Елена Врадий
Конспект экологического занятия «Волшебная вода, круговорот воды в природе, берегите воду» в старшей группе
▼ Скачать
Цели и задачи:
Образовательная область: «познание»
- Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов.
- Закреплять представления об источниках загрязнения воды, его последствиях.
- Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.
- Объяснять детям, почему иногда вода нуждается в очистке, дать элементарные представления о процессе очистки.
- Развивать навыки проведения опытов в лаборатории.
Публикация «Конспект экологического занятия „Волшебная вода, круговорот воды в природе, берегите воду“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательная область: «коммуникация»
- Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
- Активизировать словарь детей словами по теме: модель, глобус, лаборатория, опыты, фильтр, оборудование.
- Способствовать развитию мышления, любознательности.
Физкультминутка.
Оборудование и материалы:
- Глобус, схемы: термос с кипятком, лед в бутылке, «Круговорот воды в природе», «Времена года», иллюстрации по теме, «Море и его обитатели». Одноразовые стаканчики - 30 штук, марля, сложенная в несколько слоев, фильтр «Барьер», салфетки, картинки для дидактического упражнения.
Место проведения - групповое помещение.
Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, загадки, сказка Н. А. Рыжовой «Как люди обидели речку», отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой.
Воспитатель: - ребята, я хочу загадать вам загадку, а вы подумайте и скажите, о чем она.
Я туча, и туман
И ручей, и океан.
И летаю и бегу
И стеклянной быть могу (Вода)
Воспитатель: Загадываю детям загадку:
На ноге стоит одной крутит, вертит головой
Нам показывает страны реки, горы, океаны.
Дети: это глобус.
Воспитатель: а, что такое глобус?
Дети: это модель Земли?
Воспитатель: а какой формы наша планета-Земля?
Дети: круглая.
Воспитатель: на глобусе много голубого цвета, что это?
Дети: это вода (моря, реки, океаны.)
Воспитатель: А, что обозначено желтым цветом?
Дети: Это суша.
Воспитатель: а чего больше на Земле: воды или суши? (воды)
Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Когда космонавты летят над нашей планетой, то Земля представляется им голубым шариком (показываю картинку Земли из космоса). А теперь скажите: кому нужна вода на Земле?
Дети: Всему живому на Земле (животным, растениям, человеку).
Загадки:
Меня пьют, меня льют, всем нужна я, кто я такая? (вода)
Мы говорим: она течет, мы говорим: она играет. Она бежит всегда вперед, но никогда не убегает (речка)
Книзу летит капельками, а кверху невидимкой (пар)
Ни рук, ни ног не имеет, а гору прорубить умеет (вода)
Сама пить не пьет, а нас вынуждает (вода)
В голубенькой рубашке бежит по дну овражка (ручеек)
Воспитатель: На Земле большие запасы воды, но не вся вода пригодна для употребления животными, растениями и человеком. Есть вода соленая и пресная. Ребята, а какая вода пресная, может вы, знаете?
Дети: пресная вода - это вода без соли.
Воспитатель: Правильно, пресная вода нужна нам для жизни. Она находится в реках, озерах. А в морях и океанах - соленая вода, нам для жизни она не пригодна, но в ней, так, же, как и пресной воде живут разные организмы, приспособленные к жизни в соленой воде (Показываю иллюстрации с морскими обитателями).
Скажите, а как вода попадает к нам на Землю? (Дети дают ответы)
Воспитатель: а еще происходит волшебное превращение в природе, которое называется - круговорот воды в природе (подхожу к схеме «круговорот воды в природе», показываю наглядно).
1 опыт: имеет ли вода форму? Наливаем воду в разные емкости, вода принимает туже форму. Вывод: вода не имеет формы.
Имеет ли вода вкус? Пробуем, вода безвкусна, но, если добавим соль или сахар, вода меняет вкус. Вывод: вода безвкусна.
Имеет ли вода запах? Нюхаем воду. Вывод: вода без запаха.
Имеет ли вода цвет? Вода бесцветна, но если мы опустим кисточку с краской, вода окрашивается.
2 опыт: ребята, посмотрите я набрала воды из речки возле завода, какая она, можно ли ее пить? (правильно, грязная и мутная).
Правильно ребята, эту воду пить нельзя, так как некоторые заводы загрязняют воду, сбрасывают в нее плохие вещества, которые и делают воду грязной и непригодной для питья и жизни живых организмов (рыб, растений).
Чтобы уберечь от загрязнения реки, ученые придумали разные фильтры, с помощью которых воду можно очистить. В больших городах нужно много воды - воду берут из рек, чтобы к нам попала чистая вода, ее нужно очистить.
Воду очищают в водоочистных сооружениях, где стоят специальные фильтры, за которыми следят лаборанты - это люди, которые следят за оборудованием, после очищения, вода попадает в водопровод.
- Скажите, ребята, а как дома мы можем очистить воду?
Дети: Фильтром «Барьер»
Воспитатель: Правильно, молодцы. А сейчас мы отправимся в волшебную лабораторию, где будем очищать воду, как настоящие лаборанты.
По три одноразовых стаканчика, марля, сложенная в несколько слоев, салфетки, фартуки, фильтр «Барьер».
Воспитатель: - Приступаем к очистке воды : дети берут грязную воду, наливают в 1 стаканчик воду, 2 стаканчик покрывают марлей и переливают воду, убирают марлю, смотрят, вода стала чистая.
Воспитатель: Ребята, скажите, а, как можно еще очистить воду?
Дети: с помощью фильтра «Барьер»
Воспитатель: правильно, в фильтре «Барьер» есть угольный фильтр, который поможет окончательно очистить воду. Дети выливают всю воду в кувшин, через некоторое время вода очистилась. Наливаем воду в три стаканчика и смотрим, какая стала вода, сравниваем ее с первоначально.
Игра «Какая бывает вода?»
Дети встают в круг, воспитатель, с мячом в руках, становится в центре круга. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен поймать мяч и ответить на вопрос «какая бывает вода?», после чего возвратить мяч воспитателю. (Вода бывает : минеральная, безвкусная, без запаха, речная, болотная, прозрачная, бесцветная, морская, водопроводная, родниковая.).
«Как люди речку обидели»
Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень весёлой и любила, когда к ней приходили гости. «Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада»,- говорила Речка. Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать : загорать и купаться. Сначала папа развёл костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. И еще он раздавил большого чёрного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая Речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.
Вопросы для обсуждения:
1. Какой была Речка до прихода Костиной семьи?
2. Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу?
3. Как вы считаете, почему нельзя так поступать?
4. Что бы вы сделали на месте Кости?
Воспитатель читает стих вывод:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы, кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать.
Без чего мы скажем прямо человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без (все) ВОДЫ!