Наталья
Проект «Три состояния воды. Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
"Три состояния воды. Круговорот воды в природе"
Выполнил: воспитатель МБДОУ ДС № 4 с. Монастырище
Бедняк Наталья Николаевна
Пояснительная записка
Вся наша жизнь и вообще Жизнь на планете Земля связана с водой. Однако, мы привыкли не замечать ее уникальности. Между тем, удивительное – рядом! Все многообразие природных явлений и процессов — это Вода! Облака, роса, туман, водопад, родник, ледник, снеговик, гейзер — это все ее разные стороны, разные состояния.
Публикация «Проект „Три состояния воды, Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
Целью моего проекта «Три состояния воды. Круговорот воды в природе» является развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности как в детском саду, так и в семье. А именно развитие познавательной активности при исследовании воды. К внедрению этого проекта меня натолкнули наблюдения за детьми на прогулке, вопросы детей, анкетирование родителей.
Актуальность
К внедрению этого проекта меня натолкнула мысль о часто возникающих вопросах: Откуда берется вода? Почему зимой идет снег, а летом дождь? Почему зимой вода покрывается льдом? А также постоянно возникающих ситуациях нерационального использования чистой воды.
С целью выявить отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей было проведено анкетирование, которое показало, что многие родители видят и поддерживают исследовательскую активность своих детей, принимают активное участие в проведении опытов. Но есть родители, которые не придают значения стремлению ребенка к познанию, пресекают попытки исследовательского поведения, так как они кажутся незначительными и не требующими внимания с их стороны, а так же с целью обезопасить своих детей от возможных травм. Взрослые даже не догадываются, что тем самым они превращают активного исследователя в малоактивного нелюбознательного ребенка. Вот тут-то мы, педагоги и родители, объединившись, должны поддержать ребенка, чтобы не «растерять» его активности и любознательности.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Расширяется словарь ребенка: он осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова.
Проведя анкетирование, понаблюдав за детьми на прогулке, пришла к осознанию необходимости разработки и внедрения данного проекта.
Руководство экспериментальной деятельностью дошкольника
Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Но отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнерства. Он должен руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.
Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и в литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. В дальнейшем дошкольники и сами учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе исследования используются различные методы: наблюдение, изучение опыта (чтение литературы, информации из интернета, эксперимент. Также можно провести опрос общественного мнения по интересующей теме или анкетирование.
Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой - то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Здесь основная задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь детям из множества информации и рассуждений сформулировать вывод.
При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.
При правильной организации работы у детей старшего возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы, он пытается самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Они обращаются к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…».
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Особое значение имеют исследования, которые ребенок выполняет вместе с родителями. При этом родители, с одной стороны, поддерживают его познавательную активность, с другой – включаются в совместное с ребенком общее дело и тем самым придают значимость его познавательной деятельности.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации мы стараемся донести до родителей важность повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Разрабатываются папки-передвижки с советами для родителей: «Юный следопыт», «Как проводить исследования с детьми», предлагается картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
Развивающая работа взрослого состоит в том, чтобы вернуть ребенку обратную связь: показать ему, приводит ли к решению найденный ответ или надо еще подумать. Взрослый (педагог или родитель) должен быть готов отличить подлинное решение задачи от «ловушки», в которую может попасть ребенок. Подобные ошибки ни в коем случае нельзя игнорировать – их обязательно надо обсудить с детьми, помочь понять, почему такое решение не является верным. В познавательно-исследовательской совместной деятельности интегрируются рассказы педагога, наблюдения за его действиями, исследовательская активность детей, рисование, игры, слушание сказок, что обеспечивает развивающий эффект.
Главная задача взрослых - стимулировать познавательную активность детей.
Информационная карта проекта
Продолжительность проекта: 2 месяца
Тип проекта: познавательно — творческий, краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп МБДОУ ДС № 4, воспитатель Бедняк Наталья Николаевна, родители группы.
Возраст детей: 5-7 лет.
Данный проект является частью блока тем «Вода в природе» познавательного развития.
