Татьяна Туева
Конспект занятия «Дружная семейка — солнечная система»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать первоначальные представления о солнце (огромная раскаленная звезда, о его размерах; о строении Солнечной системы.
Материал: Карта или графическая модель Солнечной системы; шапочки с изображением Солнца и планет; мел; веревка; игрушечные бинокли, слайды по теме.
Ход занятия.
1-я часть. Вы не раз видели вечернее звездное небо, видели, как много звезд в космосе, во Вселенной! Сегодня мы поговорим о самой яркой из звезд – о Солнце.
Вы удивлены, что солнышко – это звезда? А как вы думаете, что такое Солнце? Что дает нам солнышко? Можно ли прожить без солнышка?
Публикация «Конспект занятия „Дружная семейка — солнечная система“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Солнце, которое мы видим днем на безоблачном небе, которое нам светит, и обогревает нас,— это самая настоящая звезда, как и все другие звезды космического пространства. Оно намного ближе к нам, чем другие звезды, поэтому выглядит большим и круглым, непохожим на звезды ночного неба.
А как вы думаете, большое ли оно, Солнце?
Возьмем футбольный мяч и представим себе, что это Солнце (демонстрация). Тогда наша Земля представится нам маленькой, как булавочная головка!
Солнце — это огромный-преогромный раскаленный шар, к нему даже приблизиться невозможно: оно все плавит и сжигает, такая там высокая температура. На него трудно смотреть такое оно яркое, сверкающее и так много от него идет света.
Солнце посылает нам свой свет и тепло. Весной оно начинает греть сильнее, и на земле тает снег. Вся природа оживает.
Без тепла и света Солнца просто невозможно представить себе жизнь человечества. Без Солнца мир был бы темным, холодным, мертвым. Это люди понимали с очень и очень давних времен.
Наши предки поклонялись Солнцу. У древних славян был бог солнца – Ярила. Весной в его честь устраивали праздник. Славяне пекли блины, такие же круглые, золотистые и горячие, как солнце. Люди думали, что, поедая изображение бога, они получают часть его силы. Блины ели с маслом, и праздник назвали Масленицей. Мы тоже справляем праздник Масленицу, но теперь мы точно знаем, что солнце – не бог, а огромный шар из горячих газов.
С Солнцем связаны практически все явления нашей жизни. Иногда Солнце бывает очень активным, ведет себя неспокойно, на нем происходят вспышки. В такое время на Земле происходят стихийные бедствия, аварии, катастрофы, совершаются войны и конфликты. В дни, когда солнечная активность высока, людям страдающим, некоторыми заболеваниями рекомендуют быть особенно осторожными.
Изучением солнца астрономы занимаются давно. Но наблюдение за Солнцем – дело не простое. Раз и навсегда запомним – смотреть на Солнце невооруженным глазом вредно и опасно…
А что же делать? В солнечных очках смотреть на солнце тоже нельзя. Для наблюдений за Солнцем можно использовать засвеченную фотопленку (показать детям пленку, если будет возможность, предложить посмотреть через фотопленку на солнце).
2-я часть. Живет во Вселенной дружная семейка – Солнечная система.
Маму зовут Солнцем, а ее детей планетами.
Вокруг звезды-Солнца вращаются холодные твердые планеты. Как цыплята, вокруг курицы, кружатся планеты вокруг Солнца, и всех оно любит, согревает. У каждой планеты есть своя дорожка, по которой она движется вокруг солнца. Астрономы называют такие космические дорожки орбитами (показать орбиты на карте Солнечной системы).
Самого быстрого сыночка зовут Меркурий, самую красивую доченьку – Венерой. Самую добрую зовут Землей, а самый драчливый сын носит имя – Марс.
Самого большого и толстого зовут Юпитер.
Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером.
Сатурн считается весельчаком.
И только маленький Плутон всегда плаксивый и мрачный.
Рассмотреть карту Солнечной системы. Обратить внимание на то, что планеты по-разному удалены от Солнца: одни ближе к нему, другие дальше.
Как вы думаете, какая планета больше всего получает тепла?
Чем ближе орбита планеты к Солнцу, тем больше солнечного тепла ей достается, тем на ней теплее.
Например, на Меркурии и Венере намного жарче, чем на Земле, потому что они находятся ближе к Солнцу.
Марс получает меньше тепла, чем Земля, а до других планет тепла доходит совсем мало.
Игра «Солнце и планеты» — моделируем Солнечную систему в движении. Дети делятся на две подгруппы: одна изображает астрономов-наблюдателей, другая — Солнце и планеты.
Расставить детей по орбитам, шапочками обозначить их роли, объяснить, как они должны вращаться вокруг Солнца (к обручу прикреплены 9 ленточек разной длины, каждый ребёнок – планета берет в руку свою ленточку).
Ребенок, изображающий Солнце, вращается на одном месте вокруг себя, все остальные дети-планеты движутся по своим орбитам.
По сигналу воспитателя начинается движение «Солнечной системы», дети-астрономы наблюдают за ней, рассматривают в игрушечные бинокли. Воспитатель помогает «планетам» правильно двигаться по своим орбитам, поясняет «астрономам», какое сложное движение звезд и планет происходит в Космосе.
Через 2 — 3 минуты дети меняются ролями: «планеты» становятся «астрономами», и наоборот.
Звездный город, в котором живут Солнце и планеты называется – Галактикой. Во Вселенной очень много таких галактик, как наша. В каждой галактике есть свое солнце и свои планеты.
3-я часть. Работа в тетрадях: зарисовка модели солнечной системы.
Изобразить в центре листа круг – солнце. Раскрасить его соответствующим цветом. Вокруг солнца изобразить 9 постепенно увеличивающихся кругов – дорожек-орбит. Затем на каждую орбиту поместить соответствующую планету.