Анна Щаникова
Конспект ООД «Составление описательного рассказа по картине И. С. Остроухова «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №30»
Конспект ООД по ОО «Речевое развитие» на тему: «Составление описательного рассказа по пейзажной картине И. С. Остроухова «Золотая осень»»
Автор : Щаникова А. А.
I квалификационная категория
г. Заволжье
2021г.
Цель: обучение детей составлению описательного рассказа пейзажной по картине по плану-схеме.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект ООД „Составление описательного рассказа по картине И, С, Остроухова „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
1) Формировать у детей умение составлять описательный рассказ по пейзажной картине И. С. Остроухова с опорой на план-схему.
2) Продолжать формировать умение придерживаться структуры описательного рассказа : начало, середина, конец.
3) Продолжать формировать умение детей отвечать на вопросы полным ответом.
4) Обогащать активный словарь детей.
5) Закреплять и обобщать знания детей об осенних изменениях в природе.
Развивающие:
1)Развивать умение выражать речью свои впечатления, высказывать суждения, давать оценку.
2)Развивать воображение детей.
Воспитательные :
1)Воспитывать интерес к изобразительному искусству, любовь к природе.
Предварительная работа: наблюдение явлений природы характерных при наступлении осени, рассматривание иллюстраций об осени, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пение песен об осени, прослушивание музыкальных отрывков из цикла П. И. Чайковского «Времена года»,А. Вивальди «Осень».
Методы и приё мы:
словесный — беседа (вопросы, поощрение, пояснение)
наглядный — метод «наглядного моделирования»; рассматривание картин
практический — Игровое упражнение «Подбери рифму», игра «Телепортация», игра «Подбери название журнала», словесные игры, схемы «мнемотаблицы».
Материал и оборудование: репродукция картины И. С. Остроухова «Золотая осень», видеослайды с осенней тематикой, видеопрезентация с произведениями известных художников, музыкальная запись произведений из альбома А. Вивальди «Осень», П. И. Чайковского «Осенняя песнь» листья из бумаги, корзина, проектор, схемы, микрофон, телефон.
Демонстрационный материал :Мнемотаблица (схемы)
Словарная работа : пейзаж, пейзажист, поэт, поэтическая, журналист, СМИ.
Ход ООД
Организационный момент:
Воспитатель: Повторите:
Запоминает наша голова
Важные поступки и умные слова
(дети гладят себя по голове)
Слушаем внимательно
(подносят руки к ушам)
Смотрим обязательно
(подносят руки к глазам)
Взрослых не перебиваем
(грозят указательным пальцем)
Знаний много получаем
(сжимают и разжимают пальцы на обеих руках)
Дети здороваются с гостями.
Восп. : Ребята, сегодня придя в детский сад, я обнаружила вот эти предметы. Это, случайно, не ваше? Рассматривают. Ручка, блокнот, микрофон, журнал, удостоверение журналиста на имя Незнайки.
Восп. :Как вы думаете, чьё это? Не знаете? кому нужны для работы эти предметы?
Дети: Журналистам.
Восп: А кто такой журналист?
Дети : Журналист – это человек занимающийся сбором и обработкой информации для СМИ.
Восп. : А где работают журналисты?
Дети: На телевидении, радио, в редакциях журналов, газет.
Восп. Какими должны быть журналисты?
Дети. Умные, честные, правдивые, смелые, отважные, грамотные, внимательные.
Восп. А давайте мы сегодня вместе с вами побудем журналистами и создадим свой журнал. Закройте глаза и представьте мы стали журналистами. Открывайте глаза. С чего же мы начнем свою работу? Вот у меня есть такое предложение. Темой нашего журнала будет ответ на загадку. Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья. О каком времени года говорится в этой загадке?
Дети: В этой загадке говорится об осени.
Восп :Правильно вы отгадали загадку. Красоту и величие русской природы осенью воспевают художники – красками, поэты – стихами, композиторы – музыкой.
Восп : А какие периоды осени вы знаете?
Дети : Ранняя осень. «Золотая осень». Поздняя осень.
Восп: А какой сейчас период осени? (Поздняя осень)
Восп: Вот и мы наш журнал посвятим осени.
Перед вами первая страница нашего журнала. Подумайте, как мы назовем наш журнал? Слайд № 1.
Дети: «Осеннее чудо», «Осеннее волшебство», «Осенняя сказка», «Осень – волшебница».
Восп: Наверно больше подойдет к этой сказочной красоте название – «Осенняя сказка».
А вот и вторая страница нашего журнала. Посмотрите какая она весёлая, как будто сама осень приглашает нас поиграть. Слайд № 2.
