Галина Ковальчук
Конспект ООД с элементами экспериментирования «Путешествие в Волшебный мир бумаги» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательной активности, самостоятельности и закрепление представлений детей о бумаге.
Задачи:
• Закрепить знания детей о способах письма до момента создания бумаги.
• Закрепить знания о предметах из бумаги, их назначении и пользе.
• Развивать самостоятельность в процессе экспериментальной деятельности, умение анализировать, делать выводы, символически обозначать их и озвучивать результат наблюдения.
• Обобщить полученные знания о свойствах бумаги и картона, о процессе производства бумаги в современном мире.
Публикация «Конспект ООД с элементами экспериментирования „Путешествие в Волшебный мир бумаги“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
• Активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Бумага».
• Воспитывать экономное и бережное отношение к изделиям из бумаги, природе в целом.
Интеграция образовательных областей:
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Социально-коммуникативное развитие
• Физическое развитие
Предварительная работа:
• Беседы + рассматривание коллекции «Такая разная бумага», «Назначение разных видов бумаги».
• Просмотр презентаций и видео-роликов: «Задолго до бумаги», «Производство бумаги», «Что делают из макулатуры».
• Проведение опытов и экспериментов на выявление свойств и качеств бумаги.
• Использование бумаги разных видов в изобразительной деятельности.
• Разучивание загадки с опорой на мнемо-схему «Бумага».
• «Чтение» схем для составления описательных рассказов, знакомство с новыми символами-подсказками.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, стеллажи для «музейных экспонатов», различные разновидности коробок, предметы из бумаги, поделки из бумаги, мнемо-схема «Загадка», маркеры для доски, оборудование для экспериментов (ёмкости с водой, бумага альбомная, картон, салфетки, ножницы, схемы «Правила поведения в музее», «Правила поведения в лаборатории, влажные салфетки).
Ход занятия:
Дети входят в группу, здороваются с гостями:
Д. Настроение у нас отличное, а улыбки – дело привычное
Пожелаем друг другу добра, ведь играть начинать нам пора!
В. Ребята, сегодня у нас в группе гости. Я предлагаю загадать им загадку, а отгадка расскажет, о чем мы сегодня с вами будем говорить.
Мнемо-схема «Загадка»
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом
Письмом, обоями, билетом
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами.
Гости. Бумага.
В. Молодцы, отгадали правильно. Предлагаю посвятить сегодняшнее итоговое занятие бумаге. Вспомним все, что мы узнали о ней нового и интересного и расскажем об этом гостям. Готовы? Тогда мы отправляемся в волшебный мир бумаги.
В круг ребята все вставайте, волшебные слова за мной повторяйте:
Тик-так, тик-так, время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведем, на ИСТРИЧЕСКУЮ станцию попадем.
Мы с вами прибыли на станцию «Историческая» (интерактивная доска).
Ребята, я предлагаю вам вспомнить, на чём же в древние времена люди писали, когда ещё не было бумаги?
В. Давайте подойдём к экрану и посмотрим. /Просмотр слайдов, сопровождается ответами-разъяснениями детей/
• В древности, еще до появления бумаги люди выдалбливали надписи на камнях, делали наскальные рисунки.
• В Греции писали на сырых глиняных плитках, выдавливая буквы острой палочкой.
• В древнем Риме писали на восковых табличках. Таблички внутри покрывались цветным воском, а после застывания воска на нем писали тонкими палочками.
• В Египте было найдено растение-папирус. Стебли папируса разрезали на тонкие полоски и укладывали их друг на друга, смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в трубку.
• В Древней Греции писали на пергаменте, который делали из шкур животных. Стоил он очень дорого, т. к. для одной книги приходилось истреблять целое стадо телят или овец. Книга напоминала сундук.
• Наши русские предки писали на бересте. Это русское изобретение. Сначала на них писали грамоты, а потом и книги.
• Первую бумагу изобрели в древнем Китае. Ее изобрел Цай Лунь.
В. Ребята, вы молодцы, все вспомнили. А на чем из всего этого пробовали писать вы? (ответы – глиняные и восковые дощечки, береста, бумага). Что для вас оказалось самым удобным материалом для письма и рисования? (ответы)
В. А теперь нам пора отправляться дальше
В круг ребята все вставайте, волшебные слова за мной повторяйте:
Тик-так, тик-так, время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем, на станцию МУЗЕЙНАЯ попадем.
