается? Как река пополняет запасы воды?
Сейчас я покажу вам опыт, а вы поможете мне сделать выводы.
Перед опытом дети садятся за столы так, чтобы всем было хорошо видно. Надо предупредить детей, что нельзя покидать свое место во время опыта.
Опыт: В электрическом чайнике кипятится вода. При закрытой крышке пар вырывается из носика хорошо видно струей.
Воспитатель: Вы видите, как из чайника выходит пар? Откуда он взялся в чайнике? Я туда налила только воду.
Дети: Высказывают предположения.
Воспитатель: Совершенно верно, вода при нагревании превратилась в пар.
А теперь смотрите внимательно, что я буду делать дальше. У меня в руках тарелка, я подношу ее к струе пара, немного подержу. Теперь посмотрите, что произошло с тарелкой?
Дети: На тарелке мы видим капельки воды.
Воспитатель: Откуда? Ведь перед опытом она была абсолютно сухой и чистой.
Дети: Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот так происходит и в природе, каждый день жаркое солнце нагревает воду в морях, озерах и реках, как только что она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. Крошечные, невидимые капельки воды поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.
Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда-снежинки-и попадают на землю в виде снега.
Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
После беседы проводится игра «Что вода делает». Воспитатель берет мяч, кидает его каждому ребенку, говоря: «Вода бежит». Дети отвечают словом «да» или «нет». ( Примерные вопросы: вода журчит, горит, летит, греет, плачет, ходит и т. д.)
1.3. Агрегатные состояния.
Воспитатель: Одно из замечательных свойств воды вы наблюдали уже много раз зимой на реке, на озере или пруду. Вы видели там лед, то есть твердую воду. Подо льдом-жидкая вода. Надо льдом-водяной пар, он всегда есть в воздухе.
Что же здесь необычного? А вот что. Вода-единственное на земле вещество, которое может в природных условиях находиться одновременно во всех трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.
Воспитатель просит детей назвать воду в твердом состоянии ( примерные ответы детей: лед, снег, айсберг, град и т. д.). Аналогично, воспитатель просит назвать воду в жидком состоянии и газообразном состоянии.
Воспитатель: Теперь вы знаете, что вода бывает жидкая, твердая и в виде пара. Подумайте и ответьте на мои вопросы.
Воспитатель проводит игру, «Какая бывает вода». Педагог берет мяч, кидает его каждому ребенку, говоря: «Вода пушистая». Дети отвечают словом «да» или «нет» ( примерные вопросы: вода скользкая, пушистая, круглая, живая, высокая, толстая, смешная и т. д.).,
Задание «На что вода похожа». После игры дети садятся на стульчики. Воспитатель с помощью магнитов помещает на мольберт карточки. На них изображены следующие действия: ползет змея, идет дождь, лежит одеяло, стоит замок окруженный морем, душ из которого бежит вода, идет пар над чайником, лежат сугробы из снега журчит ручей, плывет облако.
Воспитатель вызывает каждого ребенка. С помощью маркера он должен соединить линиями те карточки, которые визуально подходят друг другу.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Воспитатель: Встали на лужок и сделали кружок! Наш круг, как и вода, может менять свою форму (круг вытягивается в овал). А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту, вода стала нагреваться. Каждый из вас-частичка воды. Вода нагревается, вам становится жарко. Ваши ладони такие горячие, что вам уже больно держаться за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активно двигаться (дети бегают по группе, и каждый из вас движется сам по себе - каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы в этом случае делаете? Конечно, надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам стало теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частичка льда. Наша группа-это все же частички воды, но каждый раз они соединены по- разному. Расскажите, как связаны частички друг с другом.
Дети с воспитателем делают выводы.
- Когда вода находится в виде пара, связей между частичками воды практически нет, каждая из них движется как будто сама по себе.
- В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие и эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет своей формы.
- А когда вода находится в твердом состоянии, ее частички прочно связаны друг с другом: вода в твердом состоянии- это лед, имеющий свою форму.
2. Свойства воды.
Воспитатель: Какой предмет помогает следить за внешним видом?
Дети: Зеркало.
В: Вода тоже обладает свойствами зеркала. Ваня, наклонись немного над тазом и посмотри на воду. Что можно увидеть? (отражение)
В: Следующий опыт. Скажите, сколько я налила воды в банку? Полностью ли банка наполнена водой?
Дети: Нет.
В: Как сделать, чтобы вода дошла до краев банки? (предположения детей). Я предлагаю погружать в банку камешки. Что происходит с водой?
Дети: Вода поднимается.
В: Вывод: вода в емкости поднимается при погружении в нее предметов.
В: Какого цвета вода? (Прозрачная)
В: Вода приобретает цвет растворенной в ней краски. Сейчас мы окрасим воду разными цветами.
Вывод: Воду можно окрашивать. Чем больше красителя, тем ярче окраска воды.
В: Ребята какая вода на вкус? (Безвкусная)
Добавлю в воду немного сахара. Что изменилось? Попробуйте.
Дети: Вода стала сладкая.
В: Добавим в воду соль, что изменилось? Попробуйте.
Дети: Вода стала на вкус соленой.
В: Ребята, скажите вы видите, что в воде есть сахар или соль? (Нет)
Правильно, сахар и соль растворились в воде.
Вывод: Вода-растворитель. Она может приобретать вкус добавленного в нее вещества.
В: Расскажите, какая форма у воды? (дети высказываются). Вода не имеет формы, а принимает форму той емкости, в которую ее поместили.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Влево, вправо повернись, на соседа оглянись.
Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз, два, три, четыре, пять. Надо ноги нам размять.
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.
В: Посмотрите, земля в цветочном горшке сухая. Давайте польем наш цветок. Вода впитывается, уходит в землю, корни цветка пьют ее.
Вывод: Цветы пьют воду, она необходима для жизни.
Воспитатель: Ребята, помните вчера мы с вами налили в два стакана одинаковое количество воды, сделали отметку. Один стакан мы накрыли блюдцем, а второй нет. Давайте посмотрим, что произошло. В открытом стакане воды стало меньше.
Вывод: Вода может испаряться, превращаясь в пар.
Воспитатель благодарит детей. Спрашивает, что нового узнали дети.