На странице – игралочке мы поместим пословицы и поговорки об осени. Какие вы знаете пословицы и поговорки?
Дети: Большой урожай рябины - к большим морозам.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
Осень - время собирать урожай.
Теплая осень - к долгой зиме.
От осени к лету повороту нету.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.
День прозевал — урожай потерял.
Дидактическая игра «С какого дерева лист?» и Словарная игра «Кузовок».
Восп. :Ребята, Волшебница Осень приготовила нам игру, - насыпала листьев во время листопада! Выберите себе понравившийся листок.
Поиграем в игру: «С какого дерева лист?» (дети, стоя в кругу, поднимают свой листик над головой и объясняют) Называйте по кругу.
Дети:
Кленовый листик упал с клёна.
С рябины упал рябиновый лист.
От осины – осиновый листок.
С каштана упал каштановый листочек.
От берёзы берёзовый листик.
Липовый листик упал с липы.
От дуба – дубовый листок
Ивовый листочек от ивы.
Восп. : А теперь,складывайте листья ко мне в корзинку и говорите какие листья? Багровые, бардовые, оранжевые, жёлтые, холодные, разноцветные, золотые, мокрые, расписные, яркие, шуршащие, сухие, опавшие, шумящие, летящие, падающие, кружащиеся, танцующие…
Восп. : Замечательно! А что листья делают на ветру?
Дети : Листья кружатся, шуршат, колышутся, трепещут, качаются, шепчутся, шевелятся, шумят…
Восп. : А как листья летят?
Дети: Плавно, тихо, бесшумно, легко, медленно…
Восп. :Игра «Подбери рифму»
Туча, как птица, по небу (мчится)
Осень, осень,непогода, лужи прямо у (порога)
Лужи у дороги, берегите (ноги)
Положи в корзинку, ягодку (малинку)
Грибок на крепкой ножке лежит в моём (лукошке)
Ветер дует, задувает, туча солнце (закрывает)
Восп. : Молодцы. Мы немного отдохнули и пора продолжать работу над созданием журналом. Давайте присядем на стулья. А что еще мы знаем об осени?
Дети: Стихи. Послушаем стихотворение А. С. Пушкина. Слайд № 3. (Один ребёнок читает стихотворение)
А. С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Восп. : Прекрасное стихотворение об осени. Да действительно поэты в своих стихах превосходно описали красоту осеннего леса. И передали нам свой восторг. Появилась у нас своя поэтическая страница.
Восп. : Как художники передавали в своих произведениях образы природе?
Дети: Художники передавали образы природы с помощью красок и кисти.
Восп. Предлагаю вам насладиться красотой картин известных художников, а поможет нам в этом прекрасная музыка. Слайд № 4, 5, 6, 7, 8, 9,10,11,12.
(дети смотрят видео презентацию картин известных художников под музыку А. Вивальди «Времена года»)
Восп. : Вы узнали какое музыкальное произведение прозвучало?
Картины отличаются друг от друга сюжетом, но их можно объединить, назвав одним словом. Каким словом?
Дети: Картины называются пейзажем.
Восп: Почему вы так решили, что такое пейзаж?
Дети: Пейзаж – это картина, на которых изображена природа.
Восп. : Многие художники посвятили свои картины осеннему времени года. Несколько картин об осени написал и вот этот художник. Вот его портрет. Слайд № 14.(портрет) А вы знаете кто это? Настя подготовила небольшое сообщение о нём. Давайте её послушаем.
Илья Семёнович Остроухов - известный русский художник, общественный деятель, любитель книг, коллекционер икон, картин известных художников, основатель частного художественного музея. Сын купца. Основной мотив в творчестве художника - пейзаж средней полосы России. Художник родился в России. С детства он любил свой родной край, часто убегал в поле, в лес, любовался природой, замечал, как она просыпается весной, как на полях и лугах расцветают первые цветы, очень любил слушать пение птиц в лесу. Будучи уже взрослым, он часто уходил в лес, взяв с собой холст, краски, садился где-нибудь в укромном уголке и рисовал до позднего вечера.
Восп. : Предлагаю поместить в нашем журнале статью о художнике И. С. Остроухове и его картину («Золотая осень»). Слайд №15 (картина).
Восп: Если бы вы были художниками, как бы вы назвали картину?
Дети: Золотая пора. Спокойная осень. Добрая Волшебница.
Восп. : Какое время года изображено на картине?
Дети: Художник на картине изобразил осень.
Восп. : По каким признакам вы догадались?
Дети : Листья на деревья пожелтели, листья опали, трава повяла.
Восп. : Рассмотрите нашу картине. Посмотрите внимательно и скажите, что самое яркое на ваш взгляд на переднем плане в картине?
