МААМ-картинки

Конспект ООД в подготовительной группе «Круговорот воды в природе» (экспериментирование)

Ольга Солодкая
Конспект ООД в подготовительной группе «Круговорот воды в природе» (экспериментирование)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: сформировать обобщенное представление о круговороте воды в природе.

Задачи:

1. Обогатить представления детей о значении воды в жизни человека, ее признаках, свойствах, состояниях. Создать условия для получения детьми знания о круговороте воды в природе. Формировать умение решать познавательную задачу на основе использования готовой модели.

2. Продолжать развивать активный словарь детей (модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества). Способствовать развитию приемов логического мышления.

Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе „Круговорот воды в природе“ (экспериментирование)» размещена в разделах

3. Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы, бережное отношение к воде как природному ресурсу. Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера. Опыты: «Свойства воды», «Живая вода», «Зависимость таяния снега от температуры». Беседы на тему: «Оттепель», «Почему появляются облака?», «Как путешествует снежинка», «Откуда вода в колодце».

Материалы и оборудование: «водоросли» для зонирования, оборудование для опытов: электрический чайник, тарелка, почва; глобус.

Ход ООД

1. Организационный момент

Дети становятся «рядышком друг с другом, словно месяц, - полукругом». Воспитатель предлагает отгадать загадку:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

2 Основная часть

Воспитатель: - А что такое глобус? (Глобус - это модель Земли.) - А как вы понимаете – модель Земли? (Дети высказывают, объясняют)

Воспитатель: - Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. - А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.) - Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (Показать на глобусе) - Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)

Дидактическая игра «Сложи картинку»

Дети делятся на 4 группы. На каждом столе лежат картинки с изображением различных источников воды, разрезанные на несколько фрагментов. Каждая подгруппа подходит к своему столу. Воспитатель раздает каждому ребенку по 2 разрезные картинки. Дети начинают собирать картинку из отдельных кусочков. После того как картинки собраны, воспитатель просит детей внимательно их рассмотреть и сказать, что общего во всех изображениях. После высказанных предположений мы приходим к выводу, что все это – источники воды. Затем с помощью вопросов воспитателя дети, смотря на собранные картинки, говорят, что на Земле вода содержится во многих водоемах: морях и океанах, реках, ручьях, озерах, родниках, болотах и прудах. В морях и океанах вода соленая, она непригодна для питья. В реках, озерах, прудах вода пресная, после очистки ее используют как питьевую.

Воспитатель: Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы ее берем тоже много. Скажите мне, пожалуйста, как получается, что вода в реках не кончается? Как река пополняет запасы воды?

(Дети высказывают предположения).

Воспитатель: Хочу я вам дети сказку рассказать. Слушайте внимательно… Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил и неглавными водяными командовал. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет.

Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?

- Кому нужна вода?

- Зачем вода нужна растениям?

- А как они её получают?

- Почему животные не могут жить без воды?

- Ребята, а людям нужна вода?

(Дети объясняют, делают выводы, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).

Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась, нигде ни появлялась. Но куда-то же она подевалась? Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?

(Гипотезы детей)

Воспитатель: Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем? (Предложения детей).

Воспитатель: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся. Вы согласны? Тогда вперед! Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец.

«Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч)

Воспитатель: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса. Смотрите, а Водяной, то какой, грустный - прегрустный сидит. Будем ему помогать воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.

Опыт №1 испарение воды

Воспитатель: Ребята смотрите что там, на камушке стоит, скатертью волшебной прикрыто? (Дети поднимают скатерть, там термос).

Ух ты! Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим.

Дети! Это термос и значит в нем что- то горячее. Вы сможете его сами открыть? Почему? (Ответы детей)

Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые. Вы позволите мне его открыть?

(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар). А что это выходит из термоса? (Дети отвечают) Откуда пар в термосе? (Вода при нагревании превратилась в пар)

Опыт №2 капли на зеркале

Воспитатель: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить. (Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром. Предлагает детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)

Воспитатель: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода.

Горячая вода испаряется, в пар превращается.

Выходит, может вода испаряться?

Воспитатель: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх (Гипотезы детей)

Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки»)

Звучит минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения.

Воспитатель сопровождает текстом:

Облака парят легкие воздушные.

Подул ветер-ветерок.

Холодно-холодно.

Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку.

Капелькам-дождинкам скучно в тучке сидеть хотят они на мир посмотреть.

Из тучки идет дождик поливает цветочки и грибочки.

Воспитатель: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, Водяной зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его водица. Вот он нам и стаканчики с землей доставил, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.

Опыт №3 (с землей)

Воспитатель: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается?

что происходит? вода просачивается и земля становится влажной.

(Одновременно дети с воспитателем поливают землю)

Воспитатель: Ну и как? может вода сквозь землю просочиться?

