Марина Киткина
Конспект ОД с детьми младшей группы по ФЭМП «Путешествие в страну сказок» с использованием технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование сенсорных эталонов посредством игр с блоками Дьенеша.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.
- Развивать у детей умение анализировать свойства предметов; соотносить предметы по форме, цвету, размеру, классифицировать и обобщать фигуры по свойствам (по цвету, форме, величине).
-Развивать умение детей соотносить реальную фигуру с символом.
Развивающие:
Публикация «Конспект ОД с детьми младшей группы по ФЭМП „Путешествие в страну сказок“ с использованием технологии ТРИЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Развивать у детей познавательный интерес, восприятие, внимание, логическое мышление, память, воображение, творческие возможности с помощью элементов технологии ТРИЗ.
- Развивать умение вести диалог.
Воспитательные:
- Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.
- Воспитывать любознательность и интерес к новому.
Предварительная работа:
Знакомство с блоками Дьенеша, со знаками-символами (условными обозначениями); дидактические игры «Четвёртый лишний», «Геометрическое лото», «Волшебный мешочек», математические загадки о блоках, чтение р. н. с. «Заюшкина избушка», «Три медведя», сказка
В. Сутеева «Капризная кошка».
Материалы и оборудование: связка воздушных шаров, наполненных гелием, с веревочками по количеству детей, 3 обруча (красный, синий, желтый, поднос с блоками Дьенеша, карточки-символы, зонт с ручкой-крючком (нескладной, атрибуты к р. н. с. «Заюшкина избушка», «Три медведя», картинка (А4) к сказке В. Сутеева «Капризная кошка», мультимедийное средство: CD-проигрыватель, аудиозапись музыкальной игры на координацию движений «У жирафа пятна, пятна…»
Ход образовательной деятельности:
Дети занимаются самостоятельной игровой деятельностью. Воспитатель вносит в группу поднос с блоками Дьенеша и «случайно» его роняет.
В. : -Ой, дети, помогите мне, пожалуйста, собрать блоки. Спасибо! А вы любите ходить в гости? Д. : -(Да).
В. : - Хотите, мы с вами прямо сейчас отправимся в гости, в страну сказок? Возьмем с собой помощников: цветные блоки, вдруг кому-нибудь нужно будет помочь.
Дети берут по одному блоку.
В. : - А на чем же можно поехать?
Д. : -На поезде.
В. : -Нет рельсов.
Д. : -На автобусе.
В. : -Мы не умеем им управлять.
Д. : -На машине.
В. : -Не умеем водить машину и т. п.
В. : -Мы сегодня с вами пришли в группу, а что-то необычное вы заметили? (дети говорят о воздушных шариках под потолком).
В. : - Как воздушные шарики попали к нам в группу? (дети высказывают свои предположения : ветер принёс, залетели в окно или двери, кто-то принёс и т. п.).
В. : Я предлагаю вам полететь на них в страну сказок. Хотите полететь на них? (Да) Но можем ли мы дотянуть до верёвочек? (Нет). А почему? (размышления детей).
В. : Да, конечно, шарики высоко, а веревочки короткие. Как же нам их достать? (предложения детей). А здесь стоит зонтик. Может с его помощью можно достать шары? Как это сделать? (Дети рассказывают, как с помощью зонта достать связку шаров, и один из них достает шары).
В. : - Шары достали и теперь на них полетим. Держитесь за веревочки и отправляемся в путешествие!
Ветер по небу гуляет Дети идут по кругу, держась за
веревочки.
Шары цветные подгоняет.
Шарики воздушные
Ветерку послушные.
На пути деревья встали,
Шарики в листве застряли.
Дети отпускают шарики и садятся на стульчики.
В. : -В какую же сказку мы попали? (на столе атрибуты сказки «Заюшкина избушка»).
Д. : «Заюшкина избушка».
В. : -Какая избушка была у зайки? (лубяная, а у лисы? (ледяная).
Пришла весна, избушка у лисы растаяла и превратилась во что? (в маленькие льдинки). А у зайки избушка за зиму прохудилась, ее надо подремонтировать, а для ремонта нужны большие детали.
В. : -Я предлагаю вам показать, что осталось от лисьей избушки и положим в обруч, льдинки какого размера?
Воспитатель показывает знак-символ маленьких блоков и кладет его в один обруч.
Д. : -Маленькие.
В. : - И поможем зайке: положим для ремонта избушки детали какого размера?
Воспитатель показывает знак-символ больших блоков и кладет его во второй обруч.
Д. : - Большие.
В. : - Раз, два, три – зайке помоги.
Дети кладут свои блоки в обручи. Проверяем.
В. : -Молодцы! Помогли зайке. Я предлагаю поиграть в игру «Лиса и зайцы»?
Подвижная игра «По лесной лужайке…»
Дети выполняют действия согласно тексту. Лиса, игрушка би-ба-бо, у воспитателя.
По лесной лужайке
Разбежались зайки.
Вот какие зайки, зайки-побегайки.
