Анастасия Денисова
Конспект ОД в старшей группе «Солнечная система»
▼ Скачать
КОНСТРУКТ ЗАНЯТИЯ
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема «Солнечная система»
Возрастная группа : старшая
Форма ООД: познавательно-исследовательская деятельность
Форма организации: групповая
Средства:
наглядные: иллюстрация Солнечной системы
мультимедийные: видеозапись по теме
Материалы и оборудование: настольная лампа, мячи
ЗАДАЧИ
Публикация «Конспект ОД в старшей группе „Солнечная система“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
образовательной программы Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
1. Формирование у детей начальных знаний о строении Солнечной системы;
2. Закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования;
3. Развивать внимание, мышление, логику, память, умение анализировать;
4. Воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к земле - своему дому
5. Уточнять и расширять знания детей о планете Земля, подвести к пониманию уникальности планеты, т. к. только на Земле есть жизнь. Развивать у Димы К. и Алисы А. умение отвечать полным предложением.
Этапы
(последовательность) деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
I. Обсуждение реального события - Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Ответы детей
- Давайте передадим друг другу свое хорошее настроение.
Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)
- Ребята, послушайте стихотворение:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
- Ребята, о какой планете идет речь в стихотворении?
Ответы детей
- Ребята, вы любите путешествовать?
Ответы детей
Педагог приветствует детей.
Ведет диалог с детьми
Читает стихотворение. Поощряет детей к высказыванию; эмоционально вовлекает детей к обсуждениям; комментирует высказывания Дети свободно располагаются в группе.
Заинтересованные дети присоединяются
Отвечают на вопросы педагога
Слушают стихотворение Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность
II. Постановка целей исследования - Сегодня я вам предлагаю совершить виртуальное космическое путешествие и «исследовать» космическое пространство вокруг нашей планеты. Согласны?
Ответы детей
- А на чем можно полететь в космос?
Ответы детей
- Верно, но чтобы наша ракета взлетела, нам надо ее завести.
Воспитатель проводит с детьми гимнастику:
Не зевай по сторонам, (Руки на пояс)
Ты сегодня – космонавт. (Повороты в стороны)
Начинаем тренировку, (Наклоны вперед)
Чтобы сильным стать и ловким. (Наклоны назад)
Ждет нас быстрая ракета (Приседают)
Для полета на планеты. (Приседают)
Лишь распустит птица хвост – (Руки назад, в стороны)
Мы поднимемся до звезд. (Тянемся вверх)
- Представьте, что мы с вами находимся в космическом ракете.
- Внимание объявляем готовность №1.
Приготовились к старту! Начинаем отсчет от 10 до 1! Пуск! Педагог создает проблемную ситуацию Озвучивают знаниевый опыт; выстраивают полный ответ. Создана проблемная ситуация – виртуально исследовать космическое пространство вокруг нашей планеты
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала Воспитатель демонстрирует видеозапись с изображением полёта в Солнечной системе.
- Внимание! Внимание! Наша ракета находиться в солнечной системе.
- Ознакомьтесь с её достопримечательностью.
- В центре Солнечной системы находиться Солнце.
- Солнце-это главная звезда, огромный раскалённый шар.
- У звезды Солнце есть своя семья, только это не сыночки и дочки, а планеты
- Ребята, сколько вы знаете планет Солнечной системы?
Ответы детей
- Все они разные по величине и все они намного меньше Солнца.
- В этой семье всегда царит порядок. Никто не мешает друг, другу, никто никого не толкает. Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца и никуда с него не уходит.
- Ребята, кто-нибудь знает, как называется путь, по которому движется планета?
Ответы детей
- Верно, путь, по которому движется планета, называется – орбита
- Все планеты освещаются Солнцем, притягиваются, к нему. Солнце излучает тепло и свет, который так необходим всему живому -людям, животным, растениям.
- Ребята, но на всех ли этих планетах одинаково тепло, как на нашей Земле, как вы думаете?
Ответы детей
- Сейчас мы с Вами это узнаем, проведя опыт.
Опыт по установлению влияния расположения планет от Солнца на температуру их поверхности.
- Нам понадобятся мячи – это планеты солнечной системы и настольная лампа – это Солнце
- Я Вам раздам мячи и нам нужно взять встать друг за другом в колону, вытянув руки с мячами в стороны.
Воспитатель включает настольную лампу и направляет свет на мячи
- Ребята, что можно наблюдать? Все ли планеты освещает солнечный свет?
Ответы детей
- Как солнце будет нагревать поверхность той планеты, которая к нему ближе всего (дальше, посередине? Почему?
Ответы детей
- Ребята, всё правильно.
- На те планеты, которые расположены далеко от Солнца, его свет долетает очень долго и очень слабо, поэтому там всегда очень холодно.
- А планеты, которые расположены близко к Солнцу, будут прогреваться очень сильно, их поверхность очень горячая, и жизнь там невозможна.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию
- Посмотрите, где находится наша планета Земля?
Ответы детей
- Наша планета находится на самом удобном отдалении от Солнца : оно не так близко, чтобы сильно разогревать поверхность, но и не так далеко, чтобы охладить её.
- Поэтому на нашей планете, единственной в солнечной системе, существует жизнь.
- Расскажите мне, пожалуйста, о нашей планете Земля.
Ответы детей
- Верно, ребята, наша планета Земля - самая красивая из всех планет. Только на Земле есть жизнь и разная природа - живая и неживая. Неживая: небо, облака, воздух, вода, горы, реки, моря, трава. Живая: деревья, рыбы, птица, звери, и, конечно же, люди.
- Скажите, что необходимо делать, чтобы наша планета всегда оставалась такой?
Ответы детей Вводит элемент новизны; использует наглядно информационные средства;
вовлекает в слушание;
рассказывает, что Солнце – это главная звезда, вокруг, которой вращаются все остальные планеты
ведёт диалог с детьми
Предлагает провести опыт по установлению влияния расположения планет от Солнца на температуру их поверхности
Слушают;
Узнают, что в центре солнечной системы находится Солнце.
Отвечают на вопросы воспитателя
Строятся в одну колонну друг за другом
Высказывают свои предположения Обогащение знаниевого опыта;
Проявление интереса к Солнечной системе
Проведён опыт по установлению влияния расположения планет от Солнца на температуру из поверхности
IV. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования - Ребята, наше виртуальное космическое путешествие заканчивается. Возвращаемся домой на Землю. Звучит музыка.
- Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествие?
- А что было самым интересным?
- Вы довольны собой?
- Что бы вы ещё хотели узнать? Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик. Умение оценивать результат своей деятельности;
Умение выражать чувства;
Умение делать выводы;
Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.
Список использованной литературы:
1. Миры детства: конструирование возможностей. Об-П 76 разовательная программа дошкольного образования Т. Н. Доронова [и др. ]; науч. руководитель А. Г. Асмолов и Т. Н. Доронова – М. : АСТ: Астрель, 2015 – 225 с.
2. И. С. Батова «Опыты и эксперименты с веществами и материалами. Старшая группа, - Зима»;
3. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