(Дети отвечают)

Воспитатель: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется? (Гипотезы детей)

Воспитатель: Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается. В облака собирается. Облака по небу плывут. Легкие воздушные. Ветерок их подгоняет. Облака в тучку собираются. Тучка дождик несет. А как станет тяжело нести, на землю прольет. Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся. В реки подземные попадут и потекут не спеша. А как к земле пробьются, родником обернутся. Ручейками по земле потекут. А ручейки в озёра, реки впадают. Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется. А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.

Воспитатель: Встали на лужок и сделали кружок! Наш круг, как и вода, может менять свою форму (круг вытягивается в овал). А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту, вода стала нагреваться. Каждый из вас - частичка воды. Вода нагревается, вам становится жарко. Ваши ладони такие горячие, что вам уже больно держаться за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активно двигаться (дети бегают по группе, и каждый из вас движется сам по себе - каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы в этом случае делаете? Конечно, надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам стало теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частичка льда. Наша группа-это все же частички воды, но каждый раз они соединены по- разному.

Ребята, вода - единственное на земле вещество, которое может в природных условиях находиться одновременно во всех трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.

Воспитатель просит детей назвать воду в твердом состоянии ( примерные ответы детей: лед, снег, айсберг, град и т. д.) . Аналогично, просит назвать воду в жидком состоянии и газообразном состоянии.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?

(Дети отвечают)

Нам нужно Водяному объяснить, что вода его никуда не денется. Попутешествует и назад к нему вернется.

Ребята, давайте покажем Водяному, как вода путешествует. У нас два конверта, значит нужно разделиться на две команды. Рассчитайтесь на снежинки-дождинки. (Дети делятся на команды)

Воспитатель: Подходите команды к своим столам. (Команда «Снежинки» проходят к столам с изображением снежинки, а команда «Дождинки» к столам с изображением дождинки).

(Воспитатель достает из одного конверта картинки и показывая детям дает инструкцию)

Воспитатель: Ребята вот фотографии, вот схема. На схеме номера.

Вспомните, как капелька путешествует. И в той же последовательности разложите на схеме фотографии. (Дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности задаёт наводящие вопросы, подводит к правильной последовательности).

Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

Подходите все к одному столу. (Дети собираются все вокруг одного стола с готовыми отчетами).

Итог:

Воспитатель:- Ребята! Вода совсем исчезает? - Что с ней происходит (Дети отвечают). Пусть Водяной больше не грустит и не переживает никуда его вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к нему же и вернется.

Воспитатель: (к детям) - Мы эти отчеты оставим Водяному. (Складывает в конверт, вставляет конверт в водоросли).

А теперь детвора! Нам в обратный путь пора.

Выход из сказки: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).

Рефлексия:

Воспитатель:

- Воду пропавшую нашли?

- Ребята у нас с вами получилось помочь Водяному?

- Мы готовы всегда прийти на помощь другим?

- Кому понравилось путешествие?

- Ой, посмотрите, что это стоит на камне? Да, это же Водяной угостил нас печеньем. (Печенье в виде ракушек)

- Так он благодарит нас за помощь.

Публикации по теме:

Экспериментирование в природе «Путешествие в микромир» Экспериментирование в природе. Отправляясь в поход на любую лужайку, в парк или сквер мы всегда берем с собой емкости для сбора образцов.

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Экспериментирование с воздухом» в подготовительной группеКонспект НОД по экологическому воспитанию «Экспериментирование с воздухом» в подготовительной группе Конспект интегрированной НОД по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе детского сада: «Экспериментирование с воздухом».

Конспект образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» "Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе" Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Задачи: 1. Способствовать.

Конспект опытно-экспериментального занятия «Вода. Круговорот воды в природе» для подготовительной группыКонспект опытно-экспериментального занятия «Вода. Круговорот воды в природе» для подготовительной группы Программное содержание: 1. Формировать представления о круговороте воды в природе. 2. Учить умению устанавливать причинно-следственные.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Круговорот воды в природе» Конспект занятия в средней группе по экологическому воспитанию "Круговорот воды в природе". Образовательная область: познавательное развитие.

Сказка «Круговорот воды в природе» Круговорот воды в природе - сказки. Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька.

Панно «Круговорот воды в природе»Панно «Круговорот воды в природе» Методическая разработка по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Круговорот воды в природе» Автор: воспитатель.

Моделируем круговорот воды в природе.Моделируем круговорот воды в природе. После просмотра мультфильма «Родничок и Кузька», дети знакомятся с круговоротом воды в природе. Мы провели серию опытов наблюдения за паром,.

Экологические игры для дошкольников «Овощи и фрукты», «Круговорот воды в природе»Экологические игры для дошкольников «Овощи и фрукты», «Круговорот воды в природе» Дошкольный возраст - это благоприятный период для накапливания детьми конкретных чувственных представлений о предметах и явлениях природы.

Экспериментирование «Круговорот воды»Экспериментирование «Круговорот воды» Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. А в старшем дошкольном возрасте особо возрастает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД в подготовительной группе «Круговорот воды в природе» (экспериментирование)
Опубликовано: 23 июня 2020 в 13:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД в подготовительной группе «Круговорот воды в природе» (экспериментирование)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Солодкая (УИ 1206212) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД