марина зинатуллина
Конспект НОД «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по поисково-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»
МБОУ Михайловская СОШ им. ГСС А. К. Скрылева
Воспитатель Мишина Марина Григорьевна
Ведущая образовательная область: " Познавательное развитие"
Цель:
Познакомить с явлением круговорота воды в природе.
Задачи:
• Развивать познавательную активность детей.
• Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков.
• Расширить представления детей о значении и свойствах воды.
Публикация «Конспект НОД „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Развивать социальные навыки у детей, доказывать правильность своего мнения.
• Развивать логическое мышление;
• Совершенствовать навыки экспериментальной деятельности.
• Способствовать развитию связной речи, обогащению словаря.
Предварительная работа: Наблюдение за дождем, за солнцем. Беседа с детьми о значениии и свойствах воды.
Материалы и оборудование: Мультфильм «Путешествие Капельки». По два стакана прозрачных для каждого ребенка, ложка, блюдце на каждого. Глобус, 3-х литровая банка, крышка со льдом, эл. Чайник, молоко, соль, яблоко.
Ход организованной образовательной деятельности.
Звучит музыка дождя или журчание ручейка.
Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадку, а вы подумайте и скажите, о чем она.
Я туча, и туман
И ручей, и океан.
И летаю и бегу
И стеклянной быть могу (Вода)
Правильно ребята, речь сегодня пойдет о воде, и не только, мы узнаем много нового и интересного, а так же повторим то, что знаем.
Воспитатель (показывает детям глобус) : Что у меня в руках?
Дети: Глобус.
Воспитатель: А что такое глобус?
Дети: Это модель Земли.
Воспитатель: Какого цвета больше всего на глобусе?
Дети: Голубого.
Воспитатель: А что означает голубой цвет на глобусе?
Дети: Это вода.
Воспитатель: Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. А что означают другие цвета?
Дети: Это суша.
Воспитатель: Правильно. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока (воспитатель разрезает яблоко на 4 части, показывает детям). 3 части – это вода, 1 часть – суша.
Скажите, где же в природе встречается вода?
Дети: родник, ручей, река, озеро, болото, лужа, море, океан.
ПРАВИЛЬНО! Все эти водоемы состоят из маленьких капелек воды.
Физминутка.
Капля первая упала – кап. (ладонь левой руки вверх, правая пальчиком на ладонь)
И другая, пробежала – кап.
Мы на небо посмотрели (руки подняли вверх)
Кап- -кап капельки запели.
Намочились наши лица, мы их вытирали,
Туфли посмотрите, мокрыми стали (наклон вперед)
Мы плечами потрясем,
Капельки стряхнем.
От дождя мы убежим
Под кусточком посидим (присесть).
Воспитатель: Молодцы ребята, отдохнули немного, садимся на свои места.
Давайте с вами посмотрим фильм «Путешествие капельки».
Что же мы узнаем из него?
Показ мульт-ма «Путешествие капельки»
Воспитатель;
Ребята, посмотрев фильм, скажите, какие приключения происходили с капелькой?
(ответы детей сопровождаются размещением капелек на плакате)
Где в начале была Капелька?
Почему капелька попала на облако?
Что произошло с капелькой на облаке?
Почему капелька вернулась на землю?
(Разнообразные ответы детей).
Вывод диалога воспитателя и детей: Капельки воды в природе постоянно путешествуют - с дождем или росой выпадают на землю. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики-снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем солнце снова нагревает землю и вода повторяет свой путь. Она словно движется по кругу, поэтому это явление называется круговорот воды в природе.
А сейчас я вам покажу, как образуется облако. Поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.
Опыт «Облако в банке»
Оборудование: 3-хлитровая банка, горячая вода в термосе, поднос со льдом.
В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (2,5-3 см, сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка запотела.
Воспитатель: Посмотрите, горячий пар внутри банки поднимается, охлаждается, превращается во множество капелек, которые от холода прижимаются друг к другу и образуют облако. Но вот капелек стало слишком много. Что происходит с нашим облаком?
Дети: Капельки падают вниз. Оно превратилось в дождь.
Воспитатель: Правильно, капельки снова возвратились на землю в виде дождя. Такое путешествие капельки и называется круговоротом. Давайте мы сейчас попутешествуем, как капельки.
Подвижная игра «Круговорот»
(Дети садятся в круг на корточки.)
По сигналу «жара» дети отпускают руки и медленно поднимаются, начинают хаотично летать.
По сигналу «холодно» дети прижимаются друг к другу.
По сигналу «тучка» дети со словами «кап-кап» становятся в круг, раскачиваются из стороны в сторону и садятся на корточки.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вспомнить свойства воды и провести несколько опытов. Я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию, где МЫ с вами станем Лаборантами. Усаживайтесь на свои места.
(Дети садятся, у всех на столах стаканчики с водой).
1 опыт:
Воспитатель: Ребята, вы наверно уже и пить хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: У вас в стаканах вода, можно ее выпить. (Выпили).
Вкусная была водичка ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: А какой у нее вкус? У нее есть вкус?
Дети: Нет, она безвкусная.
Воспитатель: Правильно ребята, вода не имеет вкуса, она безвкусная!
Это одно из качеств воды. Давайте попробуем найти еще одно качество воды.
2 опыт:
Возьмите ложечки, которые у вас на подносах лежат, и поставьте в стакан. Видно ли вам ложку?
Дети: Да!
Воспитатель: Значит, что еще можно сказать о свойстве воды? Какая она, если мы можем разглядеть в ней ложечку?
Дети: Бесцветная, прозрачная.
Воспитатель: Правильно, вот вам еще одно свойство воды, она не имеет цвета! Она бесцветная, другими словами прозрачная.
Теперь давайте добавим в воду немного молока, а сейчас видно ли вам ложку?
Дети: Нет.
Воспитатель: О чем этот говорит?
Вода имеет свойство окрашиваться.
3 опыт:
Продолжим искать свойства воды? Возьмите в руки ваши стаканчики и понюхайте. Вы чувствуете какой – нибудь запах?
Дети: Нет! У воды нет запаха!
Воспитатель: Правильно ребята, вода не имеет запаха!
4 опыт:
Теперь ребята у меня к вам такой вопрос. А есть ли у воды форма? Какой она формы?
Дети: Круглой, квадратной и так далее…
Воспитатель: Перелейте пожалуйста немного воды в блюдца которые перед вами. Теперь какой формы стала вода.
Дети: Приняла форму блюдца.
То есть, что мы можем сказать о воде, она имеет свою какую ни - будь форму?
Дети: Нет!
Воспитатель: А почему ребята, она не имеет формы?
Дети: Потому что она жидкая, текучая!
Воспитатель: Правильно дети! Вода не имеет своей определенной формы, но вода УМЕЕТ принимать форму того сосуда или предмета в который она попадет!
Давайте ребятки вспомним, что нового, мы узнали о воде из нашего первого опыта? (Круговорот воды в природе)
Дети: Вода все время, не прерывно движется, превращается в пар, затем выпадает на землю дождем.
Воспитатель: Правильно, капельки воды в природе никогда не останавливаются, они все время путешествуют, то выпадают на землю дождем, затем под теплом солнечных лучей, превращаются в пар и снова все идет по кругу.
А что мы можем сказать о свойствах воды ребята
Дети обобщают, делают вывод.