Боротканич Ольга Васильевна
Конспект ОД по познавательно-исследовательскому развитию для детей старшей группы «Это волшебное стекло»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Боротканич Ольга Васильевна
Конспект ОД «Познавательно-исследовательское развитие» для детей старшей группы. «Это волшебное стекло»
Цель: Познакомить со свойством стекла.
Задачи:
Обучающая:
Формировать умения выделять свойства стекла, обратить внимание детей на то, что все свойства учитываются при изготовлении вещей из этого материала.
Закрепить знания о правилах пользования стеклянной посудой.
Развивающая :
Публикация «Конспект ОД по познавательно-исследовательскому развитию для детей старшей группы „Это волшебное стекло“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
Развивать внимание, восприятие, память, наблюдательность, умение анализировать, связную речь.
Воспитательная:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выслушивать товарища.
Воспитывать бережное отношение со стеклянными предметами.
Предварительная работа:
Рассматривание с детьми предметов сделанных из различных материалов;
Составление описательных рассказов.
Демонстрационный материал:
Изделия из стекла :
Тонкие и ребристые стаканы;
Розетки;
Вазочки;
Бутылочки;
Салатницы;
Разнообразные флаконы.
Письмо.
Раздаточный материал:
Бутылочка с водой;
Стаканчик ;
Методические приё мы:
Игровая ситуация;
Беседа-диалог;
Эксперимент;
Продуктивная деятельность детей;
Анализ;
Подведение итогов.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Нас пригласили в стеклянную страну и прислали письмо. Это письмо необычное, его прислала сама «Королева Стеклянной Страны».
(Воспитатель показывает конверт с письмом, достаёт письмо и читает его) :
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишет вам «Королева Стеклянной Страны. Жители» моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для того, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить одно задание: назвать вежливые слова».
Воспитатель: Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Тогда давайте выполним задание Королевы.
Дети: «Спасибо», «Пожалуйста», «Доброе утро», «Здравствуйте», «До свидание».
Воспитатель: Вы назвали так много вежливых слов, что «Королева» наверняка разрешит нам попасть в её страну.
(Звучит музыка «Голубой вагон», дети строятся паровозиком и отправляются в стеклянную страну. Воспитатель подходит к столу, на котором лежат предметы из стекла, накрытые салфеткой.)
Воспитатель: Давайте скажем «Раз,два,три!»
(Воспитатель убирает салфетку, и дети видят различные предметы из стекла : тонкие и гранёные стаканы, вазы, бутылочки, салатницы и т. д.
Воспитатель предлагает рассмотреть все эти вещи, и просит назвать их.)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на то, что вещи похожи друг на друга, все они «родственники». Почему?
Дети: Они все сделаны из стекла.
Воспитатель: Да, правильно, они все сделаны из стекла. Стеклянных предметов очень много.
Воспитатель: Интересно почему? Давайте узнаем это.
Воспитатель: Представьте себе, что мы исследователи. И мы должны выполнить важное задание. Это помочь Королеве узнать, почему он может с вами играть только зимой.
Выполнение эксперимента
(Воспитатель предлагает детям пройти за столы, на столах лежат игрушки от шоколадного яйца, прозрачные стаканы и бутылки с водой).
Воспитатель: Давайте опустим предмет – игрушку в стакан. Посмотрите, что в стакане?
Дети: В стакане лежит игрушка.
Воспитатель: Молодцы! А как вы догадались?
Дети: Потому что, стакан из стекла и он прозрачный.
Воспитатель: Где используют это свойства стекла – прозрачность?
Дети: Окна в зданиях, очки, линзы, аквариум, стёкла в машинах, часах.
Воспитатель: Стекло бывает прозрачное, а какое ещё бывает стекло? Давайте посмотрим на стол.
(Дети смотрят на стол видят изделия из цветного стекла).
Воспитатель: А для чего используют изделия из цветного стекла?
Дети: Синяя лампочка, коричневый пузырёк, зелёная бутылочка, голубая ваза, чёрные солнцезащитные очки, разноцветные стеклянные фигурки.
Воспитатель: Зачем делают цветные стеклянные изделия.
Дети: Предметы из цветного стекла красивые, красочные. Их используют для украшений помещений. Для защиты глаз. (солнцезащитные очки).
Воспитатель: А ещё тёмные пузырьки делают для того, чтобы увеличить срока годности лекарств, так как солнечный свет плохо проникает через тёмное стекло и не портит лекарства.
Воспитатель: Теперь давайте отдохнём.
Физкультминутка
Девочки и мальчики:
Хлоп, хлоп, хлоп,
(Дети хлопают в ладоши.)
Прыгают, как мячики:
Прыг – скок, прыг – скок.
(Прыгают.)
Весело хохочут:
Ха – ха – ха!
(Имитационные движения.)
Глазками моргают,
(Ритмично зажмуривают глазки.)
После отдыхают.
(Приседают.)
Воспитатель: Ребята, давайте возьмём в руки стекло. Какое оно на ощупь?
Дети: Гладкое, холодное, скользкое, ребристое, с бугорками.
Воспитатель: А если уронить предмет из стекла, что произойдёт?
Воспитатель: Будем проводить опыт?
Дети: Нет.
Воспитатель: Опять догадались. Вот умнички. Потому что стекло хрупкое.
Воспитатель: Назовите изделие из стекла, в которое можно налить воду.
(Воспитатель предлагает налить воду в стакан)
Воспитатель: Пропускает ли стакан воду?
Дети: Нет
Воспитатель: Значит, стекло водонепроницаемое, в любую стеклянную посуду можно налить воду
Воспитатель: А если ударить карандашом по стеклянной посуде, что вы слышите?
Дети: Звук, звон.
Воспитатель: Правильно, мелодичный звук. Давайте попробуем
(Дети повторяют опыт.)
Фиксирование результатов
Воспитатель: Ребята, давайте назовём все свойства стекла :
Дети Стекло прозрачное;
Стекло может быть бесцветное или цветное;
Стекло хрупкое;
Стекло не пропускает воду, непроницаемое;
При постукивании издаёт мелодичный звук.
Воспитатель: Правильно, вы молодцы. Теперь поиграем в игру.
Игра «Какой предмет?»
Воспитатель говорит, что предметы делают не только из стекла, но из других материалов. Предлагает поиграть в игру «Какой предмет?».
Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку и называет какой – либо предмет и материал, из которого он сделан. Ребёнок, возвращая мяч, называет, какой предмет. (Пузырёк из стекла – стеклянный)
Ложка из металла – металлическая.
Ложка из дерева – деревянная.
Ваза из глины – глиняная.
Ваза из стекла – стеклянная.
Машинка из пластмассы – пластмассовая.
Мяч из резинки- -резиновый.
Кораблик из бумаги – бумажный.
Линзы из стекла – стеклянная.
Поднос из металла – металлический.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
(Дети строятся паровозиком и под музыку возвращаются в детский сад).
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу.
Воспитатель: Что нового и интересного мы с вами узнали?
Воспитатель: Какие моменты вам больше понравились и почему?