Кристина Тиникашвили
Занятие-экспериментирование по исследовательской деятельности детей в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Объяснить смысл слова «круговорот».
Выяснить причины, при которых происходит круговорот воды в природе.
Нарисовать схему круговорота воды в природе.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Расширить и закрепить знания детей о состояниях воды.
Развивающие: Учить детей анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения, обогащать словарь.
Публикация «Занятие-экспериментирование по исследовательской деятельности детей в подготовительной группе „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Познакомить детей с разными состояниями воды – жидким и газообразным.
Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать свою правоту.
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное отношение к миру.
Воспитательные: Воспитать любовь и бережное отношение к природе; вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребенка при изучении материала.
Оборудование: пакет на застежке; цветные маркеры; горячая вода, чайник.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята к нам пришло письмо от мамы Тучки, она потеряла своих деток – капетошек, они ушли гулять и еще не вернулись. Мама Тучка просит нас помочь найти ее капетошек.
Ребята, поможем наитии Капетошек и вернуть их маме Тучке? Ответы детей.
У нас есть подсказка, капитошки любят видоизменятся. Давайте угадаем в кого они могут превратится.
Загадки:
На дворе переполох: с неба сыпется горох.
Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (Град)
Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост — как синее стекло: скользко, весело, светло. (Лед)
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)
Физкультминутка «Капельки»
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать, куда пошли гулять капитошки? Приглашаю вас в клуб «Юный исследователь». Согласны? Ответы детей.
Воспитатель: Тогда переходим в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям воды и ее свойств. Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость?».
Воспитатель: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду? Дети: В стакан, в ведро, в вазу, в бутылку, в тарелку.
Воспитатель: Что еще можно сделать с водой? Дети: Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Воспитатель: Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.
Вывод детей : вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Она не имеет собственной формы, а занимает то пространство которое ей дают.
Опыт № 2 «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: Вот интересно: А теперь выясним вкус и запах воды?
Пальчиковая гимнастика
"Рыбки плавали, ныряли,
В чистой, тепленькой воде.
То сожмуться, разожмуться,
То зароются в песке. "
Воспитатель: Отдохнули? Пора продолжать узнавать новые следы капитошек. Прошу занять ваши места.
Опыт № 3 «Вода может нагреваться, может быть теплой и горячей»
Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?
Дети: Когда её нагревают.
Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?
Дети: Огонь, газ, бытовые электроприборы.
Воспитатель: На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (Спросить двух, трех человек). Совершенно верно - это электрический чайник. Давайте с его помощью попробуем нагреть воду. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.
Вывод: Вода при нагревании превратилась в пар.
(Затем к струе пара воспитатель подносит холодное стекло). Подержав его некоторое время над паром, выключает чайник, убирает в недоступное место и приглашает детей посмотреть, что произошло со стеклом. Дети видят, что на стекле образовались капельки воды. Откуда? Ведь перед опытом стекло было абсолютно чистым, сухим.
Вывод: Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.
Опыт №4 "Круговорот воды в природе"
Подогреем воду, чтобы над ней образовался пар, но не доводите до кипения.
Заливаем подогретую воду в пакет и застегиваем его.
Когда вода начнет испаряться, ребенок увидит, как вверху пакета начнет собираться конденсат.
Через какое-то время капельки воды появятся внутри пакета. Когда они станут очень большими и тяжелыми, они, в конце концов, сползут вниз. Это стадия возвращения воды обратно в море.
Воспитатель: Вот так происходит и в природе, каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагревалась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.
Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки – и падают на землю в виде снега.
Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе. (Свой рассказ воспитатель иллюстрирует с помощью схемы круговорота воды.)
Воспитатель: Ребята, теперь мы знаем, что капитошки скоро вернуться в виде пара к маме тучки.
Вывод: Свойства воды способны влиять на нашу среду обитания, поэтому знания и эксперименты, связанные с ней, очень полезны. Благодаря такому простому наглядному эксперименту с водой ребенок сможет сам увидеть и понять, как происходит круговорот воды в природе на примере маленького пакета с жидкостью.