А эта станция называется: «Музейная» здесь находится музей бумаги, предлагаю посетить его, но для начала нужно выбрать экскурсовода.
Ребёнок-экскурсовод. Здравствуйте, ребята, а вы знаете как надо вести себя в музее?
Примерные ответы детей. (по схеме) Громко не разговаривать, руками ничего не трогать, не бегать, не баловаться, не мусорить.
Ребёнок-экскурсовод. Это музей волшебной бумаги, здесь собраны предметы, сделанные только из бумаги. Подойдём к первому стеллажу. Что здесь находится?
Дети. Коробка из-под конфет, пакет из-под молока, коробка из-под обуви, коробка от зубной пасты, коробка от лекарства.
Ребёнок-экскурсовод. Скажите, а что общего у всех этих предметов?
Примерные ответы детей. Все они сделаны из картона.
Ребёнок-экскурсовод. Как вы думаете, почему коробки делают именно из картона?
Примерные ответы детей. Картон прочный, хорошо сохраняет предметы, которые находятся внутри коробок.
Ребёнок-экскурсовод. Скажите, а что общего у всех этих предметов?
Примерные ответы детей. Все они сделаны из картона.
Ребёнок-экскурсовод. Как вы думаете, почему коробки делают именно из картона?
Примерные ответы детей. Картон прочный, хорошо сохраняет предметы, которые находятся внутри коробок.
Ребёнок-экскурсовод. Подойдём ко второму стеллажу. Здесь лежат книги, журналы, альбомы, газеты, раскраски. Скажите, что общего у этих всех предметов? Какая от них польза человеку?
Примерные ответы детей. Все они сделаны из бумаги. Книги, журналы, газеты нужны человеку, чтобы читать, а альбомы, раскраски, чтобы рисовать.
Ребёнок-экскурсовод. Ребята, а нет ли на стеллаже лишнего предмета?
Дети. Диск.
Ребёнок-экскурсовод. Как вы думаете, почему работники музея его поставили на этот стеллаж, ведь он сделан из другого материала? Может что-то объединяет эти предметы?
Примерные ответы детей.
В. Время идёт, на смену бумаги приходят компьютерные технологии сейчас людям удобнее записывать информацию на диски, флэш-карты.
Ребёнок-экскурсовод. Полюбуйтесь, на этом стеллаже стоят поделки, аппликации. Что их объединяет?
Примерные ответы детей. Они сделаны все из бумаги.
Ребёнок экскурсовод. Скажите, для чего делают красивые поделки из бумаги?
Примерные ответы детей. Поделки можно подарить, украсить комнату.
В. Спасибо, за интересную экскурсию, а наше путешествие в страну Волшебной бумаги продолжается.
В круг ребята все вставайте, волшебные слова за мной повторяйте:
Тик-так, тик-так, время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведем, на станцию ПОЧЕМУЧЕК попадем.
Давайте с вами немного поэкспериментируем с бумагой и узнаем, какой же бывает бумага. Как вы думаете, у нас получится? Для этого нам надо превратиться в маленьких ученых и зайти в нашу маленькую лабораторию.
Возьмите лист бумаги в руки. Погладьте его ладонью. Какой он?
Гладкий, тонкий…
Опыт № 1. «Сминание бумаги»
Читается стихотворение:
Раз, два, три, четыре, пять
Мы бумажку будем мять!
Мы бумажку будем мять!
Свои ручки развивать!
Цель: подвести детей к пониманию того, что можно сделать с бумагой. Я предлагаю вам смять бумагу. Легко это сделать?
Вывод: бумага – не прочная, мягкая, её можно смять.
Опыт № 2.«Разрезание бумаги»
Детям были предложен лист бумаги и деревянный кубик. Мы пробовали с детьми разрезать ножницами сначала кубик. Он твердый. Бумага разрезалась быстро и легко.
Опыт № 3.«Разрывание бумаги»
Я предлагаю вам два вида материала: бумагу, ткань.
Нужно разорвать бумагу (показать). Исследование прошло удачно: бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились.
Вывод: ткань прочнее, чем бумага.
Я предлагаю вам немного отдохнуть.
Воспитатель: мы с вами вспомнили еще одно свойство бумаги-на бумаге можно рисовать и писать.
Игра «Бывает-не бывает».
Ребята, я буду показывать вам предмет, если он из бумаги, вы хлопаете в ладоши, если нет – приседаете. (книга, стул, конверт, яблоко, альбом, зеркало, газета, салфетка, ваза, машина, журнал, открытка и др).