Дети: На переднем плане художник изобразил деревья : клен и березу.
Восп. : Посмотрите внимательно и скажите, что самое пестрое и разноцветное на картине?
Дети: Самое яркое и пестрое на картине -осенние листья.
Восп. : А что можно сказать об этих листьях? Какие краски использовал художник?
Дети: Листья клена и березы светятся; листья устлали всю землю. Восп. : Да, среди желтых листьев клена и березы есть и другие листья. Какого они цвета?
Дети: На верхушках деревьев зеленоватые, а внизу и на земле много красноватых, коричневых, и оранжевых листьев.
Восп. : Какими красками воспользовался художник, рисуя землю?
Дети :Художник использовал темные краски.
Восп. : А почему темные?
Дети: Прошел дождь, земля сырая, земля вся в тени, трава вянет.
Восп. :А что так радует глаз, когда мы смотрим на землю?
Дети:(Листья. Они лежат разноцветным ковром. На темном фоне земли они видны четко, естественно.
Восп. : А что вы видите дальше на заднем плане картины?
Дети: Деревья, покрытые желтыми листьями, сороки на тропинке, кусты.
Восп. : Как вы думаете, почему сороки опустились вниз на тропинку?
Дети: Раннее утро. Кругом тихо. Птицы никого не боятся.
Восп. : предлагаю и вам превратиться в разноцветные, яркие листочки, выходите на ковер
Динамическая пауза «Мы осенние листочки»
(В руках у детей осенние листочки.)
Мы листочки, мы листочки,
Мы осенние листочки. Потихоньку кружатся, рука с листьями
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул — полетели. Бегают врассыпную.
Мы летали, мы летали.
Все листочки так устали. Начинают ходить.
Перестал дуть ветерок,
Все уселися в кружок. Садятся в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул Встают, бегают.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели. Останавливаются, садятся.
Восп. «Подбери сравнения». С чем можно сравнить осенние деревья? Рассмотрите, на что они похожи?
Дети: Деревья в блестящих платьях.
Осенние деревья в оранжево-жёлтых нарядах.
Деревья, как в сказке, сверкают.
Восп. Молодцы! На что похожи листья?
Дети. Листья похожи на золотые кружочки.
Листья похожи на разноцветных мотыльков.
Листья похожи на летающих жёлтых бабочек.
А если листья в воде, то они похожи на золотых рыбок.
Восп. : Не забывайте эти сравнения, когда будете составлять свой рассказ.
Восп. : Какое настроение было у живописца, когда он творил эту картину?
Дети: У художника было радостное, светлое настроение. И от этого картина получилась весёлой, светлой.
Восп. : А что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Чем вам она нравится?
Дети: Когда я смотрю на картину, мне хорошо, радостно. Картина мне нравится тем, что погода нарисована солнечная, ясная. Мы видим тихую, спокойную осень.
Восп. : Вы хотите очутиться прямо сейчас в лесу, приготовились телепортироваться в осенний лес. (игра «Телепортация»)Покружились, покружились и в картине очутились (Звучит музыка)
Какие звуки вы слышите?
Дети: Я слышу листья зашуршали (ручеек в дали бежит, муха жужжит, сороки стрекочут)
Восп. : Что вы чувствуете?
Дети: Я чувствую осеннюю прохладу (шуршание листьев под ногами, легкий ветер)
Восп. : Ну а теперь мы как журналисты составим статью-рассказ по картине «Золотая осень? Рассказывать надо по плану- схеме:
1) О красоте деревьев
2) О листьях на деревьях и на земле.
3)О небе и о погоде
4)О сороках
Рассказы детей.
На картине художник изобразил золотую осень. Тихо в лесу, природа засыпает. И всё- таки осенняя пора самая яркая и красивая. Деревья одеты в красивый наряд из ярко-жёлтых, золотых, оранжевых листьев. Листья кружатся, летят, и падают на землю, складываются в разноцветный ковер. На лесной тропинке сидят белобокие сороки. Сквозь деревья проглядывает осеннее холодное небо.
Восп. : Какое главное предназначение этой картины мы должны донести до читателей?
Дети: наша родная русская природа – прекрасна! Природа – это красота земли.
Природа – красота и богатство Родины, и её надо охранять и беречь.
Восп. : Ну что же журнал наш готов. Какие вы все молодцы славно потрудились и я думаю наш журнал очень понравится читателям. Что вам больше все понравилось, работая журналистами? Испытывали ли вы какие –нибдь трудности в работ журналиста?Может в будущем кто-то из вас и станет настоящим журналистом.
И я вам дарю вот такие блокнотики, где вы можете делать какие-то заметки, ведь многие из вас уже знают буквы.