Сели зайчики в кружок
Роют лапкой корешок
Вот какие зайки, зайки-побегайки.
Вот бежит лисичка
Рыжая лисичка.
Ищет, где же зайки, зайки-побегайки.
Дети убегают от лисы.
Игра «Хорошо-плохо».
В. : -Ребятки, а ледяная избушка - это хорошо. Почему?
Д. : - Она красивая, светлая, сверкает на солнце. (Если дети затрудняются отвечать, воспитатель задает наводящие вопросы).
В. –Нет, ледяная избушка - это все же плохо. Почему?
Д. - Она холодная и весной растаяла.
В. : Лиса – это хорошо. Почему?
Д. : Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.
В. : Лиса – это плохо. Почему?
Д. : Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.
В. : -Ну, а теперь отправляемся в другую сказку. Вдруг там тоже наша помощь нужна! Закрываем глазки.
Воспитатель меняет декорации.
Я считаю до пяти,
Не могу до десяти.
Раз, два, три, четыре, пять.
Глазки можно открывать.
В. : -А теперь в какой сказке мы оказались?
Д. : -«Три медведя».
В. : -Как вы догадались? (ответы детей).
В. : -Правильно. У Михаила Ивановича какого размера была миска?
(Большая). А у Настасьи Петровны? (Поменьше, средняя). А у Мишутки? (Самая маленькая.) И в мисках у медведей была похлебка, а сейчас ее нет.
В. : Я предлагаю вам положить для них рыбку, а медведи сварят из нее суп-уху. Для Михаила Ивановича приготовим рыбку какого цвета?
Воспитатель показывает знак-символ, обозначающий красный цвет, и кладет его в первый обруч.
Д. : - Красную.
В. : -Для Настасьи Петровны положим рыбку какого цвета?
Воспитатель показывает знак-символ, обозначающий желтый цвет, и кладет его во второй обруч.
Д. : -Желтую.
В. : -А для Мишутки приготовим рыбку синего цвета.
Воспитатель показывает знак-символ, обозначающий синий цвет, и кладет его в третий обруч.
Раз, два, три
Рыбку разложи!
Дети кладут свои блоки в обручи. Проверяем.
В. : - Молодцы! Теперь медведи не будут голодными. А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Три медведя».
Игра «Три медведя шли домой…»
Дети встают врассыпную и выполняют движения по содержанию стихотворения.
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой,
Мама – чуть поменьше ростом,
А сынок – малютка просто:
Очень маленький он был,
С погремушкою ходил.
Динь-динь-динь, динь-динь-динь,
С погремушкою ходил.
В. : -Ой, я слышу мяуканье. А вы слышите?
Воспитатель заглядывает за дверь, мяукает.
Наверное, еще кому-то наша помощь нужна. В какой же сказке мы окажемся сейчас? Закрываем глазки.
Воспитатель меняет декорации.
Я считаю до пяти,
Не могу до десяти.
Раз, два, три, четыре, пять.
Глазки можно открывать.
В. : - Куда мы попали, в какую сказку?
Д. : - «Капризная кошка».
Кошка: - Мяу, мяу. Здравствуйте, дети. Девочка нарисовала мне и домик, и фруктовый сад, и огород, и пруд с рыбками. А я хочу еще клумбы с цветами, и чтобы цветы были разной формы.
В. : - Может, ребятки, посадим на клумбы цветы для кошки? (Посадим). На первую клумбу мы посадим цветы какой формы?
Воспитатель показывает знак-символ, обозначающий круглую форму, и кладет его в первый обруч.
Д. : - Круглые.
В. : - На вторую клумбу мы посадим цветы какой формы?
Воспитатель показывает знак-символ, обозначающий квадратную форму, и кладет его во второй обруч.
Д. : - Квадратные.
В. : - На третью клумбу мы посадим цветы какой формы?
Воспитатель показывает знак-символ, обозначающий треугольную форму, и кладет его в третий обруч.
В. : -Ну, а на четвертой клумбе будут расти цветы прямоугольной формы.
Воспитатель показывает знак-символ, обозначающий прямоугольную форму, и кладет его в четвертый обруч.
Раз, два, три
Цветочки посади!
Дети кладут свои блоки в обручи. Проверяем.
Ну вот, мы помогли и кошке. А чтобы она не капризничала, сыграем в жирафчика.
Игра на координацию движений «У жирафа…»
В. : -А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Берите веревочки от шариков и полетели!
На воздушном шаре мы летим,
На воздушном шаре мы летим, как птицы.
Вот наш садик виден там вдали,
Поскорей бы нам на землю опуститься.
Рефлексия:
В. : - Вот мы и снова в нашей группе, интересное было путешествие? А где мы были? Как вы думаете, хорошие ли мы с вами совершили поступки? А что мы сделали? (Ответы детей).
В. : -Мы помогли героям сказок. Молодцы! Теперь вы можете подойти и посмотреть все сказки поближе, а кто хочет, может мне помочь убрать все на место.