Опыт № 4.«Вода и бумага»
Для этого опыта мы взяли: бумажные салфетки.
Положили салфетки в ванночки с водой. Салфетки тут же размокли, они рвались в руках детей.
Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.
Опыт № 5. «Летающая бумага»
Веер в руки вы возьмите
Аккуратно разверните,
Хорошенько рассмотрите,
А теперь, мои друзья, все вниманье на меня.
Воспитатель: Эти веера мы с вами сделали из разноцветной бумаги.
Вывод: бумага бывает разных цветов, её можно красить и бумагу можно складывать и делать поделки.
Я принесла детям полоски фольги (конфетная обвёртка). Может ли бумага летать? Для этого нужно помахать веером, чтобы получился ветерок. Этот опыт очень понравился детям. Разноцветная фольга разлетелась по всему столу.
Вывод: полоски фольги очень легкие, поэтому когда дует ветер они разлетаются.
Ребята, какого цвета бумага у вас на столе? (бумага разных цветов)
Вывод: Бумага может быть разноцветной.
А теперь подойдите все ко мне и мы все вместе подведем итог, какая же она - бумага.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ-ВЫВОДЫ ДЕТЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАБЛЮДЕНИЙ-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
1 СТОЛ Бумага рвется (образцы бумаги, ножницы)
• Легче всего было порвать салфетку
• Сложнее с бумагой для письма – она в одном направлении рвется легко и ровно, в другом сложнее и криво (наискосок, кусочками.)
• Больше всего пришлось приложить усилий к картону. Рвать руками его очень тяжело, резать ножницами тоже не просто.
Вывод: чем тоньше бумага, тем легче она рвется (режется ножницами)
2 СТОЛ Бумага впитывает воду (образцы бумаги, лоток с водой)
• Быстрее всего промокла салфетка, ее даже невозможно достать из воды в целом виде.
• Вторая по скорости впитывания – бумага писчая – она тоже полностью пропиталась водой, но ее можно достать из воды и просушить. Она стала более мягкой и легко рвется.
• Медленнее всех впитывает воду картон, но все равно вода проникает в волокна и размачивает его.
Вывод: любая бумага впитывает воду, только с разной скоростью. Скорость намокания зависит от плотности бумаги – чем тоньше бумага, тем быстрее она впитывает воду. После намокания любая бумага теряет форму
3 СТОЛ Бумага мнется (образцы бумаги)
• Легче всего получилось смять салфетку.
• Вторая по сложности сминания – писчая бумага.
• Сложнее всего было сделать мятый комок из картона.
Вывод: мнется любая бумага, но чем она тоньше, тем это сделать легче. Размер бумажного комка тоже зависит от плотности бумаги – чем толще бумага, тем комок больше.
В. А какие еще свойства бумаги
мы знаем? Давайте посмотрим на схему и каждый из вас, по очереди назовет по одному свойству бумаги.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ-ВЫВОДЫ ДЕТЕЙ.
• Бумага может быть разной формы и размера
• Бумага может быть разнообразных цветов
• Бумажные изделия разнообразны по качеству и плотности, все зависит от назначения.
• Бумага не имеет запаха.
• Бумажные изделия не имеют вкуса
• Вся бумага быстро разгорается и сгорает.
• Вся бумага впитывает воду и теряет свои свойства.
Воспитатель вспоминает с детьми :
Бумага мнется. Бумага рвется Бумагу можно резать. На бумаге можно рисовать. Бумагу мокнет, боится воды Бумагу можно сворачивать, складывать Бумага легкая, может летать.
В. Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Волшебной бумаги.
В круг ребята все вставайте, волшебные слова за мной повторяйте:
Тик-так, тик-так, время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем, В СВОЮ ГРУППУ попадем.
Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам понравилось выполнять? Я уверена, что вы теперь будете бережнее относиться к бумаге. Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.
Все дети молодцы.
Ребенок читает:
ЛИСТ БУМАГИ
Простой бумаги свежий лист!
Ты бел как мел. Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука.
Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
Кому и что ты принесешь:
Любовь? Разлуку? Правду? Ложь?
Прощеньем ляжешь ты на стол?
Иль обратишься в протокол?
Или сомнет тебя поэт,
Бесплодно встретивший рассвет?
Нет, ждет тебя удел иной!
Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу,
Его заполнив пустоту.
И синим будет небосвод,
И красным будет пароход
И черным будет в небе дым,
И солнце будет золотым!
Сергей Михалков.