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект
• Недостаточное понимание детей того, что снег, лед, пар — это тоже вода;
• Недостаточное понимание процессов возникновения и протекания многих природных явлений (дождь, роса, туман, иней, снег, град, облака, туман и пр.);
• Недостаточные знания детей «Откуда берётся вода?»;
• Недостаточное понимание почему следует экономить воду;
Цель проекта
• Развитие свободной творческой личности ребенка
• Развитие познавательных процессов через экспериментальную деятельность. Знания, добытые самостоятельно является развитием свободной творческой личности ребёнка, которые определяются задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи проекта
Для детей:
Образовательные:
• Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта (воды, его взаимоотношения с другими объектами. Познакомить детей с тремя состояниями воды и особенностями каждого из трех состояний.
• Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
• Формировать опыт выполнения правил по технике безопасности.
• Закрепить знания детей о свойствах жидких и твердых веществ.
• Познакомить детей с процессами конденсации и испарения.
• Помочь детям доказать с помощью опыта, что лёд, снег и пар - это тоже вода.
• Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
• Изучить различные природные явления, возникающие на основании процессов испарения и конденсации.
• Показать детям необходимость и причины беречь чистую воду.
• Приобщение родителей к совместной творческой деятельности.
• Формировать умения детей делать выводы и умозаключения и на основе накопленного опыта реализовывать их в самостоятельной творческой деятельности.
• Обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
• Развивать поисково-познавательную деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.
• Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление.
• Закреплять и использовать полученные знания, умения и навыки в жизни.
• Развивать полученные физические навыки, ловкость, общую выносливость; доставить радость от общения, движения
• Развивать мелкую моторику рук в ходе реализации творческих замыслов.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение, к воде убедившись в её необходимости для жизни растений, животных, людей.
• Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
• Совершенствовать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнёра,отстаивать свою правоту.
• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное отношение к миру.
Для педагогов:
• Создать творческую обстановку, заинтересовать и активизировать творческую деятельность детей, которая пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Привлечь родителей принимать участие в совместной деятельности, постройке сооружений из снега и т. д.
• Воспитывать и обучать детей под девизом «Творчество – всем»
Для родителей:
• Принимать активное участие в реализации проекта, проявить заинтересованность и творчество в совместных работах с детьми.
Продукты проекта
Для детей:
• Слайдовая презентация на тему: " Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе" (Приложение).
• Экспериментальная деятельность, опыты, наблюдения, выводы
• Лепбук - информационный материал на тему: "Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе".
• Мини-театр с мнемотаблицей «Волшебное путешествие капельки».
• Художественные изделия (ледяные игрушки — цветные и с узором из листьев, рисунки, аппликации, фигурки из пластилина) по сюжетам изучаемых тем.
Для педагогов:
• Тематическая выставка.
• Лепбук, содержащий информационный материал по заданной теме Фоторепортаж по работе над проектом.
Для родителей:
• Фоторепортаж по работе над проектом.
• Тематическая выставка.
В ходе решения поставленных задач использовались следующие методы:
• наблюдения в ходе повседневной жизни дома, во время прогулок, экскурсий, в ходе режимных моментов;
• беседы;
• проведение опытов и экспериментов;
• чтение художественной литературы познавательного характера;
• просмотр обучающих мультфильмов;
• театрализованная деятельность;
• анкетирование среди родителей;
• лепка, рисование, аппликация;
• составление описательных рассказов по картинам;
• заучивание стихотворений.
Принципы реализации проекта
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач.
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6. Обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и самостоятельную деятельность детей.
7. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра).
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный:
• Обсуждение цели, задач с родителями и детьми.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Перспективное планирование проекта.
II этап – основной:
• Реализация проекта путем решения поставленных задач
III этап – заключительный:
• Оформление результатов проекта (Лепбук «Три состояния воды. Круговорот воды в природе») (Приложение № 1).
• Фотовыставка по результатам реализации проекта.
• Выставка творческих работ по темам проекта.
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
• Расширение знаний о природных явлениях; явление погоды, объекты живой и неживой природы - вода, лёд, снег, пар. Понимание процесса их появления.
• Формирование представлений о трех агрегатных состояниях веществ: жидком, твердом и газообразном.
• Расширение словарного запаса.
• Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности;
• Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований;
• Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.
Для педагогов: Повышение педагогического мастерства и личностного уровня развития.
Для родителей: Активное участие в реализации проекта.
Реализация проекта. Взаимосвязь образовательных областей в работе над проектом
1. Коммуникация и социализация :
• Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Зима - лето», «Загадки-отгадки», «Подбери признак», «Угадай по описанию».
