Татьяна Милякова
Конспект ООД с детьми 6–7 лет по развитию речи «Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- побуждать детей пересказывать текст точно, последовательно, выразительно, используя авторские слова, ключевые фразы;
- содействовать развитию умения пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную;
- побуждать детей подбирать короткие (односложные) и длинные (многосложные) слова.
- поддерживать у дошкольников интерес к творчеству М. Пришвина, восхищаться героями его произведений, видеть прекрасное в них.
Публикация «Конспект ООД с детьми 6–7 лет по развитию речи „Пересказ рассказа М, Пришвина „Ёж“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Чтение, пересказ
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Еж, ёжики. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Пришвин М. М.
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия:
- Ребята, посмотрите какую плетенную корзину я сегодня нашла на пороге нашей группы. Так… что за шум…прислушайтесь (звук ежа, на что или на кого это похоже? скорее посмотрим кто там.
Живёт на свете зверь смешной.
Он фыркает и морщит нос,
Он бодрый — летом, спит — зимой.
О чём он думает? Вопрос!
Он на игольницу похож,
Зовут его Колючка Ёж!
- Ежи зимой впадают в спячку, а что происходит с ними весной? (пробуждается, просыпается от сна)
- Правильно ребята, сегодня я хочу еще раз обратиться к творчеству писателя, Михаила Пришвина. Этот замечательный человек написал очень много познавательных и интересных рассказов о природе и животных. А самое интересное, что все его истории основаны на его наблюдениях. Еще, когда он был маленьким, он очень любил гулять по лесу, слушать пенье и замечал даже самых маленьких его обитателей. И сегодня мы с вами прочитаем его рассказ "Ёж".
Читаю рассказ М. Пришвина "Ёж", затем обращаюсь к детям с вопросами.
- О чем говорится в рассказе? Чем он вам понравился?
- Ребята, вспомните, пожалуйста: с чем автор сравнил звук ежа? ( еж затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, если бы вдали шёл автомобиль)
- Зачем писатель решил взять домой ежа? Для чего? («мышей у меня много. Я слышал – ё жик их ловит и решил: пусть он живет у меня и ловит мышей»)
- Принес писатель ежика домой, ежик спрятался под кровать, а Пришвин зажег лампу, что случилось дальше? Почему? (ежик выбежал из – под кровати. Он подумал на лампу, что эта луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам)
- Что еще напоминало ежику лес? (трубка писателя, которая пускала облака и сапоги, которые ежик нюхал)
- Заснул Михаил Пришвин в кровати и вдруг услышал какой – то шелест. что это было? Почему ежик заинтересовался газетой? (ежик шуршал газетой, пытаясь надеть себе на колючки; газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил ее себе для гнезда.
- Как обратился автор к ежику, когда тот не испугался и начал лакать воду из тарелки? (Хороший ты малый, хороший)
- Что за работа у ежика происходила дальше? (ежик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился (упал)
«Так вот и устроился у меня жить ежик. Сейчас, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью – выпьет, то булочки дам – съест.
- Ребята, подумайте, как можно по – другому назвать автора этого рассказа? (писатель, охотник, Михаил Пришвин, любитель природы, наблюдатель)
- Послушайте рассказ еще раз. Вы будете его рассказывать от лица автора, то есть говорить писатель, Михаил Пришвин, охотник «шел по берегу ручья». Так как мы дети старшего возраста, взрослые, мы будем пересказывать парами. Будьте внимательны, слушайте друг друга.
Воспитатель интонационно выделяет слова и фразы, на которые необходимо обратить внимание.
Чтение рассказа и пересказ (2 – 3 рассказа)
- Ребята, скажите, пожалуйста, употребляли ли рассказчики слова автора? Какие?
- Полный ли был рассказ? Выразительный?
Игра «короткие и длинные слова»
Ребята, задание было трудное, и сейчас я предлагаю немного отдохнуть. У меня есть волшебный мешочек. В нем лежат длинные и короткие полоски. Возьмите каждый любую полоску (дети выбирают себе полоску). У кого попалась длинная полоска, то вы придумываете длинные слова; у кого попалась короткая полоска – короткие слова. Попробуем сыграть:
• Ежик – это дикое животное. Перечислите животных, которые живут в лесу. Не забывайте, если у вас длинная полоска – то вы придумываете длинные названия животных, у кого короткая – короткие.
• В лесу любят гулять и наслаждаться природой люди. Назовите имена людей.
• После прогулки, людям нужно подкрепиться. Придумайте названия блюд.
Мы отлично поиграли. Я хочу еще раз обратиться к творчеству Михаила Пришвина. Скажите мне пожалуйста, какие его произведения мы с вами еще читали? Кто главные герои в этих рассказах? Какие произведения вам больше понравились и почему?
- «Журка» (Поймали молодого журавля и дали ему лягушку. –А сколько он может съесть их? Спросила жена. Десять, двадцать… подрезали мы крылья журавлю и назвали фру-фру. Стал он за женой всюду ходить (корову доить, в огород, на колхозное поле. Один раз пошли за водой, к болоту, Журка хотел лягушку поймать, взмахнул крыльями – полетел. Жена: «ах, ах, горе какое!». Позвали «фру – фру» и Журка прилетел. Дали ему лягушек, 43 шт);
- «Глоток молока» (Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле ее носа, она отвертывалась. Лада, надо поесть – сказал я. Она подняла голову и забила прутом. Я погладил ее. От ласки жизнь заиграла в ее глазах. Она протянула нос к молоку и залакала. Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Может быть именно эти несколько глотков молока спасли ее жизнь)
- «Говорящий грач» (было это в голодном году. Повадился ко мне на подоконник летать желторотый молодой грачонок. Сирота был. У меня хранился целый мешок гречневой крупы. И я питался ей. Прилетит грачонок, я посыплю ему крупы и спрашиваю «кашки хочешь, дурашка?» Поклюет и улетит. Так каждый день. Я хотел, что б на мой вопрос, он ответил «хочу». А он только желтый рот откроет и красный язык показывает. Я забросил учение. К осени случилась беда, воры все обнесли, никакой еды. Лег голодный, лицо зеленое стало. Стук в окно. «Вот и мясо» мысль у меня. Я открыл окно, хвать его. Он прыг на дерево. Я за ним. Он выше – я не могу. Он смотрит на меня и говорит «кашку хочешь, дурашка?»)
Анализ занятия:
Ребята, какой же замечательный писатель Михаил Пришвин. Как интересно он описывает жизнь животных, птиц, а также нашу необыкновенной красоты природу. Благодаря ему, в нашей голове появляются такие яркие, живые картинки к его рассказам.
- Хотели бы вы стать писателем, как Михаил Пришвин? Про что бы вы хотели написать и рассказать всему миру?
Молодцы, вы все сегодня очень здорово потрудились.