• Беседы на тему: «Если хочешь быть здоров…», «Снег может быть опасным», «Осторожно – гололед!», «Осторожно – опасные сосульки!» «Не обожгись!»
• Театрализованная деятельность с использованием мини-театра «Волшебное путешествие капельки» (пересказ сказки, написанной воспитателем с использованием мнемотаблицы либо создание собственной истории).
• Составление описательных рассказов по картинам «Времена года».
2. Чтение художественной литературы.
• Чтение, обсуждение и пересказ русских народных сказок «Снегурочка», «Морозко».
• Чтение и обсуждение сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
• Чтение и обсуждение стихотворений С. Есенина «Береза», А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»; А. Плещеева «Весна».
• Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Апрель»
3. Музыка
• Прослушивание произведения А. Вивальди «Времена года», И. С. Баха «Симфония воды»
4. Труд и конструирование.
• Ручной труд. Изготовление ледяных подвесных игрушек — цветных и с узором из листьев растений.
• Лепка снеговиков, снежных домиков (при наличии снега).
5. Художественное творчество.
• Рисование "Белый медведь и полярное сияние".
• Аппликация "Чукча и яранга".
• Аппликация «Облака».
• Аппликация «Зимний вечер».
• Рисование "Чудо-снежинка".
6. Познание.
• Проведение занятий по темам:
1. «Агрегатные состояния воды» (первое занятие «Вода — это жидкость. Свойства воды» - продолжение общей темы «Вода») Цель: Продолжение изучения свойств воды. Формирование понятия «жидкость» (Приложение).
2. «Агрегатные состояния воды» (второе занятие «Твердое состояние воды. Замерзание и таяние»). Цель: Познакомить детей с твердым состоянием воды, процессами замерзания и таяния (Приложение).
3. «Агрегатные состояния воды» (третье занятие «Газообразное состояние воды. Испарение и конденсация»). Цель: Познакомить детей с газообразным состоянием воды, с процессами испарения и конденсации (Приложение).
4. «Круговорот воды в природе». Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе (Приложение).
5. «Итоговое занятие по блоку тем «Вода в природе». Цель: Закрепление, уточнение и систематизация полученных знаний по блоку тем «Вода в природе» (Приложение).
• Показ мультфильмов «Путешествие капельки воды», фильма из серии «Спросите Альберта» «Круговорот воды в природе».
7. Физическая культура
• Зимние забавы на прогулке — катание на санках, игра в снежки, лазание по лабиринту из снега (при наличии снега).
• Подвижные игры «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Снежки»; «Кто дальше?», «Попади в цель».
• Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», дыхательная гимнастика «Сдуваем снежинки», «Снежинки летят».
8. Работа с родителями
• Анкетирование
• Консультация на тему «Экспериментируйте дома с детьми».
• Домашнее задание после экскурсии на зимнее озеро — совместный рисунок по впечатлениям.
• Совместные наблюдения за рисунками на окнах, паром над чайником, капелек воды на холодном кране или бутылке.
Содержание лепбука «Три состояния воды. Круговорот воды в природе»
1. Информационная картинка «Три состояния воды» с графическим изображением расположения молекул льда, воды и пара.
2. Информационная картинка «Вода в природе» с изображением тумана, града, инея, росы, льда, дождя, снега.
3. Дидактическая игра «Экопазлы».
4. Картотека опытов с водой.
5. Тематические загадки.
6. Дидактическая игра «Определи состояние воды».
7. Информационная картинка «Круговорот воды в природе».
8. Дидактическая игра «Я знаю, как сберечь воду!»
9. Картины для составления описательных рассказов (зима, весна, осень, лето).
10. Запись А. Вивальди «Времена года».
11. Запись мультфильма «Путешествие капельки» («Мизяка-дизяка»).
12. Запись мультфильма серии «Спросите Альберта» «Круговорот воды в природе».
13. Художественные произведения: русские народные сказки «Снегурочка», «Морозко», сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», стихотворения С. Есенина «Береза», А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»; А. Плещеева «Весна», С. Я. Маршака «Апрель».
14. Мини-театр «Волшебное путешествие капельки», сказка и мнемотаблица.
Фотоот
чет[/b]